Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Сысертский городской округ

  • Территория 2 087,70 км2
  • Население 62 195 чел.
  • Административный центр г. Сысерть
Сысерть
пос. Бобровский
Большой Исток
Верхняя Сысерть
пос. Двуреченск
с. Кашино
д. Ключи
с. Никольское
пос. Октябрьский
д. Ольховка
с. Патруши
с. Черданцево
с. Щелкун

Одно из первых поселений, основанное в последней четверти ХVII века

Общая информация о районеИсторическая справкаДостопримечательностиСовременное состояние ТНКФольклорные коллективыХудожественные промыслы и ремеслаМастераКраеведение

Территория - 2,087,70 кв.км.
Население - 62,195 т.ч.
Административный центр - г. Сысерть.

В состав территории Сысертского городского округа входит 38 населенных пунктов: г. Сысерть, пос. Бобровский, пос. Большой Исток, пос. Двуреченск, пос. Верхняя Сысерть, пос. Асбест, пос. Габиевский, пос. Каменка, пос. Трактовский, пос. Школьный, пос. Октябрьский, пос. Первомайский, пос. Полевой, пос. Колос, пос. Лечебный, пос. Поляна, пос. Луч, пос. Вьюхино; с. Кашино, с. Никольское, с. Патруши, с. Черданцево, с. Щелкун, с. Новоипатово, с. Бородулино, с. Фомино, с. Кадниково, с. Абрамово, с. Аверино; д. Ключи, д. Андреевка, д. Верхняя Боевка, д. Ольховка, д. Шайдурово, д. Большое Седельниково, д. Малое Седельниково, д. Токарево, д. Космакова.

Сысертский район – один из южных районов Свердловской области. Традиционным для этой территории является русское заводское и крестьянское население.

Освоение этого района Среднего Урала начинается в ХVII веке, в контексте общих процессов заселения и освоения Урала русскими в этот период. Одно из первых поселений – с. Щелкун, основанное в последней четверти ХVII века. К ХVII веку относится и первое упоминание о поселении Верхняя Сысерть.

В формировании русского крестьянского населения территории приняли участие выходцы с территории Русского Севера, Приуралья и Поволжья. Заселение и освоение этих территорий продолжалось и в ХVIII веке, когда возникают крестьянские и промышленные поселения. С 1707 года ведет свою историю русское село Черданцево, основанное на реке Сысерть.

С промышленным освоением территории связано возникновение Сысертского завода, который возникает в 1732 году как железоделательный, с типичной для уральских горнозаводских поселений планировкой: заводской пруд, плотина с расположенными ниже заводским производством и заводским поселком, расположенным по берегам пруда.

В близости от Сысертского завода уже в ХIХ веке строится Верхнесысертский железоделательный завод, вспомогательный для Сысертского. С ХIХ века ведут свою историю и другие населенные пункты территории – село Бобровское, Двуреченск и другие. Таким образом, более двухсот лет происходило заселение и хозяйственное освоение данной территории.

До формирования постоянного населения – территория по реке Сысерть относилась к зоне расселения древних тюркских и финно-угорских племен, в том числе вогул (манси), северных башкирских зауральских племен. Основное занятие башкир в тот период было полукочевое и кочевое скотоводство. О финно-угорском и тюркском субстрате древнего населения свидетельствует местная топонимическая система.

Заселение и освоение этого региона русскими было связано с сельскохозяйственным и промышленным освоением, имело длительный временной период и было связано с разными волнами миграции. Поэтому этнокультурный облик русского населения этой территории отличается в зависимости от социального статуса населения: заводское и крестьянское, помещичьи и государственные крестьяне; разной конфессиональной принадлежностью – православными и старообрядцами.

В соответствии с вышесказанным, традиционная культура русского населения этой территории, с одной стороны, характеризуется комплексами, принесенными разными миграционными волнами с севернорусскими и среднерусскими элементами, с другой, характеризуется разными стадиальными формами развития: от архаичных комплексов старообрядческого населения до модернизированных – у заводского.

Для традиционной культуры территории – типичного уральского этнокультурного горнозаводского ландшафта – характерно формирование и регионального комплекса представлений. Отчасти благодаря произведениям П.П. Бажова, уроженца Сысертского завода, уральского фольклориста и писателя, они стали эталонными для региональной уральской горнозаводской мифологии.

Традиционная культура русского населения данного района до настоящего времени представляется слабо изученной.

Формирование сложного полиэтничного состава населения при значительном доминировании русских приходится на период ХХ века, с его активным миграционным движением. Именно в этот период этнический состав усложняется и включает в настоящее время представителей нескольких десятков народов.

Близость к крупной городской агломерации, значительные миграции населения, в том числе приток временного «дачного» населения явились главными причинами эрозии этнокультурных комплексов территории.

Сысертский краеведческий музей расположен в исторической части города. Он размещается в здании главной конторы Сысертского горного округа, которая построена по инициативе его владельца А.Ф. Турчанинова в 1779 году. Экспозиция музея, открытого в 1969 году, отражает историю Сысерти с начала ее основания до наших дней. В музее представлен портрет первого заводовладельца и хозяина Сысертского округа А.Ф. Турчанинова, а также его дворянский герб (дворянство ему было пожаловано Екатериной II).

Город Сысерть – родина Павла Петровича Бажова (1879-1950), знаменитого уральского сказочника, автора известной книги сказов «Малахитовая шкатулка». П.П. Бажов родился в семье мастера сысертского железоделательного завода.

Мемориальный дом-музей П.П. Бажова – филиал Объединенного музея писателей Урала. Музей разместился в доме, где родился и вырос П.П. Бажов. Здесь прошли детские годы будущего писателя, автора знаменитых уральских сказов. Музей был открыт в 1982 году. Открытие его было приурочено к 250-летию города Сысерти. Экспозиция музея составлена по воспоминаниям самого писателя.

Дом-музей П.П. Бажова - это усадьба его родителей, отца Петра Васильевича Бажова и матери Августы Степановны. Здесь, в Сысерти, 15 января 1879 года родился Павел Петрович. Жили Бажовы в достатке. В их усадьбу входили большой дом на 6 окон, надворные постройки: баня, конюшня, амбары, завозня и флигель. В этом флигеле и находится сейчас музей. В 1906 г. усадьбу продали, и П.П. Бажов переехал с матерью в Екатеринбург. Ныне ветхое здание флигеля заменено новоделом. Во дворе сохранились постройки - баня, сарай, конюшня. Экспозиция музея отражает быт семьи сысертского рабочего.

Исторический центр города Сысерти не подвергался коренной реконструкции. Здесь сохранился Комплекс доменных цехов XIX века, Здание цифирной школы, а также несколько старинных купеческих домов и лавок.

В 1773 году был заложен Храм во имя Святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (Симеоно-Анненский храм), полностью построенный на средства заводовладельца А.Ф. Турчанинова.Роспись храма была выполнена по эскизам великого Карла Брюллова. В 1935 году храм был закрыт, взорвана колокольня и разрушен купол. В 1991 году храм возвращен верующим. Он находится в стадии реставрации.

На площади напротив храма стоит Памятник погибшим морякам. На мемориале выгравирована надпись: «Памятник установлен по инициативе моряков-подводников клуба «Экипаж» в знак глубокого уважения к морскому братству вечной и светлой памяти погибших моряков. 1995».

Здесь же на площади стоит Памятник-бюст П.П. Бажова, возведенный в 1985 году (скульптор - П.А. Сажин).

Еще одной интересной достопримечательностью Сысерти является Здание цифирной школы, построенное по распоряжению В.Н. Татищева в 1735 году. В ней обучали наукам будущий заводской персонал. Здание является историческим памятником первой половины XVIII века. Первоначально это было небольшое здание из кирпича, а в начале XIX века его расширили благодаря постройке деревянного пристроя. С 1886 по 1889 годы здесь обучался юный Павел Бажов. Сейчас в здании расположены вечерняя школа и библиотека.

Сооружения старинного Сысертского завода являются памятником промышленной архитектуры середины XIX века (1840-1850 годы). Они находятся в относительно хорошем состоянии. Сохранился корпус доменных печей, литейный двор, эстакада, водороводное сооружение. Рядом расположена плотина.

Сразу за плотиной начинается подъем на главную высоту Сысерти. Эту гору называют и Бесенковаи Бесёновка, и Бессонова, и Бессонная и, наконец, Караульная. Вариантов происхождения названия горы и того больше. До Крестьянской войны гора носила название Караульной- на ней находился сторожевой пункт, помогавший предотвращать внезапные набеги башкир. Также он сообщал о пожарах.

Бесенковой ее называли от поверья суеверных, считавших, что на ней живут бесы. Другие два варианта достались нам от пугачевских времен. В одно из нападений на Сысерть пугачевцы вели обстрел по заводу с этой горы. В бою погиб офицер Бессонов, руководивший обороной Сысерти. Он был похоронен на вершине горы, за что она и получила в память о погибшем название Бессоновой. А Бессонной, согласно легенде, называли ее от того, что во времена Пугачевского восстания охранники завода вынуждены были без сна нести там верную службу.

На вершине горы в давние времена стояла Никольская часовня. Построена она была еще в 1786 году и славилась тем, что в ней находилась особо чтимая верующими икона Святого Николая. В советское время часовня была взорвана беспощадными коммунистами. Сейчас на ее месте стоит 12-метровый православный крест, выплавленный из чугуна. На кресте - надпись «Спаси и сохрани». Этот крест подарил городу завод «Уралгидромаш» в честь 270-летия Сысерти. Крест был установлен 29 августа 2001 года. Его вес - 23,000 кг. С вершины горы открывается красивейший вид на панораму Сысерти и городского пруда.

Старинный однопрестольный каменный Храм во имя святых апостолов Петра и Павла был построен на сысертском кладбище в 1858 году на средства заводовладельцев Соломирских. В 1880 году храм украсился каменной колокольней. Вплоть до 1917 года в этом небольшом храме служились молебны, панихиды, совершались отпевания. С приходом к власти большевиков судьба храма круто изменилась. Власти изъяли более 18 кг богослужебных принадлежностей из серебра. В 1930 году церковь была закрыта для богослужений. В 90-е годы ХХ века Петро-Павловский храм был возвращен верующим в полуразрушенном состоянии. Он подвергся реставрации.

Часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Когда-то на месте этой часовни был ключ с чистейшей родниковой водой. Во время эпидемии холеры на Сысертском заводе, которая случилась вскоре после отмены крепостного права (1861 год) вся вода вокруг, кроме этого родника, была заражена. Благодаря ему люди спаслись, и поставили в знак благодарности на месте источника каменную часовню. В 1896 году часовня была перестроена и в таком виде дошла до наших дней. Вода, по свидетельствам очевидцев, ушла из источника в 20-30-е годы прошлого века.

В нескольких километрах от Сысерти, в отрогах Черновского увала, расположен знаменитый своей неповторимой красотой Тальков камень - озеро, образовавшееся в заброшенном тальковом карьере. Глубина озера более 30 метров. С середины XIX века до 20-х годов XX века здесь добывали тальк. На рубеже XIX-XX веков это место пользовалось дурной славой. Говаривали, что здесь будто бы живет нечистая сила. А после Гражданской войны появились легенды о якобы спрятанных в голубых водах озера сокровищах Сысертских заводчиков. Когда-то давно на месте озера был карьер, и в нем добывали тальк, но затем карьер медленно начал заполняться грунтовыми водами, и был заброшен. В 1843 году на месте озера образовалось тальковое месторождение. Спрос на тальк постепенно снижался, и к началу ХХ века почти прекратился, а озеро заполнилось грунтовыми водами. Об озере Тальков Камень П.П. Бажов упоминает в сказке «Золотоцветень горы».

На территории Сысертского городского округа наблюдается тенденция сохранения, популяризации и передачи новым поколения традиций народной культуры.

Фольклорная традиция      

На территории Сысертского городского округа ведет свою деятельность «Народный» фольклорный ансамбль ветеранов «Веселухи» (пос. Двуреченск). Руководитель - Кубыфа Елена Евгеньевна. Год создания коллектива - 1985. Состав коллектива - 15 чел. (1 мужчина, 14 женщин).

Репертуар ансамбля включает в себя русские народные песни, песни уральских казаков, хоровые, обрядовые действа. Специализация коллектива - вокальный.

Источники, из которых ансамбль черпает свой репертуар - сборники русских народных песен, а также песни, которые исполняли бабушки участниц коллектива. Костюм участниц стилизованный.

Хор русской песни «Зоренька» (село Патруши Сысертского городского округа).

Фольклорный ансамбль «Дуслык» («Дружба») – татарский. Руководитель – Сафарова Фаина Борисовна.

Два детских коллектива – «Образцовый» фольклорный коллектив «Ладушки» и Фольклорный коллектив «Лучик» - спутник образцового фольклорного коллектива «Ладушки». Руководитель обоих детских коллективов - Кубыфа Елена Евгеньевна. Год создания коллектива «Ладушки» - 1994. Год создания коллектива-спутника «Лучик» - 2010. Состав коллектива «Ладушки» - 15 человек. (от 7 до 13 лет); состав коллектива «Лучик» - 12 человек (от 3 до 6 лет).

Репертуар ансамбля «Ладушки» - народные обряды и праздники, заклички, потешки, русские народные игры, детские частушки, песни-невелички. Материал берется из методических разработок и материала, который дается на семинарах и курсах повышения квалификации.

Репертуар ансамбля «Лучик» - народные традиции, детский фольклор, народные песни, песни-потешки, хороводные песни, частушки.

На территории Сысертского ГО ведет свою работу также другой талантливый детский коллектив - Фольклорная студия «Тетерочки». Год основания коллектива – 2009. В составе – 20 детей в возрасте от 4 до 8 лет. Руководитель - Куровская Анна Романовна.

В своем творчестве ансамбль опирается на традиции уральской народно-певческой культуры и культуры средней полосы России. Репертуар включает в себя традиционные календарные песни. Его источники – сборники традиционных календарных песен и фонотека.

Казачья культура

На территории Сысертского городского округа ведет свою деятельность Некоммерческая организация «Хуторское казачье общество «Хутор Кашинский» Оренбургского войскового казачьего общества (атаман Волков Владимир Андреевич) и Некоммерческая организация«Хуторское казачье общество «Хутор Сысертский» Оренбургского войскового казачьего общества (атаман Стихин Владимир Юрьевич).

На территории Сысертского городского округа ведет свою деятельность «Народный» фольклорный ансамбль ветеранов «Веселухи» (пос. Двуреченск). Руководитель - Кубыфа Елена Евгеньевна. Год создания коллектива - 1985. Состав коллектива - 15 чел. (1 мужчина, 14 женщин).

Репертуар ансамбля включает в себя русские народные песни, песни уральских казаков, хоровые, обрядовые действа. Специализация коллектива - вокальный.

Источники, из которых ансамбль черпает свой репертуар - сборники русских народных песен, а также песни, которые исполняли бабушки участниц коллектива. Костюм участниц стилизованный.

Хор русской песни «Зоренька» (село Патруши Сысертского городского округа).

Фольклорный ансамбль «Дуслык» («Дружба») – татарский. Руководитель – Сафарова Фаина Борисовна.

Два детских коллектива – «Образцовый» фольклорный коллектив «Ладушки» и Фольклорный коллектив «Лучик» - спутник образцового фольклорного коллектива «Ладушки». Руководитель обоих детских коллективов - Кубыфа Елена Евгеньевна. Год создания коллектива «Ладушки» - 1994. Год создания коллектива-спутника «Лучик» - 2010. Состав коллектива «Ладушки» - 15 человек. (от 7 до 13 лет); состав коллектива «Лучик» - 12 человек (от 3 до 6 лет).

Репертуар ансамбля «Ладушки» - народные обряды и праздники, заклички, потешки, русские народные игры, детские частушки, песни-невелички. Материал берется из методических разработок и материала, который дается на семинарах и курсах повышения квалификации.

Репертуар ансамбля «Лучик» - народные традиции, детский фольклор, народные песни, песни-потешки, хороводные песни, частушки.

На территории Сысертского ГО ведет свою работу также другой талантливый детский коллектив - Фольклорная студия «Тетерочки». Год основания коллектива – 2009. В составе – 20 детей в возрасте от 4 до 8 лет. Руководитель - Куровская Анна Романовна.

В своем творчестве ансамбль опирается на традиции уральской народно-певческой культуры и культуры средней полосы России. Репертуар включает в себя традиционные календарные песни. Его источники – сборники традиционных календарных песен и фонотека.

Освоение Сысертского района русскими началось в ХVII веке.

         Одними из главных ремесел края были те, которые связаны с выплавкой и производством металла. Еще около 1680 года возле речки Сысерти была найдена железная руда. Местные крестьяне тогда плавили её в малыхпечах.

         К XIX веку Сысерть была  уже известна как административно-хозяйственный центр богатого горного округа, куда входили Сысертский чугуноплавильный и железоделательный завод, Северский и Полевской заводы, а также десятки рудников, золотых приисков, множество подсобных производств и разного рода служб. Сысертский завод выплавлял 747 тыс. пудов чугуна и выделывал 187 тыс. пудов железа (1902). За отличное качество продукции он не раз получал награды на различных выставках. На продукции Сысертских заводов ставилось клеймо — изображение цапли.

         Многие жители Сысертского округа занимались кузнечным делом. История сохранила имя знаменитого сысертского кузнеца Алексея Степановича Пороскова, который слыл большим мастером кузнечного дела. В собственной мастерской он изготавливал заводское оборудование, тачки для золотых приисков, разнообразные  сельскохозяйственные приспособле-ния. Во время первой мировой войны выполнял военные заказы, а в мирное время сковал редкую по красоте решётку, которая в 1910 году украсила церковнуюограду (ныне она взята под охрану государства). Ещё две решётки украшают мосты недалеко от бывшей швейной фабрики и берег реки Арамилки. Другой сысертский кузнец, Афанасий Кичигин, также ковал металлические решетки, по красоте не уступающие кружевам мастериц.

         Кроме кузнечного ремесла  в Сысерти был развит медно-слесарный, деревообрабатывающий промыслы, а также гончарное дело.

         В конце XIX — начале ХХ веков здесь  существовали мастерские по производству мебели и домашней деревянной утвари. В июне 1916 года сысертские кустари объединились в потребительское общество. Ими были организованы первые мастерские, бондарная и столярная, а также лесопилка.   В столярной мастерской делали столы и табуретки. На базе мастерских в 1924 году было создано кредитное товарищество, которое в 1927 году преобразовалось в промысловую артель «Красный фуганок». Всего в артели работало 69 человек.  Здесь делали табуретки, столы, детские стульчики. В последующие годы началось производство школьных столов, вешалок, гардин. В годы гражданской войны артель выполняла заказы по производству бричек для Красной армии. В Великую Отечественную войну — тару для снарядов, мин, гранат; из лозы плелись кольца для лыжных палок для отправки на фронт. После войны начало развиваться колесное, бондарное и мебельное производство. В сентябре 1956 года артель «Красный фуганок» была преобразована в Сысертскую мебельную фабрику.

         На Гумешевском медном руднике близ Полевского добывали медную руду, а помимо этого начали добывать уральский малахит. Владелец  заводов А. Ф. Турчанинов основал при Сысертском чугуноплавильном и железоделательном заводе гранильную фабрику.

В Сысерти издавна существовало домашнее керамическое производство. Глина добывалась на берегу реки Сысерть и вдоль берега заводского пруда. Сохранились сведения и о гончарной фабрике Харитоновых, которая располагалась на месте нынешнего завода художественного фарфора.

         Позже появилось  гончарное заведение «Гончарка», которое обеспечивала все окрестные села различной керамической утварью. На его базе в1928 г. возникла артель по производству керамики; позже появились еще артели «Новый путь» (1932) и «Красный партизан» (1936). На их основе в1942 г. была создана артель «Промкооператор», выпускавшая гончарную посуду.                                                 

         В 1940–1950-е гг. производство велось по старым крестьянским традициям: глиняную массу мяли «вножную» в деревянных чанах, обжигали на дровах. Выпускали посуду, скульптуру («Петух», «Курица», «Сокол»), игрушки, кукольные головки. В к. 1940-х гг.возникает интерес к местному месторождению цветных и белых глин.  Местный керамист Н. И. Меньшикова при поддержке Загорского НИИ игрушки проводит в1953 г. эксперимент по отливке небольших предметов и скульптур из местного сырья. С этого времени начинается выпуск фарфоровых изделий методом сливного литья в гипсовые формы. 10 октября 1960 года артель преобразуется в «Сысертский завод керамических изделий». Выпуск оборудования для электропромышленности (фарфоровых изоляторов) давал средства и для развития художественного направления. Появились новые цеха, печи для обжига, осваивалась новая продукция. В 1963 году на завод пришли художники-профессионалы  Н. Ф. Малышев и Н. С. Иноземцев, на плечи которых легла ответственность за повышение художественного уровня заводской продукции. Тогда на заводе работало 170 чел., из них 34 живописца. Выпускались памятные барельефы, карандашницы, вазочки, фарфоровые скульптуры, среди которых «Хозяйка медной горы», «Золотой волос», «Даренка с Муренкой», «Данила-мастер» (скульпторы В. Н. Прокопенко,

С. И. Синявская, М. Я. Рачгус). Осваивалась роспись солями; декор посуды строился на основе растительных и геометрических мотивов (сервизы «Колос», «Тюльпан»). С1966 г. изделия СЗКИ ежегодно экспонировались на ВДНХ в Москве.

         В1977 г. завод переименован в «Сысертский завод художественного фарфора». С тех пор были выпущены сотни изделий сложного формообразования и художественного оформления: вазы, сервизы, комплекты и наборы предметов, салатники, приборы для специй, сувениры. Роспись обогащена различной длины и ширины травкой, листочками, веточками. Нашла отражение в росписи и уральская природа: ромашки, незабудки, садовые розы, земляника, калина и уральская рябинушка.

         В начале 1980-х гг. на заводе создаются экспериментально-технологическая лаборатория и творческая группа (с1984 г. главный художник О. С. Загуменнова); приходит новое поколение художников и технологов.  Начались поиски путей создания высокохудожественных изделий. Повышается белизна и просвечиваемость фарфора до уровня мировых стандартов. Комбинированный метод с применением люстров позволяет достичь в росписи тонких колористических эффектов.

         В 1991/92 гг. предприятие было реорганизовано в акционерное общество закрытого типа.

         К 2001 году  ЗАО «Сысертский фарфор» приобрело известность в России и за рубежом. Благодаря таланту и трудолюбию людей, их любви к малой родине, преданности своему предприятию, оно развивалось вопреки непростым экономическим условиям, сочетая бережное отношение к традиции и чувство современности. В 2001 году численность работающих на предприятии составляла 456 человек, в том числе 150 живописцев. Ассортимент чайной и столовой посуды был существенно расширен, продолжали выпускать и сувенирную скульптуру. Предприятие было оснащено современным оборудованием для приготовления фарфоровой массы, автоматическими скоростными печами для обжига; был налажен выпуск малотиражной серии художественных изделий с применением творческого варьирования. Массовая продукция в целом стала более тонкостенной; улучшилось качество росписи, живописцы обучились филигранной технике золотого ажурного орнамента. 80 % технологического процесса на заводе составляет ручной труд: шликерное литье в гипсовые формы, создание моделей способом лепки или вытачивания из гипса, ручная мазковая роспись.  Экономический кризис 90-х годов не прошел бесследно для судьбы завода. В 2002 году было создано частное предприятие  ЗАО «Сысертский фарфор», директор которого В. Е. Чарсов весьма скоро привел его к банкротству. В2004 г.  завод был передан Екатеринбургской Епархии и переименован в  ООО «Фарфор Сысерти».

         В  числе но­вых ху­до­жествен­ных из­де­лий, раз­ра­бо­тан­ных мас­те­ра­ми Сы­сер­ти, мож­но от­ме­тить и де­ко­ра­тив­ную скульптур­ную плас­ти­ку, чаще всего анималистического жанра. Нередко  сы­сертские мас­те­ра соз­да­ют раз­лич­ные су­ве­ни­ры к праздникам и другим памятным датам (например, фигурки футболистов к Чемпионату мира по футболу в 2018 году).

В 1998 году на Сы­сертский за­вод пос­ту­пил за­каз пра­ви­тельства Свердловской об­лас­ти на из­го­тов­ле­ние раз­ру­шен­но­го пос­ле Граж­данской войны фа­ян­со­во­го ико­нос­та­са для Крес­то­воздви­женско­го со­бо­ра Свя­то-Ни­ко­ла­евско­го мужско­го мо­нас­ты­ря в Вер­хо­турье. Не­ког­да он был из­го­тов­лен на за­во­дах «То­ва­ри­щества Куз­не­цо­ва», как и два уни­кальных дру­гих, сох­ра­нив­ших­ся в Ба­ла­ши­хе и Харь­ко­ве. Предпри­ятию пред­ла­га­лось вы­пол­нить ги­гантское со­ору­же­ние об­щей дли­ной 24 и вы­со­той до 9 метров, сос­то­ящее поч­ти из трех ты­сяч де­та­лей со слож­ным глу­бо­ким рельефом, да еще из неп­ри­выч­но­го ма­те­ри­ала — фа­ян­са, что, в свою оче­редь, тре­бо­ва­ло ос­во­ения осо­бых тех­но­ло­гий и быстрой пе­рестройки про­из­водства. В 1999 году,  к 400‑ле­тию Вер­хо­турья, ико­нос­тас был восста­нов­лен. В этом зас­лу­га все­го кол­лек­ти­ва предпри­ятия. Глав­ный ху­дож­ник О. За­гу­мен­но­ва и глав­ный тех­но­лог Л. Но­во­се­ло­ва бы­ли удос­то­ены пре­мии гу­бер­на­то­ра Свердловской об­лас­ти. В пе­ри­од стро­ительства Хра­ма Всех Свя­тых, в Зем­ле Рос­сийской Про­си­яв­ших в Ека­те­рин­бур­ге (2002) вновь бы­ло при­ня­то ре­ше­ние о соз­да­нии уни­кально­го фар­фо­ро­во­го ико­нос­та­са уральски­ми мас­те­ра­ми, ко­то­рые при­об­ре­ли ог­ром­ный опыт по­доб­ной ра­бо­ты. Подобные  фаянсовые иконостасы были созданы сысертскими мастерами и для новых православных храмов в Невьянске (2003), Омске и Кировграде (2005), Ижевске и Камышлове (2006). Спустя два года, когда предприятие, изменившее свое название, стало Обществом с ограниченной ответственностью «Фарфор Сысерти», сысертские мастера выполнили фарфоровый иконостас для храма Святой Екатерины в Риме (Италия).

На предпри­ятии соз­да­на груп­па по вы­пус­ку из­де­лий с ин­ди­ви­ду­альной вы­со­ко­ху­до­жествен­ной рос­писью. Опыт­ные от­лив­щи­ки и жи­во­пис­цы вы­пус­ка­ют не­пов­то­ри­мые как по фор­ме, так и по ис­пол­не­нию рос­пи­си из­де­лия. Мно­гие из них от­ме­че­ны дип­ло­ма­ми и гра­мо­та­ми на раз­лич­ных прес­тиж­ных выс­тав­ках.

         С XVII  века существовало в Сысертском районе село Бобровское.

В 1709 во время очередного башкирского набега село было сожжено, а значительная часть населения убита или угнана в рабство. Однако его удалось возродить.  В начале XX века основной деятельностью жителей было изготовление колёс, телег, ходков для летних экипажей, саней,

Еще в 1930-е  – 1940-е годы в поселке Бобровский  работала «Артель по изготовлению деревянных чудес», которая и стала прародительницей профессионального училища художественных ремесел при Бобровской мебельной фабрике. Учебное заведение было создано в 1944 году, чтобы обеспечить фабрику  профессиональными рабочими. Но была и другая цель: дать возможность учиться и жить в нормальных условиях тем подросткам, которые в годы Великой Отечественной войны остались беспризорниками. Особенностью училища с первого дня его существования являлась подготовка специалистов-универсалов.

В сентябре 2006 г. профессиональное училище художественных ремесел присоединено к Уральскому колледжу строительства, архитектуры и предпринимательства (УКСАП) в качестве филиала. С тех самых пор это учреждение среднего профессионального образования. Филиал готовит специалистов по художественной обработке древесины: резчиков, столяров, а с 2007 года — по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Лучшие  изделия обучающихся постоянно появляются на выставках областного, регионального и Российского уровней, получая высокую оценку.

         Сегодня в Сысертском городском округе постоянно проводятся выставки и ярмарки народных промыслов и ремесел. В Сысерти  работает Дом ремесел «Живинка в деле», в его составе — ткацкая и керамическая мастерские.

 

 

Алексей Фролов — мастер по лозоплетению, изготавливает корзины, сухарницы, конфетницы из ивовой лозы.

Валерий Жицкий — мастер по художественной обработке дерева. Мастер-самоучка, в прошлом моряк-подводник. Резьбу по дереву освоил во время службы на Тихоокеанском флоте. Делает резные фигурки в жанре мелкой пластики: образы людей, занятых крестьянским трудом, домашних животных, макеты домов. В Сысертском краеведческом музее есть постоянная экспозиция его работ. 

Леонид Гилев  —  керамист, руководитель гончарной мастерской «Феникс» в Доме ремесел «Живинка в деле».

Наталья Гилева —  мастер по традиционному художественному ткачеству. Проводит мастер-классы, руководит ткацкой мастерской Дома ремесел «Живинка в деле»

Ольга Алексеевна Тимофеева —  мастер лоскутного шитья.  Постоянный участник городских, областных, всероссийских и международных  выставок. Четырехкратный дипломант Российского фестиваля Вячеслава Зайцева «Мир моды, подиум и улица русский стиль» (с 2003 по 2006 г.),  лауреат Областного фестиваля творчества по декоративно-прикладному искусству (2005 г.), дипломант I степени в Областном фестивале «Родной Урал» в номинации «Уральский мастер» (2004 г.).  Работы высокого уровня: одежда с элементами аппликации, аксессуары, сумки, авторская текстильная кукла, традиционный народный костюм  с применением ручной вышивки, ткачества, кружевоплетения и бисероплетения.

Лидия Бабушкина —  мастер по народной текстильной кукле. Выпускница Челябинского государственного института культуры, сотрудник Дворца культуры им. Романенко (Сысерть). Участник городских и областных выставок. Проводит мастер-классы по текстильной кукле.

Лариса Ивановна Мухлынина —  мастер по лоскутному шитью и текстильной кукле,  участник городских, областных и всероссийских  выставок.

 

         

Колегов Виктор Михайлович (1924-1993) – известный сысертский краевед. Еще со школы В.М. Коледов увлекался краеведением и фотографией. Всю свою жизнь посвятил изучению родного края и его истории.

В годы Великой Отечественной войны воевал на Ленинградском и Калининградском фронтах. После войны работал в оборонной промышленности, в военной геологоразведке, на рудниках. Занимался научной деятельностью, геологией, работал в геологических экспедициях.

В.М. Коледов собрал богатый материал по истории металлургических заводов, геологических открытий полезных ископаемых на Урале и в СССР, по минералогии Сысертского горного округа и района. Собрал богатейшую коллекцию минералов, в том числе и редких. Некоторые минералы были открыты им на территории Сысертского района. Написал множество научных работ.Много раз печатал свои статьи в районной газете «Маяк», областной газете «Уральский рабочий», в журнале «Уральский следопыт».

В.М. Коледов много лет работал в пионерском лагере «Красная гвоздика», где создал музей природы. На основе минералогической коллекции был создан музей при Свердловском УНЦ Академии наук СССР.

В.М. Коледов – автор книг о жизни и творчестве знаменитого уральского сказителя П.П.Бажова. Краевед еще при жизни встречался с писателем, расспрашивая его об интересных фактах биографии, о том, как писатель создавал свои сказы, и что послужило их темой.

На основе своих исследований написал книги «О жизни и деятельности П.П. Бажова», «Сказы, рожденные былью», составил туристический маршрут мест, связанных с жизнью писателя в Сысерти и героями его сказов, который был опубликован в 1986 году.

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ