Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Шалинский городской округ

  • Территория 4 283,16 км2
  • Население 20 326 чел.
  • Относится к Западному управленческому округу
  • Административный центр пгт. Шаля
Шаля
д. Коптело-Шамары
с. Чусовое
пос. Шамары
пос. Сабик
пос. Вогулка
пос. Колпаковка
Общая информация о районеИсторическая справка ДостопримечательностиСовременное состояние ТНКФольклорные коллективыМузыкальные традицииХудожественные промыслы и ремёсла МастераКраеведение

Территория - 4283,16 кв.км.
Население - 20,326 т.ч.
Относится к Западному управленческому округу.
Административный центр - пгт. Шаля.

В состав городского округа входят 39 населенных пунктов:  пос. Бизь, д. Вогулка, пос. Вогулка, пос. Вырубки, пос. Глухарь, д. Гора, д. Ижболда, пос. Илим, д. Кедровка, д. Климино, пос. Козьял, пос. Колпаковка, д. Коптело-Шамары, д. Коптелы, д. Кремлево, с. Крюк, д. Лом, д. Мартьяново, д. Нижняя Баская, д. Низ, д. Никитинка, д. Павлы, пос. Пастушный, д. Пермяки, с. Платоново, с. Роща, пос. Сабик, пос. Сарга, д. Симонята, пос. Стрелки, с. Сылва, д. Тепляки, пос. Унь, с. Чусовое, пгт. Шаля, пос. Шамары, д. Шигаево, пос. Шутем, д. Юрмыс.

Шалинский городской округ расположен в западной части Свердловской области. В историко-этнографическом отношении округ тяготеет к сопредельным районам юго-западной части Свердловской и восточных районов Пермского края.

Древним населением этой территории считаются представители финно-угорского народа манси (вогулы - устаревшее название)Поселения манси по р. Чусовой сохранялись еще в ХIХ веке. Однако, в настоящее время о манси напоминают лишь сохранившиеся топонимы и исторические предания, рассказываемые в этой территории. Шалинский городской округ – северная территория расселения уральских татар. Однако основное население округа – русские.

И хотя центр округа - пос. Шаля ведет свою историю с 1897 года, когда здесь обосновались переселенцы с Сылвенского завода, собственно датой рождения поселка считается 1903 год, связанный со строительством железнодорожной магистрали и железнодорожной станции, но освоение этих земель русскими началось значительно раньше.

Освоение территории Шалинского городского округа русскими начинается с ХVII века. Согласно документальных источников уже с 1617 года известна д. Мартьянова на р. Чусовой, с 1649 года ведет свою историю с. Сылва, с 1655 года – д. Пермяки, к 1709 году относится первое упоминание села Чусовое.

Основу переселенцев в этот период в верховьях р. Сылва и р. Чусовой составили крестьяне, выходцы преимущественно из районов Русского Севера, частично других регионов – Поволжья и Приуралья. Переселенцы этого периода определили севернорусский характер основных комплексов традиционной культуры данной территории.

Как и для многих регионов Урала, важной вехой в истории округа стал период формирования уральской горнозаводской промышленности в ХVIII веке. На территории современного Шалинского городского  округа возникает несколько заводов. В 1720-1725 годах идет строительство чугуноплавильного завода в устье р. Утки, в 1927 году построен и введен в действие Старошайтанский железоделательный завод, в 1734 году основан Сылвенский железоделательный завод.

Формирование уральских заводов и заводских поселений сформировало в них особый этнокультурный ландшафт, характеризующийся как горнозаводской, характерный и для других промышленных центров Урала.

С конца ХVII века территория современного Шалинского городского  округа стала одним из очагов формирования русского старообрядческого населения, здесь происходит становление урминских и шамарских духовных центров уральского старообрядчества.

Шалинское старообрядчество представлено двумя основными согласиями – старообрядцы часовенного согласия (часовенные этого района вместе с сопредельными территориями Пермского края представляют отдельный ареал расселения часовенного старообрядчества Урала, основной центр – с. Роща, ст. Унь и другие поселения района) и старообрядцы белокриницкого согласия (ст. Шамары).

Формирование значительных старообрядческих центров определило развитие здесь старообрядческих скитов, сохранение рукописной книжности, многих архаичных явлений традиционной культуры. Старообрядцы округа и в настоящее время сохраняют за территорией статус одного из центров старообрядчества Урала.

Таким образом, русская традиционная культура стала одним из основных этнокультурных комплексов этого округа: ее особенности определены несколькими факторами, многокомпонентным и поэтапным характером формирования русского населения региона, среди которых русское старожильческое население, русские старообрядцы, русское горнозаводское население.

При этом культура часовенного и белокриницкого старообрядчества, сохранившаяся в некоторых поселениях округа в архаичных и бытующих до настоящего времени формах представляется уникальной в рамках всего уральского региона.

Шалинский городской округ богат природными памятниками: только по реке Чусовая насчитывается 46 ботанико-геологических и историко-культурных памятников природы. Например, камни Шайтан в селе Чусовое и Перевалочный вблизи деревни Мартьяново. На территории муниципального образования находятся: бобровый заказник на реке Куара (приток реки Вогулка, впадающей в Сылву), организованный в 1956 году; и заказник местной Уральской горно-таежной пчелы, созданный по инициативе местных пчеловодов в 1966 году, под него отведена вся территория района, богатая медоносными растениями.

Храм Сретения Господня в селе Сылва имеет богатую и печальную историю. Храм был построен в августе 1855 года. По рассказам старожилов, под зданием церкви существовало два дренажных канала, а может быть, подземных хода. Во время Гражданской войны в подвалах прятались священнослужители и белогвардейцы. Здание церкви венчал ложный купол с декоративной ротондой, которая в настоящее время разрушена. Судя по сохранившемуся основанию и старым фотографиям, имелась четырехъярусная колокольня с большой и малой площадкой звонов. На верхнем, шестиугольном ярусе колокольни были установлены часы, ниже располагалась звонница, на которой звонили двенадцать колоколов.В июне 1933 года было принято решение о запрещении колокольного звона на территории Шалинского района. С Храма Сретения Господня были сняты колокола, а в здании храма расположился сельский клуб, на верхнем ярусе поместили библиотеку, устроили помещение для показа кино. В 1942 году в помещении церкви разместилась и начала работать спичечная фабрика, а в 1951 году - ремонтно-тракторная станция. В 1960-е годы здесь разместился колхозный склад. 

Силами прихожан была восстановлена западная часть здания, и с 1998 года Храм Сретения Господня вновь действует. В настоящее время здание храма объявлено официально памятником истории и культуры Свердловской области. По предположениям архитекторов, которые опираются на особенность построения здания, храм мог быть выполнен по проекту И.И.Свиязева, но архивных данных об этом не сохранилось. 

На территории Шалинского городского округа ведёт свою работу МКУ ШГО «Шалинский центр развития культуры». Его структурные подразделения: Шалинский центральный дом культуры, Шамарский СДК, Саргинский СДК, Горный СДК структурное подразделение Коптело-Шамарский клуб, Вогульский СДК, Сабиковский СДК, Рощинский СДК структурное подразделение клуб д.Павлы, Сылвинский СДК, Илимский СДК, Платоновский СДК структурное подразделение Коптельский клуб, Колпаковский СДК структурное подразделение клуб п.Унь, Чусовской СДК структурное подразделение Мартьяновский клуб, Музей истории Шалинского района, Клуб-музей истории старообрядческой культуры с.Роща. Также в состав Шалинского городского центра культуры входят 19 филиалов: Шалинская центральная библиотека, Шалинская детская библиотека, Шамарская детская библиотека, Шамарская сельская библиотека, Сылвинская сельская библиотека, Чусовская сельская библиотека, Колпаковская сельская библиотека, Саргинская сельская библиотека, Сабиковскаясельская библиотека, Вогульская сельская библиотека, Горная сельская библиотека,Рощинскаясельская библиотека, Платоновская сельская библиотека и Илимскаясельская библиотека.

 

Музеи Шалинского городского округа

Музей истории Шалинского района - филиал № 27 Муниципального казённого учреждения Шалинского городского округа «Шалинский центр развития культуры». Музей расположен в р.п.Шаля. Музей был создан в ноябре 2004 года и имеет своим предшественником школьный музей. Он разместился в небольшом деревянном здании, построенном в 1937 году. Основатель музея - ветеран педагогического труда А.Ф.Рогозинникова.В музее представлено 5 постоянных экспозиций: «История Шалинского района», «Зал воинской славы» (об участниках Великой Отечественной войны), «Защитники земли русской», «Крестьянский дом и всё, что в нём», «Рукотворный мир» (прикладное творчество). Также в залах музея проходят сменные выставки самодеятельных художников и мастеров прикладного творчества Шалинского района.

Музей истории старообрядческой культуры и крестьянского быта села Роща - филиал № 15 МКУ ШГО «Шалинский центр развития культуры»- был открыт в 1986 году как музей на общественных началах. Его основатели - учитель Рощинской средней школы З.М.Сычкина и краевед, ветеран Великой Отечественной войны Т.А.Башков. Музейрасположился в деревянном двухэтажном здании бывшего волостного правления постройки середины 19 века, на правом высоком живописном берегу реки Сылва.Музей представляет уникальные памятники старообрядческой культуры и располагает богатым историческим материалом о селе и близлежащих деревнях, о заселении края, о нравах и обычаях местного населения, в основном староверов; а также о событиях гражданской войны, ветеранах и тружениках тылаВеликой Отечественной войны.На первом этаже расположена постоянно действующая экспозиция «Изба крестьянина-старообрядца», где представлен интерьер избы второй половины 19 - начала 20 веков с предметами быта тех времён. На втором этаже расположены экспозиции «Русская горница», «Льноткачество» и «Всё, чем пользовались, что наживали на дорогах жизни». 

Краеведческий музей с.Чусовое имеет интересную историю возникновения. В 1958 году, по инициативе учительницы рисования местной школы Марии Викторовны Мезениной, в селе Чусовое открылась первая в то время в стране сельская картинная галерея. Разместилась галерея на втором этаже старинного здания, принадлежавшего ранее управляющему сплавным караваном Старо-Шайтанскогозавода Е.И.Голдобину. Первый этаж здания постепенно стал заполняться старинными вещами. Организовал работу музея учитель истории Варфоломей Зиновьевич Мезенин.

За годы существования музея, его посетили тысячи туристов из разных городов и стран. В его экспозициях собраны старинные предметы быта из различных материалов -  дерева, бересты, металла, текстиля.

В 1995 году музей приняла под своё покровительство местная школа, и музей перевели во вновь открывшееся помещение школы.

  Сейчас в музее оформлены экспозиции по различным темам: «История быта села Чусовое», «История Старо-Шайтанского завода», «Традиционный костюм и вышивка», «Интерьер усадьбы. Мастер И.И.Сарафанов», а также представлено много ценных материалов о защитниках села со времён Пугачёвского восстания и до наших дней.

 

На территории Шалинского городского округа ведёт свою деятельность   Фольклорный коллектив «Хмелька». Руководитель - Сергиенко Наталья Александровна (1963 г.р., окончила Челябинскую Академию культуры; стаж работы в коллективе – 30 лет). Год создания ансамбля – 1983. В составе коллектива – 12 женщин. В репертуар ансамбля входят следующие музыкальные композиции: "Перевейся, хмелька", "У сада ли, у садочка", "В огороде трава", "Не было ветров", "Во субботу", "Ходила чечетка", "Цыганочка молода", "Лён-ленок", приговоры, присказульки и др.Исполняют местный материал. Исполнение а-капелла. Специализация коллектива – вокальный. Костюм стилизованный.  

 

Шалинский район Свердловской области обследован фольклорными экспедициями СОДФ. По результатам экспедиций 1991 – 2008 годов изданы два аудио диска: «Отчего хмелек завелся. Песни села Чусового» и «Музыкальный фольклор Шалинского района».

Музыкальный фольклор Шалинского района представлен следующими жанрами: лирические песни, плясовые песни, хороводные песни, свадебные песни, инструментальные наигрыши «Под пляску» и «Улошные».

Лирические (проголосные) песни раннего происхождения имеют много словообрывов, вставных слов и дополнительных гласных. Они имеют широкие внутрислоговые распевы. Многоголосие этих песен основано на терцовом удвоении мелодии с эпизодическими вкраплениями других интервалов. Отличительной чертой   песенного фольклора Шалинского района можно назвать присутствие женского верхнего подголоска, звучащего в головном регистре («тонкой голос»), что ассоциирует такое звучание с певческой севернорусской манерой  (Пинежский район Архангельской области). Этим «тонким голосом» ведется либо верхний терцовый подголосок, либо подголосок, удваивающий основной голос октавой выше.

 Инструментальная музыка исполняется на балалайке или гармошке. В качестве плясовых наигрышей употребляются «Подгорная», «Камаринский». «Улошный» наигрыш представляет собой тип «Подгорной».

 

Краеведы-любители Антипина Зоя Николаевна и Афонева Ольга Александровна, занимающиеся сбором сведений об истории с.Сылва Шалинского района Свердловской области, авторы книги "Здесь Родины моей начало"" (2012 г.).

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ