Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Серовский городской округ

  • Территория 6 690 км2
  • Население 106 869 чел.
  • Относится к Северному управленческому округу
  • Административный центр г. Серов
Серов
с. Филькино
пос. Черноярский
пос. Нижняя Пристань
пос. Урай
Общая информация о районеИсторическая справкаДостопримечательностиСовременное состояние ТНКФольклорные коллективыХудожественные промыслы и ремеслаМастераКраеведение

Территория: 6690 кв.км.

Население: 106 869 чел.

Относится к Северному управленческому округу

Административный центр – г. Серов

В состав городского округа входят 37 населенных пунктов: г. Серов, пос. Боровой, пос. Вагранская, пос. Еловка Новая,  пос. Ключевой, пос. Кордон, пос. Красноглинный, пос. Морозково,пос. Межевая, пос. Мирный, пос. Красноярка, пос. Красный Яр, пос. Ларьковка, пос. Первомайский,пос. Новое Сотрино, пос. Сотрино, пос. Черноярский, пос. Старое Морозково, пос. Урай, пос.Танковичи, пос. Нижняя Пристань, пос. Лесоразработки, пос. Поперечный, пос. Подгарничный, пос. Марсяты, с. Андриановичи, с. Филькино, д. Масловка, д. Магина, д. Еловка, д. Еловый Падун, д.Морозково, д. Петрова, д. Поспелкова, д. Семенова

     

Город Серов назван в честь легендарного летчика 30-х годов ХХ века Анатолия Константиновича Серова. Этот небольшой гостеприимный городок в Свердловской области считается воротами Северного Урала, так как здесь пересекаются важнейшие транспортные пути: автомобильные, железнодорожные, воздушные и водные. Сегодня Серов является крупным индустриальным и культурным центром.

Самым крупным предприятием города является металлургический завод им.А.К.Серова. На его территории находится один из древнейших городских памятников архитектуры - Водонапорная башня. Это сооружение было построено более ста двадцати лет назад, и на тот момент оно было самым высоким зданием в округе.В своё время башня использовалась для заправки водой паровозов. Сейчас о прямом назначении башни напоминает лишь основание для металлических ванн.

Культурным достоянием города являетсяДворец культуры и техники металлургов. Здание Дворца было построено в 1930 году и является памятником советского конструктивизма. В плане, с высоты птичьего полёта, здание Дворца представляет собой интересные очертания самолёта.

Серовский исторический музей – один из старейших на Северном Урале. История его возникновения связана с расцветом деятельности уральских краеведческих организаций, пришедшимся на 20-е годы ХХ века.

1 мая 1920 года в Серове (тогда носившем имя Надеждинск) был основан музей природоведения и изучения местного края.Основу будущей экспозиции составила коллекция минералов, переданная Геологическим музеем Турьинских рудников. 

Вскоре коллекция пополнилась новыми экспонатами, среди которых преобладали минералогические, зоологические, и палеонтологические. С целью пополнения музейных фондов приобретались книги, атласы, приборы, собирались образцы полезных ископаемых, предметы этнографии. Также проводились метеорологические наблюдения и составлялись месячные отчеты для Екатеринбургской обсерватории.

Важным событием в истории Серовского музея стало открытие в 1964 г. планетария.

Формирование фондовых коллекций музея происходило в основном за счёт даров местных жителей, а также предметов, приобретённых в историко-бытовых, археологических и естественнонаучных экспедициях.

Документальный фонд музея насчитывает свыше семнадцати тысяч предметов. Кино-, фотодокументы, письменные источники отражают важнейшие события в истории города и района XIX-XX вв., содержат ценные сведения об известных людях города и района. К фонду редкой книги отнесены церковные издания, книги конца XIX века, малотиражные издания 20-30-х годов ХХ века, книги местных в писателей и поэтов.

Интересна коллекция предметов быта кон. XIX – нач. XX вв., которая характеризует уклад жизни крестьян и рабочих, представителей интеллигенции Богословского горного округа и города Серова (который в то время носил название Надеждинск). В собрании музея представлены орудия труда, предметы быта, одежда, изделия фабричного и кустарного производства.

Археологическая коллекция сформирована в 50-60-е годы ХХ века в результате совместных экспедиций сотрудников музея и Уральского государственного университета. Археологи работали на севере области - в Серовском, Сосьвинском и Гаринском районах.На сегодняшний день в фондах Серовского музея хранится более 5000 предметов археологии.

Палеонтологическая коллекция музея насчитывает более 100 единиц хранения, среди которых большую часть составляют окаменелости, кости мамонта, шерстистого носорога, бизона и ископаемой лошади.

Основу нумизматической коллекции составляют российские монеты конца XVIII-ХХ веков. В фондах музея хранятся и иностранные монеты, и купюры разных периодов. Нумизматической редкостью являются местные денежные знаки Богословского горного округа 10-20-х гг. ХХ века.

В музее собрана коллекция уральского художественного чугунного литья, в том числе изделия Каслинского и Кусинского заводов. Особый интерес представляет небольшое собрание изделий Сосьвинского чугунолитейного завода кон. XIX - нач. XX веков. Завод в Сосьве был самым северным на Урале предприятием, выпускавшем художественное литье.

Коллекция предметов декоративно-прикладного искусства включает в себя изделия из кости, камня, бересты, дерева, относящиеся к XIX-XX веку. Особый интерес вызывают произведения В.С.Сняткова - мастера, создававшего удивительные по тонкости обработки работы из бересты. В собрании коллекции музея представлены произведения местных художников, выполненные в технике батика, росписи по дереву, резьбы по кости и дереву.

В Серове располагался один из красивейших храмов на Урале - Спасо-Преображенский собор, который, к сожалению, не сохранился до наших дней. В 1932 году собор был взорван по приказу советской власти.

Спустя 75 лет, в феврале 2007 года в Серове был торжественно освящён и открыт Храм во имя Преображения Господня. Иконостас храма впечатляет своими размерами и великолепием: он достигает 15 метров в ширину и 7 метров в высоту.

 

 

     

В округе ведёт свою деятельность фольклорный ансамбль «ТанЙолдызы» (г.Серов), исполняющий народные татарские и башкирские песни, а также Центр татаро-башкирской культуры «Чулпан» (г.Серов), основанный при МБУК «Городской Дом культуры».

 

Центры национальной традиционной культуры:

Центр татаро-башкирской культуры «Чулпан» (г.Серов) был основан в 1992 году. Центр ТБК входит в состав МБУК «Городской Дом культуры».Руководитель – Синцова Розалия Габдрахимовна. Основным направлением деятельности Центра татаро-башкирской культуры является возрождение и сохранение национальной культуры, проведение национальных праздников, изучение народных традиций, обрядов, обычаев. Центр занимается организацией и проведением на территории Серовского городского округа национальных праздников: «Ураза байрам», «Курбан байрам», «Сабантуй», «Маулид», в которых принимают участие до 1000 человек. Центр участвует в общегородских праздниках, проводит совместные мероприятия с национальным объединением «Азербайджан», с национальными объединениями Северного округа; организовывает гастрольную деятельность; совершенствует формы и методы работы по сохранению национальных традиций. Ежегодно делегация Центра ТБК принимает участие в работе съездов региональной общественной организации Конгресс татар «Татары Урала» в г. Екатеринбург.

Творческий коллектив Центра ТБК принимал участие в следующих областных фестивалях:

- Окружной фестиваль национальных культур «Венок дружбы» (г.Краснотурьинск);

- Областной фестиваль пенсионеров «Осеннее очарование» (г. Серов);

- Городской фестиваль самодеятельного творчества пенсионеров «Нам года не беда» (г. Серов).

Все мероприятия, проводимые Центром ТБК, направлены на сохранение национальной культуры, традиций, духовного возрождения, воспитание толерантности населения Серовского городского округа.

 

 

Наличие фольклорных коллективов, исполняющих аутентичный местный материал:

Ансамбль «ТанЙолдызы»(г.Серов).

Народный коллектив ветеранов Хор русской песни «Калинушка»

Самодеятельный коллектив.

Звание «Народный коллектив ветеранов» (2017 год).

Руководитель - Музыков Илья Иванович, Заслуженный работник культуры Российской Федерации.

Коллектив ведёт работу на базе Клуба п. Красноярка Муниципального бюджетного учреждения культуры «Городской Дом культуры».

Год создания коллектива – 1982.

Количество участников коллектива - 15 человек.

Специализация коллектива: вокальный. Вокал народно-сценический.

Исполняемый репертуар: Русские народные песни. Вид: фольклорный (из методических сборников).

Источниками репертуара коллектива служат репертуарные сборники.

Костюм участников сценический (стилизованный).

Коллектив принимает участие в областных фестивалях и конкурсах.

 

Народный коллектив ветеранов Ансамбль «Танйолдызы»

Самодеятельный коллектив.

Звание «Народный коллектив ветеранов» (2018 г.).

Руководитель - Синцова Розалия Габдрахимовна.

Коллектив ведёт работу на базе Муниципального бюджетного учреждения культуры «Городской Дом культуры».

Год создания коллектива – 1993.

Количество участников коллектива 26 человек.

Специализация коллектива: инструментальный, танцевальный, вокальный. Вокал и хореография народно-сценические.

Исполняемый репертуар: Татарские и башкирские народные мелодии, песни.

Вид: фольклорный (из методических сборников).

Источниками репертуара коллектива служат репертуарные сборники.

Костюм участников сценический (стилизованный).

Коллектив принимает активное участие в городских, областных, межрегиональных и международныхмероприятиях (фестивалях, конкурсах, концертах и др.).

 

Народный коллектив хор русской песни «Яхонтцы»

Самодеятельный коллектив.

Звание «Народный» (11 декабря 2015 года).

Руководитель - Борзунов Андрей Анатольевич.

Коллектив работает на базе Муниципального автономного учреждения «Дворец культуры металлургов».

Год создания коллектива – 1955.

Количество участников коллектива 26 человек (в возрасте от 12 до 80 лет).

Специализация коллектива: Вокальный. Вокал: народно-сценический, фольклорный.

Исполняемый репертуар: «Трава, моя трава» (муз.и сл. народные), «Матушка Россия» (муз.Ю.Воронищева, сл. В.Рубченко), «Мать Земля моя» (муз. В. Гамалия, сл. Д.Тесаров), «Выйду на улицу» (муз.и сл. народные), «Гуляй, казак …» (муз. В.Пипекина, сл. М.Даркина) и др.  Вид: авторский, реконструкция фольклорно-этнографических записей. 

Источники репертуара: с подачи руководителя, с фонограммы, по нотным расшифровкам.

Костюм сценический (стилизованный).

Коллектив принимает участие в фестивалях и конкурсах всероссийского значения.

 

Ансамбль «Уральскаярябинушка»

Коллектив ведёт работу на базе ГБПОУ СО «Северный педагогический колледж».

Руководитель - МузыковаНина Ивановна, преподаватель музыки высшей категории.

В составе коллектива 30 участников.

Исполняемый репертуар: Русские народные песни, песни отечественных композиторов, песни уральских композиторов, музыкальная культура казаков. Вид: авторский, обработанный, фольклорный (из методических сборников), реконструкция фольклорно-этнографических записей.

Специализация коллектива: вокальный. Вокал фольклорный.

Хореография народно-сценическая.

Источники репертуара: от носителя традиции,  с подачи руководителя,  с фонограммы,   по нотным расшифровкам, по репертуарным сборникам.

Костюм сценический (стилизованный).

Детские казачьи коллективы

На базе МБОУ СОШ № 23 ведёт работу Хор «Звёзды казачьих песен».

На базе МАОУ СОШ № 22 работает Детский ансамбль казачьей песни «Звонница».

 

 

 

 

 

 

На Северном Урале, как и на многих других территориях Уральского региона, в XVIII – XIX веках, активно развивались металлообрабатывающие промыслы. Спрос на железные изделия среди населения был стабильным с момента возникновения первых поселений на севере Урала на рубеже XVII –XVIII веков и до начала ХХ столетия. Кузнечным и гвоздарным промыслом, изготовлением металлической посуды на территории Северного Урала занималось немало кустарей, чья продукция – гвозди, скобы, замки, петли, подковы, светцы – удовлетворяла насущные потребности населения.

     Развивалось на Северном Урале и медное дело, с момента возникновения здесь первых заводов при М.М. Походяшине. Наличие сырья и острая нехватка бытовых предметов способствовали развитию кустарных литейных промыслов. В коллекции Серовского исторического музея есть формы для отливки посуды, а также изделия, выполненные мастерами из местной меди. Хотя местные серовские изделия были грубее и примитивнее, чем работы тагильских и невьянских посудников, но посуда местного кустарного производства пользовалась спросом у местных жителей как более прочная и дешевая по сравнению с привозной фабричной.

     Надеждинский сталерельсовый завод помимо основной продукции также выпускал мелкое литье. В фондах Серовского исторического музея хранятся вафельницы, печные дверцы, чугуны, пепельницы и прочая бытовая утварь, производившаяся в Сосьве и Надеждинске (название г. Серова до 1939 г.) в начале ХХ века.

     В советский период кузнечное и литейное дело переживало не лучшие времена. Лишь некоторые мастера работали по частным заказам, а также изготовляли подковы, петли, скобы и замки.

     На современном этапе в Серове существует несколько кузнечных мастерских, работающих на заказ.

     Яркую страницу в историю уральских художественных промыслов вписали серовские мастера по художественной обработке дерева и бересты. Наиболее известны имена мастеров-берестянщиков Валентина Сергеевича Сняткова и Евгения Александровича Феофилова.

     В. С. Снятков тридцать пять лет проработал на одном предприятии – лесоперевалочной базе объединения "Серовлес", пройдя путь от слесаря до директора. После выхода на пенсию бывший директор решил заняться любимым делом – обработкой бересты. Работы Валентина Сняткова отличает сочетание высочайшего вкуса и тонкого понимания материала. Многие формы сосудов, изготовленных мастером, имеют исторические «аналоги». Это братины, ковши, черпаки, и даже такие забытые виды как ендова и кумган. Чаще всего В. Снятков в декоре своих изделий обращался к геометрическим и растительным орнаментам, используя орнаментальные мотивы традиционных русских промыслов: резьбы по дереву, вышивки и кружева. За несколько лет Валентин Сергеевич создал несколько сотен произведений, многие из которых демонстрировались на выставках самого разного уровня.

     Е. А. Феофилов с юных лет мастерил из бересты туески-бурачки, шкатулки и различную кухонную утварь, плел корзинки. В работе ему часто помогала жена Мария Николаевна. Евгений Александрович часто использовал для декорирования поверхности роспись, выжигание, тиснение, его работы обычно покрыты лаком. Изделия Феофиловых, на первый взгляд, выглядят более традиционно и просто, по сравнению с ажурным прорезным кружевом В.С. Сняткова, однако их ассортимент поражает разнообразием. Мастера изготавливали не только посуду, корзинки и шкатулки, но и бытовые предметы: сувениры, различные футляры, газетницы, портсигары.

     Первая выставка работ Евгения и Марии Феофиловых проходила в Ирбите в 1985 г. Неоднократно они были участниками выставок в Серове, а в июне 1995 г. Е. А. Феофилов участвовал в областном фестивале творчества в г. Екатеринбурге.

     Серовский мастер Александр Быстрых – профессиональный резчик по дереву и великолепный иконописец, чьи работы неоднократно выставлялись на российских и международных выставках прикладного искусства.
Первая серьезная работа Александра – икона Спаса Нерукотворного – сразу принесла успех. О нем заговорили как о талантливом мастере. Спас Нерукотворный прошел экспертизу во Всероссийском музее декоративно- прокладного искусства в Москве, где работа получила высокую оценку. Позднее появились Богоматерь, Николай Чудотворец, Георгий Победоносец, Александр Невский, Дмитрий Донской, Ермак и другие. В работах мастера прослеживаются черты византийской и русской иконографии. Однако в создание образов А. А. Быстрых вносил свое видение, иногда изменяя детали иконографической композиции. Характерными чертами его авторского стиля были декорированный фон и нимбы. Среди монументальных исторических работ особым мастерством отличаются многофигурные композиции «Ледовое побоище» и «Нашествие». Кроме этого, мастер изготавливал пасхальные яйца, вазочки, шкатулки и другие сувенирные изделия. Работы серовского умельца не раз экспонировались в Серове, Екатеринбурге, Краснотурьинске и в других городах России, на выставках

      Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства в Австралии, Японии, Сингапуре, Гонконге, Южной Корее, на выставках управления профтехобразования в Японии и Канаде. В 1998 году под руководством А.А. Быстрых была создана реставрационная мастерская при Серовском металлургическом заводе, которая в течение трех лет восстанавливала резной иконостас для Свято- Покровского монастыря в Верхотурье, используя для этого старые фотографии. Успех превзошел все ожидания: изготовленный из сосны и кедра, покрытый краской, камнями и позолотой иконостас превратился в настоящее произведение искусства. Осенью 2001 г. он был торжественно освящен. После этого А. Быстрых и его команда изготовляли иконостасы для многих городов России (Серов, Верхотурье, Краснотурьинск, Ганина Яма, Южно-Сахалинск, Тамбов и Тамбовская область).

     Благодаря поддержке Серовского металлургического и Ревдинского кирпичного заводов, входящих в состав Уральской горно-металлургической компании были восстановлены храмы в с. Меркушино (Верхотурский район), часовня в г. Серове.

     Талантливым резчиком по дереву был также Антонас Владас Квилюнас, выходец из литовской семьи, которая зарабатывала изготовлением точеных деревянных изделий. Умение работать на деревообрабатывающем станке передавалось в роду Квилюнасов из поколения в поколение. Маленький Антонас Владас начал работать с деревом уже с семилетнего возраста и на Урале все свое свободное время посвящал любимому ремеслу. Из рук мастера выходили детские игрушки, посуда, прялки, веретена. У. А. Квилюнаса учились многие серовские резчики по дереву, в том числе и А. А. Быстрых.

     В технике корнепластики создает свои работы А. И. Шарапов, находя материал для своих творений в лесу.

     В уральской тайге черпала свое вдохновение и мастерица Елена Осиповна Дубкова (1925-2010), работавшая в технике нетканого гобелена. Ее вышитые картины «Встреча у озера», «Глухари», «Осень», «Лебединая песня» – результат долгого кропотливого труда. Художница принималаучастие в областных и всероссийских выставках, ее работы экспонировались на международной выставке в Индии.

 Николай Петрович Проказов, Работал в творческой мастерской Быстрых. Резьбой по дереву начал заниматься давно, вырезая маски, сувениры. Н.П. Проказов занимался также берестой, его привлекала ее удивительная текстура, красота, все это отразилось в различных туесах, бураках, поставцах. Н. П. Проказов – участник ряда городских и областных выставок народных промыслов, имеет дипломы и благодарственные письма. В настоящее время Н.П. Проказов работает в Доме творчества г. Серова, учит детишек резьбе по дереву, передает секреты мастерства.


      Александр Анатольевич Вещев. Работал в творческой мастерской А. А. Быстрых со дня ее создания. Занимается столярными работами, точением, резьбой по дереву. Среди его работ – резные рамы, киоты для икон, созданные на токарном станке бочонки и сувениры. А. А. Вещев принимал участие в городских выставках и имеет ряд грамот и благодарственных писем.


      Игорь Адольфович Пелевин. Создает модели автомобилей из дерева.Моделирование — главное увлечение, занятие в свободное время и потребность души. Среди его работ модели: «ЗИЛ–130», «КАМАЗ», Руссо- Балт, Форд-Т. И.А. Пелевин использует для моделей такие породы дерева как осина, ольха, а махагони — для постамента моделей.


      Евгений Анатольевич Ковалев работал изготовителем художественных изделий в творческой мастерской А. А. Быстрых с 2006 года. Выполнял резной декор иконостасов. Сегодня Евгений Анатольевич с увлечением занимается резьбой по дереву. Одно из увлечений - обработка металла, он осваивает разные техники травления по металлу. Евгения Анатольевича привлекает красота холодного оружия. Много изготовил разнообразных по стилю и сложности художественных ножей с резными ручками. Всегда творчески подходит к работе, умело сочетает в своих работах разные породы деревьев. Любит экспериментировать с разными техниками и материалами.

      Александр Александрович Тесленко. В скульптурных работах А.А. Тесленко прослеживается пластическая выразительность форм и внутренняя целостность. Это видно из его работ: скульптуры «Конь», парковой скульптуры «Гриб». Александр активно принимает участие в городских выставках и его мастерство неуклонно растет. Он также занимается в свободное время графикой и акварелью. Работает в жанре натюрморта. В последнее время в работах сочетает дерево и медь, занимается гравировкой, ковкой, травлением.

      Татьяна Геннадьевна Лебедева. Работает в нескольких техниках: шьет игрушки из ткани и меха, вышивает картины гладью и крестом, изготавливает изделия в технике валяния из шерсти, занимается бисероплетением.

 

Фомичёв Игорь Алексеевич - историк, краевед, писатель.

Основное место работы - ГБУК  СО «Верхотурский историко-архитектурный  музей-заповедник».

И.А. Фомичёв написал 12 книг, посвящённых родному городу Серову:

1) Фомичев И.А. Город Надеждинск. 1893 - 1940 гг. / И.А.Фомичев. – 2-е изд, допол. - Екатеринбург: Издательство УМЦ УПИ, 2016.

2)Фомичев И.А. Город Надеждинск. 1893 - 1940 гг. / И.А.Фомичев. – Екатеринбург: Издательско-полиграфический центр УрФУ, 2013.

3) Фомичев.И.А. Город Серов в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг. / И.А. Фомичев. – Екатеринбург: Издательство УМЦ УПИ, 2017.

4)Фомичев. И.А. Надеждинск в годы Первой мировой войны. 1914-1918 гг. / И.А.Фомичев. – Екатеринбург: ИПЦ УрФУ, 2015.

5) Фомичев. И.А. Надеждинск в годы революции и гражданской войны. 1917 – 1922 гг. / И. А. Фомичев. – Екатеринбург : ИПЦ УрФУ, 2014.

6) Фомичев И.А. Надеждинск – Серов. Материалы и документы по истории города. 13 июля 1893 – 3 ноября 1993 / И. А. Фомичев. – Екатеринбург: Издательско-полиграфический центр УрФУ, 2014.

7) Фомичев И.А. Очерки истории образования: Надеждинск – Серов/ И.А.Фомичев. – Серов: Север.

8) Фомичев И.А. Политические репрессии в Надеждинске. 1918 – 1952 гг. Т. 1 / И.А.Фомичев. – Екатеринбург: Издательско-полиграфический центр УрФУ, 2012 – 269 с.

9) Фомичев И.А. Политические репрессии в Надеждинске. 1918 – 1952 гг. Т. 2 / И.А.Фомичев. – Екатеринбург: Издательско-полиграфический центр УрФУ, 2012

10) Фомичёв И.А., Борисов А.Г. Верхотурский уезд в период революций и гражданской войны / И.А.Фомичёв, А.Г.Борисов - Верхотурье, Верхотурский печатный дом, 2009

11) Гунгер Ю.В., Фомичёв И.А., Борисов А.Г. Музеи Северного Урала в 1-й половине XX века / Ю.В.Гунгер, И.А.Фомичёв, А.Г.Борисов - Екатеринбург, Издательско-полиграфический центр УрГУ, 2011.

12)  Фомичёв И.А. Надеждинск Православный. / И.А.Фомичёв. Екатеринбург, издательско-полиграфический центр УрФУ, 2019.

 

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ