Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Главная / Этнокультурная карта Свердловской области / Муниципальное образование Красноуфимский округ

Муниципальное образование Красноуфимский округ

  • Территория 3 411,8 км2
  • Население 26 651 чел.
  • Относится к Западному управленческому округу
  • Административный центр г. Красноуфимск (не входит в состав округа)

Красноуфимск
с. Русская Тавра
с. Новое село
с. Нижнеиргинское
с. Чатлык
с. Александровское
д. Приданниково
с. Рахмангулово
с. Криулино
с. Средний Бугалыш
с. Сарсы-Вторые
Общая информация о районеИсторическая справкаДостопримечательностиСовременное состояние ТНКФольклорные коллективыХудожественные промыслы и ремёслаМастераКраеведение

Территория: 3411,8 кв.км.

Население: 26,651 т.ч.

Относится к Западному управленческому округу.

Административный центр — город Красноуфимск (не входит в состав округа).

В состав округа входит 68 населенных пунктов, объединенных в 26 территориальных отделов администрации: Александровский (с. Александровское, д. Подгорная), Баякский (д. Среднй Баяк), д. Верхний Баяк, д. Куянково), Большетурышский (с. Большой Турыш, д. Верхняя Ирга, д. Малый Турыш, д. Русский Турыш, д. Тактамыш), Бугалышский (с. Средний Бугалыш, д. Верхний Бугалыш, д. Голенищево), Ключиковский (с. Ключики, п. Березовая Роща), Красносокольский (с. Красносоколье)Криулинский (с. Криулино, д. Банное, д. Зауфа, д. Калиновка, д. Красная Поляна, д. Рябиновка, д. Чигвинцево), Крыловский (с. Крылово, д. Екатериновка, д. Каменовка, д. Межевая), Марийключиковский (с. Марийские Ключики), Натальинский (пгт Натальинск), Нижнеиргинский (с. Нижнеиргинское, д. Шуртан), Новосельский (с. Новое Село, д. Верх-Бобровка, д. Большое Кошаево), Озерский (д. Озерки), Приданниковский (д. Приданниково, д. Верх-Никитино, д. Нижнее Никитино), Рахмангуловский (с. Рахмангулово, д. Бишково, д. Усть-Торгаш), Саранинский (п. Сарана, д. Верхняя Сарана, п. Саранинский Завод, п. Соколиный Камень), Саргаинский (п. Саргая, п. Дегтярка), Сарсинский (с. Сарсы-Вторые, д. Сарсы-Первые), Сызгинский (д. Сызги), Тавринский (с. Русская Тавра, д. Большая Тавра), Татарско-Еманзельгинский (д. Татарская Еманзельга), Усть-Баякский (д. Усть-Баяк, д. Новый Путь), Усть-Машский (д. Русский Усть-Маш, д. Марийский Усть-Маш, д. Новый Бугалыш, д. Усть-Бугалыш), Чатлыковский (с. Чатлык, д. Красный Турыш, д. Лебяжье, Чувашковский (с. Чувашково, д. Колмаково, д. Шиловка), Ювинский (с. Юва, д. Савиново, д. Черлак).

Национальный состав: русские, татары, марийцы.

Красноуфимский округ расположен на крайнем юго-западе Свердловской области, на пограничье с Пермским краем и Республикой Башкортостан.

Красноуфимский округ - один из самых многонациональных в Свердловской области, здесь сформировались группы славянского, тюркского и финно-угорского населения. И в настоящее время основу населения Красноуфимского района составляют русские (более 60%), далее следуют татары (20%), марийцы (16%).

Важным периодом в формировании современной этнической карты округа стал ХVII век. К этому времени на территории верховьев р. Уфы уже проживало тюркское население - татары и башкиры. Известный в этом округе с начала II тыс. н.э. тюркский и угорский этнический компонент можно считать древним населением этого края.

Миграции татар в регион из Кунгурского уезда и территории Поволжья продолжались и в последующие периоды. С ХVII века в этом округе начинает формироваться этническая группа уральских марийцев, основу которых составили переселенцы с территории Поволжья – основного района проживания марийцев. С этого же времени район активно начинают осваивать русские.

В 1736 году возникает современный город Красноуфимск, а с 1781 года на этой территории сформирован Красноуфимский уезд Пермской губернии. Приток и формирование русского населения в этом районе продолжаются и в последующий период, и в ХVIII, и в ХIХ, и в начале ХХ веках.

С течением времени русское население стало доминирующим на этой территории. В ХVII веке на территории современного Красноуфимского округа формируется также небольшая группа удмуртов – красноуфимские удмурты, в настоящее время почти полностью растворившаяся в среде марийского населения.

Каждая из названных этнических групп обладает рядом своих характерных особенностей. Тюркское население этой территории неоднородно, в прошлом здесь отмечены разные этнические группы: башкиры, татары, тептяри, мишари, кунгурские татары, казанские татары.

В течение ХХ века сословные и региональные различия разных групп нивелируются, этнические процессы у башкир приводят к изменению этнической идентичности в сторону татарской. Этнокультурные комплексы тюркского населения этого региона характеризуются сохранностью традиционного костюма, некоторых элементов материальной культуры, традиционным поэтическим, прозаическим и музыкальным фольклором.

Марийцы Красноуфимского округа представляют отдельную группу в составе уральской группы мари, так называемые верхнеуфимские марийцы – юпонш мари. Характерными этническими чертами уральских марийцев можно считать сохранение вплоть до настоящего времени древней языческой системы верований, языческого культа, уникальную сохранность традиционного костюма, древних элементов духовной культуры. Уральские марийцы, с одной стороны, сохранив архаичные и реликтовые черты, принесенные с Поволжья, приобрели на Урале целый ряд особенностей, позволяющих считать эту группу самобытной и уникальной.

Русские, составляющие большинство населения округа, неоднородны и представлены разными социальными, конфессиональными и локальными группами, отражающими сложную и многокомпонентную историю формирования русских в этом районе.

Среди социальных групп необходимо отметить помещичьих и государственных, среди конфессиональных групп – православное и старообрядческое население (единоверцы и представители белокриницкого согласия).

Локальные группы русских представлены выходцами из разных районов Поволжья и Приуралья. Население ряда деревень северо-востока района известны как «гамаюны», так как происходят из переселенцев центральных районов России.

Среди переселенцев конца ХIХ – начала ХХ веков известны «вятские», выходцы из разных уездов Вятской губернии. Значительная часть населенных пунктов основана выходцами из западной части Пермской губернии. Каждая группа русских имеет ряд своих особенностей в языке, культуре и быте, создавая уникальное многообразие этнокультурных форм традиционного наследия русского населения района.

Таким образом, Красноуфимский округ представляется одной из самых полиэтничных территорий области с богатым и разнообразным этнокультурным наследием.  

Памятник "Отмены крепостного права" село Нижнеиргинское

Очень интересен памятник «Отмены крепостного права 1861 года». Это единственный в России памятник, посвящённый  такому поистине величайшему историческому событию нашего Отечества.

Крестовоздвиженская церковь с. Новое Село

 Крестовоздвиженская церковь, построенная в 1769 году.

 Боголюбский женского монастыря,село Сарсы Вторые 

 В 1896 году начала действовать обитель СарсинскогоБоголюбского женского монастыря.После революции монастырь был закрыт, да и церковь в 1920 году была разрушена. Сейчас монастыр снова действует. 1 июля каждого года здесь проводиться молебен в честь Боголюбской иконы Божией Матери. Вода в источнике у подножия считается святой, исцеляющей от многих недугов.

 

 

Специализированные учреждения, занимающиеся сохранением традиционной народной культуры:

Центры традиционной народной культуры –  Центр марийской культуры «Марийская изба» (с. Юва)

Этнографические, историко-краеведческие музеи Красноуфимского округа:

- Общественные музеи при Домах культуры (с. Нижнесергинское, п. Сарана).

В Красноуфимском районе проживает 25170 человек. Красноуфимский район уникален по национальному составу, здесь издавна проживают представители разных национальностей. Из них самые многочисленные: русские – 61,9%, татары – 19,5%, марийцы – 15,5%, других национальностей – 3,1% (башкиры, немцы, чуваши, азербайджанцы, армяне, таджики, цыгане и другие). Во всех мероприятиях районного уровня присутствуют и взаимодействуют эти культуры, происходит обмен опытом и мировоззрением разных народностей. Сохранение традиционной народной культуры осуществляется посредством проведения мероприятий сельскими домами культуры и клубами района, а также в деятельности любительских коллективов народного творчества. Семь клубных формирований исполняют местный фольклор.  Среди фольклорных коллективов один – татарский, 2 марийских и 3 русских.

Сохранением традиционной народной культуры и краеведческой работой занимаются при музейных комнатах, созданных на базе 5 структурных подразделений: Александровского сельского клуба, Криулинского сельского Дома культуры, Нижнеиргинского сельского Дома культуры, Русскотурышского сельского клуба, Ювинского сельского Дома культуры. В них представлены предметы быта, одежды 19 века.

 В 2020 году Организационно-методическим центром по культуре и народному творчеству начал реализовываться проект «Рукам — работа, душе — праздник», целями и задачами которого являлось: сохранение и развитие народных художественных ремёсел; выявление новых мастеров-умельцев; поддержка мастеров народного творчества; пропаганда и популяризация творчества мастеров декоративно-прикладного искусства, рукоделия, народных ремесел. В рамках данного проекта была проведена районная онлайн-выставка изделий декоративно-прикладного искусства и народных ремесел, создано и опубликовано три видеоролика, содержащих информацию о мастерах Красноуфимского района и примеры их работ, а также выпущен Каталог (тираж: 70 шт.) с работами мастеров: изделиями декоративно-прикладного искусства и художественных ремесел, выполненными с использованием традиционных и современных техник и материалов. В выставке приняли участие 63 мастера Красноуфимского района, представлено более 700 работ. В 2021 году предполагается продолжить работу по данному проекту.

В Тат-Еманзельгинском сельском клубе действует проект «Сохранение и развитие татарской культуры», задачи которого - знакомство с обычаями и обрядами татарского народа; распространение знаний о культуре, истории, этнографии татарского народа; пробуждение интереса к языку, искусству, религии. В рамках проекта проводятся такие мероприятия, как: «Казомэсе» («Праздник гуся»), «Навруз», «Сабантуй», «Урам байраме» (Праздник улицы), «Аул байраме» (День деревни), Монажатлар (песнопения) и другие

Русскоустьмашский сельский клуб в рамках творческого проекта «Возрождаем обычаи старины» провел следующие мероприятия: «Масленица»; «Святочные гадания и колядки»; «Троица»; посиделки в народном стиле «Светлое Христово Воскресение»,«Батюшка-Покров»; «День народов Среднего Урала».

Более 15 мероприятий (из них 4 офлайн) было проведено сотрудниками Ювинского сельского Дома в 2020 году в рамках проекта «Культура народа мари».

К сожалению, в связи с ограничениями в этом году не были проведены традиционные районные народные праздники, такие как татарский праздник «Навруз», районный татарский культурно-спортивный праздник «Сабантуй», районный русский национальный праздник «Троица». Тем не менее, для жителей сел и деревень сотрудниками структурных подразделений МБУК «ЦКНТ и БО» были организованы и проведены  и  народные гуляния, и различные мероприятия в онлайн-формате.

Традиционными и популярными в Красноуфимском районе среди русских поселений являются: Масленица, Пасха, Троица, Покровская ярмарка, Рождественские и Крещенские посиделки, Колядки, Медовый Спас, Петровские и капустные посиделки.

1 марта 2020 года в селе Крылово состоялось народное масленичное гуляние. На поляне была организована выставка - ярмарка, где каждый желающий мог приобрести понравившийся товар: мыло ручной работы; вязаные носки, варежки; вышитые картины и т.д. Зрителей угощали горячим чаем с блинами и оладьями. Показана театрализованная постановка и проведена конкурсно-развлекательная программа, в ходе которых зрители знакомились с  историей празднования Масленицы, ее традициях, играх и забавах. В селе Чатлык прошла театрализованная программа «Спеши народ, Масленица идет!». В Новом Селе народное гуляние «Масленица гуляет» проведено совместно с Новосельской СОШ, Воскресной школой, Новосельским территориальным отделом. Праздник начался со школьной ярмарки, которая развернулась на площади Дома культуры. Театрализованная программа с концертными номерами, веселыми играми, конкурсами и сжиганием чучела прошла на одном дыхании.

Во многих территориях с целью знакомства детей со старинными русскими традициями организованы и проведены Колядки. Например, «Коляда, коляда открывай ворота!»  - под таким названием было организовано мероприятие специалистами Чатлыковского сельского Дома культуры.

К Пасхе проведены такие онлайн-мероприятия, как: творческий онлайн-конкурс «Пасхальный перезвон», мастер-класс «Кукла на пасхальное яйцо», флешмоб «Поделись уникальным рецептом кулича или оригинальным способом покраски яиц», акция «Ай да, крашенка» (Криулинский сельский Дом культуры); масстер-класс по декупажу яиц (Натальинский сельский Дом культуры), мастер-класс «Готовимся к Пасхе вместе» (Крыловский сельский Дом культуры); мастер-класс «Раскрась пасхальное яйцо», конкурс рисунков «Светлая Пасха» (Нижнеиргинский сельский Дом культуры); мастер-класс народная игровая кукла "Зайчик" для пасхального яйца, конкурс «Пасхальная радость в нашем доме» (Организационно-методический центр).

К Троице специалистами домов культуры были проведены онлайн-викторины, онлайн-концерты, в социальных сетях, опубликованы информационные посты и видеоролики.

В августе к трем летним спасам в группах Криулинского сельского Дома культуры были проведены три квеста: Медовый, Яблочный, Ореховый. Суть онлайн-квестов заключалась в том, что в течение дня в ленту сообщества выкладывались задания (от 5 до 7 штук) на тему какого-то определенного спаса, участникам важно было не только правильно ответить на задание, но сделать это одним из первых. В конце дня подводился итог и награждение победителей.

К празднику Покрова Пресвятой Богородицы на интернет-страницах практически каждого структурного подразделения опубликованы различные информационные видеоролики, посты, видеопоздравления. Театрализованное представление «Покровская ярмарка» проведено офлайн Криулинским сельским Домом культуры.

В социальных сетях «Однокласники» в группе Русскоустьмашского сельского клуба ведется рубрика «Народные праздники - традиции, поверья и приметы». Заметки пользовались популярностью среди подписчиков и гостей группы.

Игровую программу «День русских забав» провели работники Новосельского сельского Дома культуры для детей дошкольного возраста С детьми поиграли в русские народные игры «Вытолкни из круга», «Перетягивание каната», «Как у тетушки Ирины» и другие. Делали из ткани кукол Веснянок.

Криулинским сельским Домом культуры была проведена онлайн-выставка «Таланты земли криулинской». Цель выставки — сохранение культурных очагов, которые сохранились в народе, пропаганда народного творчества в селе. Почти два месяца работники Дома культуры собирали по крупицам информацию о рукодельницах и мастерах села Криулнино. В результате в ней приняло участие более 20 человек. В выставке были предоставлены фото работ, выполненных в разных техниках: старинных и современных. Среди них: лозоплетение, ажурное выпиливание, плетение кружев на коклюшках, текстильные народные куклы, вышивка крестиком и лентами, лоскутное шитье, вязание крючком, бисероплетение, валяние из шерсти..

В населенных пунктах с марийским населением ежегодно проводятся: марийский обрядовый праздник «Шорыкйол» («Святки») с шествием ряженых, веселыми уличными гуляниями и песнями; национальный праздник «Кугече» («Пасха»), на праздновании которого катают яйца и играют в старинные марийские обрядовые игры; «Уярня» – Масленичная неделя; «Семык» – аналог русского праздника «Семик». Кроме этого становится популярным проведение вечеров отдыха «Мари кас» («Марийский вечер») с конкурсами, играми, песнями, танцами.

В селе Юва проведены проведены такие мероприятия, как марийский праздник «Шорык йол пайрем» (13.01.2020); игровая программа «Волшебный клубочек» (марийские народные игры)(28.01.); пост-поздравление на марийском языке с марийским праздником «Кугече, сылне кече!» («Великая Пасха»)(19.04); музыкальная марийская гостиная «Катюшам марла мурена» («Поём Катюшу на марийском языке») (8.05); онлайн-презентация «Марийский народный костюм» (26.08); онлайн-презентация «Марийский женский костюм» (4.09); видеоролик «Марийская кухня» (18.09); видеоролик к марийскому празднику Нового хлеба «Угинде» (19.10); конкурс чтецов марийского стихотворения «Пою тебя Марий Эл!» (9.11); видеоролик «Праздник гуся» (18.11); видеоролик «Марий тиште кече- Марийская письменность» (11.12).

Интересным получился марийский национальный праздник «Шорык йол кас», проведенный Верхнебугалышским сельским Домом культуры. Ряженые - участники песенно-хореографического ансамбля «Эрвел» - шествовали по деревне, гадали молодым, желали хорошего урожая в новом году и благополучия в семьях.

В татарских территориях традиционными являются национальные праздники: Курбан-байрам (праздник жертвоприношения), Ураза-байрам (праздник окончания поста), Маулид-байрам (праздник рождения Пророка Мухаммеда), Навруз (праздник весны и наступления Нового года). Остаются значимыми татарские обряды: «Никах» (Помолвка), «Казумэсе» (коллективная помощь по общипыванию гусей), «Угызашы» (угощение по случаю благополучного отёла коровы), имянаречение младенца, свадебные обряды и другие обряды.

Заведующая Усть-Бугалышским сельском клубом Гумарова Гузалия Наильевна пишет: «Ежегодно наши односельчане празднуют два главных праздника всех мусульман. Это Ураза-байрам – праздник, отмечаемый в честь окончания поста в месяц Рамадан и праздник Курбан-Байрам (праздник жертвоприношения). Оба праздника очень важны для мусульман. Ведь в эти дни готовят много угощения, приглашают гостей, особо почитают стариков, поминают своих усопших родных и близких, просят прощения друг у друга, ни в коем случае не сквернословят и не употребляют спиртное и табак. В условиях самоизоляции у жителей не было возможности посещать мечеть в эти дни, так, как праздники выпали на 24 мая и 31 июля. Поэтому онлайн-поздравления проводились в группе «Усть-Бугалыш» в «Ватсапе». Также для жителей деревни были опубликованы видеоролики об истории и традициях этих мусульманских праздников».

В Усть-Баяке проведены праздники Ураза-Байрам, Курбан-Байрам, «Казумэсе». В Среднем Бугалыше прошёл праздник «Нардуган» (Колядки).

Работники культуры населенных пунктов, где проживают марийцы и татары, особое внимание уделяют сохранению родного языка.

Например, в Тат-Еманзельгинском сельском клубе в феврале совместно с сельской библиотекой проведён литературный вечер, к международному дню родного языка «Ин татлы тел-туган тел» («Родной язык – самый красивый язык»); совместно со школой и сельской библиотекой - конкурс чтецов к 75-годовщине Победы в ВОВ по произведениям Муса Джалила «Жизнь моя песней звучала в народе». На конкурсе участники читали стихи татарского поэта М.Джалила.

Видеопрезентация «Марий тиште кече (Марийская письменность)», музыкальная акция «Катюшам марла мурена» («Поём Катюшу на марийском языке») и конкурс марийского стихотворения, посвящённый 100-летию Республики Марий Эл «Пою тебя Марий Эл!» прошли в Ювинском сельском Доме культуры.  Заведующая Ювинским сельским Домом культуры Канышева Наталья Апусевна пишет: «Стихи марийских поэтов, прославляющих марийский край, красоту природы, повествующий о жизни марийского народа читали на родном языке. Марийцы, живущие на Урале, полны уважения к своей исторической родине, своему родному языку.   Признаться честно, марийским  языком в данное время, к большому сожалению, на селе владеют лишь люди в возрасте от 40 лет и старше. Но это мероприятие показало, что и детям, и молодёжи, пусть и небольшому числу, это интересно, они хотят научиться говорить, понимать родной язык. Вызвать интерес у подрастающего поколения, поддержать его – основная наша задача на данном этапе.»

При проведении национальных мероприятий структурные подразделения МБУК «Центр по культуре, народному творчеству и библиотечному обслуживанию» активно сотрудничают с церковью.

Среди наиболее масштабных совместных мероприятий можно отметить Рождественский марафон, который состоялся 7 января 2020 года в селе Сарсы Вторые. Сарсинский сельский Дом культуры в тесном сотрудничестве с Екатеринбургской епархией, Сарсинской сельской школой, а также с помощью постоянных спонсоров Айметовой Валентиной Ивановной и Айметовым Владимиром Ивановичем организовали праздник. Здесь присутствовали не только местные жители села, но и ученики и родители Свято-Симеоновской православной гимназии г. Екатеринбург, воскресной школы при храме во имя страстотерпца царя Николая п.Арти, воскресной школы при Свято-Троицком соборе г. Красноуфимск, а также Новоуральский клуб русской традиционной культуры «Терем». В рамках марафона было проведено множество мастер-классов, которые постели более 100 детей: валяние из шерсти, изготовление разнообразных шаров и ёлочных украшений, роспись настоящих русских пряников и другие. Были проведены спортивные состязания с препятствиями на свежем воздухе. Также были организованы рождественские колядки. В группе колядовщиков были как приезжие дети так и местные, они обошли с колядками сельские дворы. После проведённых мастер-классов была организована ярмарка, где дети смогли продать сделанные ими изделия. Инициативной группой был показан вертепный кукольный театр на площадке Сарсинского сельского Дома культуры и Сарсинской сельской школы, были осуществлены выезды в дома престарелых с. Сажино и г. Красноуфимск. Завершением марафона стал концерт, на котором выступил начальник отдела культуры и туризма администрации Муниципального образования Красноуфимский округ Шаньгин Николай Леонидович и старший клирик Боголюбского женского монастыря отец Александр Дягилев. На концерте выступили все приезжие гости и артисты Сарсинского Дома культуры, звучали праздничные колядки и песни. Гостеприимство и сплочённость не оставило равнодушным ни одного из гостей.

Также в содружестве с Богоблюбским женским монастырем села Сарсы-Вторвые 23 февраля 2020 года состоялось открытие масленичной недели в селе Сарсы Вторые. На мероприятии присутствовало свыше 50 человек, не только из Красноуфимского района, но и со всей Свердловской области. В ходе праздничных гуляний был организован концерт творческих коллективов, торговля, полевая кухня, спортивные мероприятия.

В селе Крылово стало доброй традицией проводить мероприятия совместно с церковью. 7 января 2020г совместно со служителями Прихода Вознесения Господня, Крыловской библиотекой состоялась театрализованная постановка по сказке «Морозко» с дальнейшим чаепитием для жителей села. Цель проведения - создать условия для расширения знаний детей и родителей о праздновании православного праздника Рождества Христова. Задачи: развитие интереса к православной праздничной культуре; познакомить с традициями празднования Рождества, с его историей; воспитывать эмоциональную отзывчивость, готовность к совместной работе; развитие коммуникативных и изобразительных навыков. Служитель церкви - Кивилева Любовь Ивановна - рассказала детям о истории празднования Рождества Христова, о его традициях. Дети узнали что такое «сочиво» и «кутья», кто такие «волхвы» и почему «Вифлеемская звезда» является символом Рождества. Воспитанник воскресной школы прочитал праздничное рождественское стихотворение. Далее участники театрального клубного формирования Крыловского сельского Дома культуры «Серпантин талантов» представили выступление по сказке «Морозко». Закончилось рождественское праздничное мероприятие традиционным чаепитием.

Александровский сельский клуб также тесно сотрудничает с Александровской Церковью Покрова Пресвятой Богородицы. Ежегодно, на протяжении многих лет Александровский сельский клуб и Александровская церковь в лице настоятеля Отца Валерия проводили православные праздники для всех детей села. В Рождество дети с. Александровское и д. Подгорная приняли участие в Рождественском празднике, который организовали для них Александровская церковь в лице настоятеля Отца Валерия и работники Александровского клуба. Была показана музыкально-театрализованная программа «Свет Рождества», главной идеей которого стало то, что если человек совершает недобрый поступок, никогда не поздно раскаяться и попросить прощения у того, кого обидел. После представления для детей был накрыт праздничный стол и каждый ребёнок был награждён праздничным подарком, сладостями. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы, который ежегодно проводится совместно с Александровской церковью в селе Александровское и деревне Приданниково, в этом году в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией был отменён. Но заведующей Александровским клубом был опубликован в сети видеоролик «Батюшка Покров», где собран материал со всех предыдущих праздников Покрова, которые проходили в клубе за последние годы.

Уже не первый год Криулинский сельский Дом культуры сотрудничает с Церковно-приходской воскресной школой при Храме святого князя Александра Невского. Воспитанники воскресной школы приняли участие и в этом году в театрализованном рождественском мероприятии «Высоко-высоко за облаками», где исполнили несколько рождественских песен. В этом году, в связи с пандемией, такой возможности не было, но на церковный праздник Покров пресвятой Богородицы силами сотрудников Дома культуры был создан видеоролик, в котором рассказывалось о строительстве церкви в селе, и призывалось по возможности оказать благотворительную помощь всем желающим.

На мероприятиях, посвященных православным праздникам, проводимых Новосельским сельским Домом культуры («Рождество», «Пасха», праздник «Святой троицы» и другие), принимают участие воспитанники Воскресной школы храма «Креста Воздвижения».

С целью привлечения населения к православной культуре Саргаинский сельский Дом культуры взаимодействует с Натальинским храмом. 19 января в Саргаинском сельском Доме культуры прошел молебен, освещение воды, посвященный Крещению Господнему, с участием батюшки из Натальинского храма. 17 апреля в Саргаинском сельском Доме культуры прошел молебен, освещение куличей, яиц, пасхи, посвященный Светлому празднику Пасхи.

 


 

Фольклорный ансамбль «Огонёк»

Самодеятельный коллектив.

Руководитель - Смирнова Татьяна Савельевна.

Коллектив ведёт работу на базе Нижнеиргинского сельского Дома культуры, структурного подразделения МБУК «Центр по культуре, народному творчеству и библиотечному обслуживанию».

Год создания коллектива - 1990.

В составе коллектива – 9 женщин.

Специализация коллектива: вокальный, танцевальный. Вокал: локальная традиция (местный репертуар села Нижнеиргинское). Хореография бытовая.

Исполняемый репертуар: русские народные песни, старинные фольклорные песни села Нижнеиргинское, народные частушки разных лет, колыбельные, потешки, современный фольклор, старинные танцы. Вид: авторский, обработанный, фольклорный, аутентичный.

Источниками репертуара служат воспоминания старейших участников ансамбля песен их предков, сборники народных песен, а также интернет-пространство.

Костюм участников сценический, реконструированный.

Ансамбль принимает участие в различных мероприятиях, например, в Районном фестивале творчества пожилых людей «Родники Урала» (диплом специального приза за преданность творчеству (2018 г.), диплом за участие в номинации «Звонкий голос», (2019 г.)).

 

Фольклорная вокальная группа «Родники»

Самодеятельный коллектив.

Руководитель - Емелина Вера Дмитриевна.

Коллектив работает на базе Саранинкого сельского Дома культуры, структурного подразделения МБУК «Центр по культуре, народному творчеству и библиотечному обслуживанию».

Год создания коллектива - 1997.

В составе коллектива – 8 женщин.

Специализация коллектива: вокальный. Вокал народно-сценический, локальная традиция (местный репертуар).

Исполняемый репертуар: старинные народные песни своей местности, русские народные песни, песни советских композиторов.

Вид: авторский, обработанный, фольклорный, аутентичный.

Источники репертуара: Экспедиции в посёлке Сарана и близлежащих населённых пунктах, сборники песен, интернет-пространство.

Костюм участников сценический.

Коллектив принимает участие в фестивалях районного и областного значения.

 

 

Народный коллектив марийский песенно-хореографический ансамбль «Сарсаде» («Сарсы»)

Самодеятельный коллектив.Имеет звание «Народный коллектив любительского художественного творчества»(с 1989 г.).

Руководитель - Захарова Людмила Степановна, аккомпаниатор - Сумина Надежда Валерьевна.

Коллектив работает на базе Сарсинкого сельского Дома культуры, структурного подразделения МБУК «Центр по культуре, народному творчеству и библиотечному обслуживанию».

Год создания коллектива -1982.

В составе коллектива – 14 женщин.

Специализация коллектива: вокальный, танцевальный. Вокал:народно-сценический, фольклорно-этнографический, локальная традиция (местные песни). Хореография: народно-сценическая, стилизация.

Исполняемый репертуар: старинные марийские народные танцы, песни, хореографические этюды, поставленные по мотивам марийского фольклора. Вид: авторский, обработанный, фольклорный, аутентичный.

Источники репертуара: экспедиции в селе Сарсы и близлежащих населенных пунктах, сборники песен, интернет-пространство.

Какой традицией занимается коллектив, на какие источники традиционной культуры опирается ансамбль в своей деятельности: марийское творчество.

Костюм сценический, этнографический.

Коллектив принимает участие в различных мероприятияхобластного значения (фестивали, конкурсы, праздники).

 

 

Народный коллектив татарский фольклорный театр «Ялкын» («Пламя»)

Самодеятельный коллектив. Имеет звание «Народный коллектив любительского художественного творчества» (с 2007 г.).

Руководитель -Тапаева Любовь Семеновна, аккомпаниатор - МикагиловИльдусМиннулович.

Коллектив работает на базе Среднебугалышского сельского Дома культуры, структурного подразделения МБУК «Центр по культуре, народному творчеству и библиотечному обслуживанию».

Год создания коллектива – 1986.

В составе коллектива – 15 участников.

Специализация коллектива: вокальный, танцевальный. Вокал:народно-сценический, фольклорно-этнографический, локальная традиция (местные песни). Хореография: народно-сценическая, стилизация.

Исполняемый репертуар: песни российских композиторов, татарские народные песни регионов России, местные народные песни, песни современных композиторов (одним из которых является аккомпаниатор ИльдусМикагилов), татарские народные танцы, театрализованные представления, а так же обрядовые постановки. Вид: авторский, обработанный, фольклорный, аутентичный.

Источниками репертуара коллектива служат экспедиции в селе Средний Бугалыш и близлежащих населённых пунктах, сборники песен, а также интернет-пространство.

Какой традицией занимается коллектив, на какие источники традиционной культуры опирается ансамбль в своей деятельности: Татарское творчество.

Костюм участников сценический.

Коллектив принимает участие в районных и межрегиональных фестивалях и конкурсах.

 

Вокальный коллектив «Урал сем» («Уральская мелодия»)

Самодеятельный коллектив.

Руководитель - Пасетова Стелла Алексеевна.

Коллектив ведёт работу на базе Тавринского сельского Дома культуры, структурного подразделения МБУК «Центр по культуре, народному творчеству и библиотечному обслуживанию».

Год создания коллектива – 1987.

В составе коллектива – 16 участников.

Специализация коллектива: вокальный, танцевальный. Вокал: народно-сценический, фольклорно-этнографический, локальная традиция (местные песни). Хореография: народно-сценическая, стилизация.

Исполняемый репертуар: старинные марийские народные танцы, песни, хореографические этюды, поставленные по мотивам марийского фольклора.

Вид: авторский, обработанный, фольклорный, аутентичный.

Источники репертуара: Экспедиции в селе Тавра и близлежащих населенных пунктах, сборники песен, интернет-пространство.

Какой традицией занимается коллектив, на какие источники традиционной культуры опирается ансамбль в своей деятельности: Марийское творчество.

Костюм участников этнографический.

Коллектив принимает участие в мероприятиях областного значения (праздники, фестивали).

 

Народный коллектив марийский песенно-хореографический ансамбль «Эрвий» («Утренняя сила»)

Самодеятельный коллектив. Имеет звание «Народный коллектив любительского художественного творчества» (с 1979 г.).

Руководитель -Канышева Наталья Апусевна, хормейстер -Никишева Наталья Александровна, балетмейстер - Филипова Ольга Ивановна, аккомпаниатор - Сташкин Георгий Пайрамалович.

Коллектив ведёт работу на базе Ювинского сельского Дома культуры, структурного подразделения МБУК «Центр по культуре, народному творчеству и библиотечному обслуживанию».

Год создания коллектива – 1958.

В составе коллектива – 25 участников.

Специализация коллектива: вокальный, танцевальный. Вокал: народно-сценический, фольклорно-этнографический, локальная традиция (песни уральских мари). Хореография: народно-сценическая, стилизация.

Исполняемый репертуар:Старинные марийские народные танцы, песни, хореографические этюды, поставленные по мотивам уральского марийского фольклора, современные танцы, музыкально-хореографические композиции с использованием народных и авторских песен, созданных известными марийскими композиторами А.Искандаровым, И.Палантаем, А.Александровым, В.Захаровым. Вид: авторский, обработанный, фольклорный, аутентичный.

Источники репертуара: Экспедиции в селе Юва и близлежащих населённых пунктах, сборники песен.

Какой традицией занимается коллектив, на какие источники традиционной культуры опирается ансамбль в своей деятельности:  Марийское творчество.

Костюм сценический, этнографический.

Коллектив принимает активное участие в различных мероприятиях областного значения (фестивали, конкурсы, праздники).

 

 

Детский фольклорный ансамбль «Искорки»

Самодеятельный коллектив.

Руководитель - Смирнова Татьяна Савельевна.

Коллектив ведёт работу на базе Нижнеиргинского сельского Дома культуры, структурного подразделения МБУК «Центр по культуре, народному творчеству и библиотечному обслуживанию».

Год создания коллектива – 2016.

В составе коллектива – 6 детей.

Специализация коллектива: вокальный. Вокал народно-сценический, локальная традиция (местный репертуар).

Исполняемый репертуар: Народные, шуточные песни и частушки, отражающие культуру села и страны в прошлом, русские народные песни из репертуара фольклорного ансамбля «Огонёк», детские народные песни из интернет-пространства.

Вид: авторский, обработанный, фольклорный, аутентичный.

Источники репертуара: Воспоминания старейших участников ансамбля «Огонёк» песен их предков, а также сборники народных песен и интернет-пространство.

Какой традицией занимается коллектив, на какие источники традиционной культуры опирается ансамбль в своей деятельности: Русское творчество.

Костюм сценический.

Коллектив принимает участие в мероприятиях районного значения.

 

Наличие художественных промыслов и ремесел:

 

Название промысла

Ф.И.О. мастера,

населённый пункт

1.

Резьба по дереву

1.

Хусаинова ЗайнураФайдаровна (д. Сызги)

2.

Валиева СасараГафуровна (д. Сызги)

3.

Мустафина Касима (д. Сызги)

4.

Ильдыбаев Иван Илибаевич (с. Сасры)

5.

Селеев Анатолий Николаевич (д. Б.Тавра)

6.

Урванцев Лев Яковлевич (д. Б.Тавра)

 

2.

Плетение из лозы

1.

Давлетова Альфия (д. Озерки)

 

 

2.

Апусова Юлия Юрьевна (Марийские Ключики)

 

3.

Пошив национальных костюмов

1.

Семенова Лиза Николаевна (д. Больщая Тавра)

2.

ШафиковаНазаМубимовна (д. Ср.Бугалыш)

3.

Ярмышева Акулина (д. Сасры)

4.

Андреева Роза Ярмиевна (с.Юва)

 

4.

Ткацкое дело

1.

Мишина Кумази (д.Большая Тавра)

 

5.

Изготовление хомутов

1.

Мурасалимов Михаил (с. Ключики)

 

6.

Пимокатное дело

1.

Евграфов Виктор Семенович (с. Ключики)

 

7.

Изготовление березового дегтя и пихтового масла

1.

Чулков П.Б. (с. Новое Село)

 

8.

Ковры ручной работы

1.

Верзакова Н.А. (с. Новое Село)

 

9.

Плетение кружев

1.

Денисова Ю.Ю. (с. Новое Село)

 

Среди художественных промыслов и ремесел распространены резьба по дереву, плетение из лозы и др. В основном женщины и девушки занимаются разными видами рукоделия: вязание спицами и крючком, вышивка крестиком, лентами, бисером, изготовление кукол, цветов из бисера.

 

активная музейная краеведческая работа проводится в структурных подразделениях: Нижнеиргинский и Криулинский сельские дома культуры, Александровский и Русскотурышский сельские клубы.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ