Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Городской округ Верхотурский

  • Территория 4 926 км2
  • Население 16 416 чел.
  • Относится к Северному управленческому округу
  • Административный центр г. Верхотурье
Верхотурье
пос. Привокзальный
с. Дерябино
с. Красногорское
пос. Лесозаводской
Общая информация о районеИсторическая справкаДостопримечательностиСовременное состояние ТНКФольклорные коллективыХудожественные промыслы и ремеслаМастераКраеведение

Территория: 4,926,00 кв.км.

Население: 16,416 т.ч.

Относится к Северному управленческому округу.

Административный центр — город Верхотурье.

В состав городского округа входят 13 территориальных органов администрации, объединяющих 52 населенных пункта:  Верхотурский горсовет (г. Верхотурье, пос. Калачик), Карпунинский поссовет (пос. Карпунинский), Привокзальный поссовет (пос. Привокзальный, пос. Разъезд 99-й), Глазуновский сельсовет (д. Глазуновка, д. Береговая, д. Добрынина, д. Заимка, д. Путимка), Дерябинский сельсовет (с. Дерябино, д. Бурлева, д. Воронская, д. Голубева, д. Запольская, д. Королева, д. Литовская, д. Лобанова, д. Малахова,д. Матюшина, д. Отрадново, д. Рассол), Карелинский сельсовет (пос. Карелино).

Городской округ Верхотурский  – один из северо-западных районов Свердловской области.

Исторически Верхотурье – одна из территорий расселения мансийского населения, которое проживало здесь еще до начала русской колонизации. К сожалению, численность мансийского населения была незначительной, и к настоящему времени оно проживает в более северных территориях. Однако угорский (мансийский) компонент представляется важным при обращении к историческому наследию и ранней истории территории.

Включение Зауралья в состав Русского государства происходит после похода Ермака в конце 1580-х годов. С этого же времени начинается активное заселение и освоение русскими крестьянами территории Зауралья. Уже в середине ХVII века русские становятся основным и преобладающим населением этой территории.

Важным для развития территории становится основание в 1598 году города Верхотурья, ставшего крупнейшим административным, хозяйственным, транспортным, культурным и духовным центром всего Зауралья.

Быстрое развитие города и прилегающей территории обусловлено его нахождением на магистральном пути из европейской части России в Сибирь. Город Верхотурье сыграл значительную роль в развитии региона. Импульс развития города связан с устройством в 1601 году в Верхотурье таможни - через город в этот период шли все сибирские товары.

До середины ХVIII века таможня способствовала процветанию города. Через город в этот период проходила и единственная государственная дорога из европейской части России в Сибирь. С середины ХVIII века Верхотурье – уездный центр Тобольской губернии, затем – Пермского наместничества и губернии, развиваясь как торговый центр и самый значительный паломнический центр Урала.      

На данной территории рано складываются православные центры, в том числе, крупнейшие монастыри Урала. С 1604 года ведет свою историю Николаевский мужской, с 1621 – женский Покровский монастыри.

Монастыри играли важную роль в освоении и заселении территорий России, христианизации местного населения Зауралья и Сибири. В этот период Верхотурье являлось важным религиозным центром в Зауралье. Православное значение Верхотурья связано со становлением почитания в начале ХVIII века Симеона Верхотурского, что привело к формированию Верхотурья и близлежащей округи как мощного паломнического центра, до конца ХIХ века единственного в таком масштабе на всей территории Пермской губернии.

Формирование русского населения на этой территории связано также с развитием земледелия и становления района как земледельческого, становление сельских поселений и формирование крестьянского населения.

Русское население этой территории представляет собой очаг наиболее раннего русского старожильческого населения Зауралья. Основу старожилов составляют выходцы с территорий Европейского Севера и Северного Прикамья, чем определены основные характеристики традиционной культуры этого региона, которая имеет севернорусскую основу.

Севернорусские традиции отражены в особенностях говора, хозяйственных традициях, материальной и духовной культуре. Для территории Верхотурского городского округа характерно сохранение и некоторых архаичных и реликтовых форм традиционной культуры русских, сохраняющиеся не на всей территории проживания северных русских. К таковым можно отнести бытование рождественско-новогодних обходов с исполнением «виноградья» и др.

Усложнение этнического состава района происходит в ХIХ – начале ХХ веках и в дальнейшем. Верхотурский уезд был одной из территорий, входившей в районы, где организовывались переселенческие участки. Однако, приток на эту территорию белорусов, коми-пермяков и других не привел к существенным изменениям этнокультурной карты, переселенческие группы были достаточно быстро ассимилированы.        

Таким образом, Верхотурье – один из русских этнокультурных районов, связанный с севернорусскими традициями, один из значимых исторических регионов, один из наиболее известных православных и паломнических центров Урала.  

Верхотурье – один из самых старых городов Свердловской области. Интересен многочисленными памятниками архитектуры (в том числе самым маленьким кремлем России), церквями (его называют Духовной столицей Урала) 

Верхотурский кремль

Первые постройки, образующие Верхотурский кремль, появились на высоком скалистом берегу реки Тура в 1598 году. Крепость развивалась до 1700 года, когда все избы и защитные сооружения были уничтожены пожаром. После, когда вместо бревенчатых возводили каменные строения, военное значение крепость утратила. В наши дни назвать этот объект кремлем достаточно сложно. Это, скорее, городище, в котором сохранились лишь великолепный Троицкий собор и восточная крепостная стена с бойницами и воротами.

 

Свято-Троицкий собор

Свято-Троицкий собор, возведённый в границах Верхотурского кремля после пожара 1700 года, является памятником архитектуры мирового значения. Над возведением храма трудились лучшие уральские и сибирские мастера. Каменный собор имел деревянные главы и крыши, которые пострадали во время пожара 1738 года (но были восстановлены уже в следующем году). Особую величественность внутреннему убранству придают росписи стен и четырехъярусный иконостас.

Свято-Николаевский мужской монастырь

Монастырь, расположенный на возвышенности между ручьями Свияга и Калачик, был основан в 1604 году. На его территории хранится гроб с мощами святого Симеона Верхотурского. При советской власти монастырь не функционировал, а Николаевская церковь (главная церковь монастыря) была разрушена. В оставшихся трех церквях и прочих постройках была размещена колония для несовершеннолетних преступников. Монастырь был возрождён, как и многие другие храмы по всей России, в 1990 году. 

Свято-Покровский женский монастырь

Основанный в 1621 году женский монастырь на сегодняшний день является действующим. Его достопримечательностью служит икона богоматери Умиление. Храм был бедным, и инокини на его содержание собирали милостыню, ходя по миру. Ситуация изменилась после обращения к царю в 1645 году. По царской грамоте были возведены новые монастырские здания и более просторная, двухпрестольная церковь, главный престол которой освятили в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Основные средства на нужды монастыря поступали из государственной казны, но существенный вклад вносила и помощь местных жителей.

Животворный источник и реке Актай

Животворный источник находится на территории Николаевского монастыря, где в годы советской власти базировался дом отдыха. Он оформлен в виде колодца, расположенного в бревенчатой часовенке. Из-за того, что берега реки сместились, колодец оказался практически затопленным бурой рекой, но при этом источник остаётся кристально чистым. Паломники со всей России приезжают сюда, чтобы, согласно поверью, вылить на себя три ведра животворный воды.

 

 

 

Одним из приоритетных направлений работы учреждений культуры городского округа по-прежнему остается работа по возрождению, сохранению и развитию традиционной культуры.

Успешно развиваются коллективы фольклорного направления. Нынче на Покров Богородицы фольклорная студия «Журавлица» (руководитель Сергей Карасев) показала восстановленный старинный верхотурский свадебный обряд. Правда, утверждать, что восстановлен он с абсолютной точностью, пока еще рановато. Но постарались. «Не во прошлом, а во нынешнем году уродился виноград во саду. Виноград хорош, яблоник – удалый молодец». Это уже начинается свадебное представление. Добры молодцы и красны девицы в народных костюмах. Тут есть и друзья жениха, и подруженьки невесты – их, таких красивых, нарядных, с ясными и чистыми лицами, выводят навстречу друг другу. Голоса мужские и женские под музыку баяна: «Чарочка моя серебряная, на златом блюдечке поставленная. Кому чару пить, кому выпивать?»

Пронзающее прямо-таки до сердца ощущение красоты всего происходящего. А оно по-другому и не может быть. Это ж все родное, национальное, то, что когда-то сопровождало жизнь наших предков. «Я пойду в собор, да Богу помолюсь. Дай мне, Боже, невесту хорошу. Мне не барыню, а ключницу, мою милую обручницу». И много еще красивых слов, задорного пения, плясок. Но в самом конце: «Ваши буйные головки приклоняются». Жених с невестой должны выпить одну чару на двоих. Это символ того, что всё, что будет в их жизни, должны разделить пополам: радости и горести.

Чара на двоих, обещание любви и верности, поцелуй. А потом опять величальные песни. Жениха и невесту то водят по кругу, то вновь соединяют вместе. Они кланяются народу, держась рука об руку, и народ кланяется им. Обряд нецерковный, наверное, сохранявшийся в народе еще с языческих времен. Но очень многое из него позднее вошло в православный обряд венчания.

Сергей Карасев – фольклорист увлеченный. В народной культуре, традициях устного творчества он, кажется, чувствует себя, как рыба в воде. Учился в свое время в Екатеринбурге у таких знатоков уральского фольклора, как заслуженные работники культуры Российской Федерации Юрий Погромский, Владимир Виноградов. Он уверен, что Верхотурью как туристическому городу нужен свой фольклорный коллектив, занимающийся восстановлением местных старинных обрядов. Его позиция разделяется в Управлении культуры, туризма и молодежной политики. Первые шаги в этом благородном направлении студия «Журавлица», созданная около года назад, уже сделала. Причем всё получилось очень неожиданно и интересно.

Так получилось, оказался не затерянным, не выброшенным немецкий альбом для почтовых марок. Этот трофейный альбом привез домой с войны Елизар Постников. В годы послевоенные Елизар Постников стал известной в Верхотурском районе и даже в Свердловской области личностью. Благодаря тому, что увлеченно занимался краеведением, всегда находил для этого время (хотя работал и бухгалтером в леспромхозе, и председателем сельского совета, и сельским библиотекарем). В трофейный альбом он записывал и частушки, и свадебные песни, и редкостные колоритные уральские словечки и выражения. Там одних частушек больше тысячи. Многое передал в Областной дом народного творчества, есть легенда, что при жизни успел встретиться с Бажовым.

После смерти Елизара Александровича, ушедшего из жизни еще в 1981 году, альбом хранился у его землячки – учительницы Прокопсалдинской школы Дарьи Рублевой. Несколько лет назад, перед своей кончиной, Дарья Яковлевна передала этот бесценный альбом верхотурским краеведам. И он пригодился, обретает новое дыхание!

«Журавлица» осуществляет проект восстановления верхотурских народных обрядов совместно с краеведами. Сергей Карасев уже и музыку написал к величальным свадебным песням из альбома Елизара Постникова, и постарался продумать все движения в танцах для участников обряда. При поддержке своего учителя и наставника Владимира Виноградова, заведующего кафедрой сольно-хорового пения в Екатеринбургском музыкальном училище имени Чайковского, а также Юрия Погромского, который руководит знаменитым фольклорным коллективом «Шайтане» в Первоуральске.

Много общался по этому поводу с верхотурскими краеведами – важно ведь даже какое-то вовремя подсказанное слово, подаренное движение. И не оставляет идеи поездить по всему городскому округу, пообщаться с пожилыми жителями, которые еще могут вспомнить, как это было.

Верхотурцы в «Журавлицу» приходят, откликаются. В празднике свадебного обряда в доме промыслов и ремесел из младшей группы участвовали: Богдан Тупицын, Ольга Желвакова, Вероника Глушкова. А также старшая группа: Ольга Аксенова, Наталья Арданова, Александра Дерябина, Елена Тупицына, Вероника Снегина. Помогали им в этот день «друзья жениха» Александр Рагозин и Андрей Перешкайлов. А роль жениха и невесты из давнего, но незабытого прошлого отлично исполнили молодые супруги Артем и Анастасия Градобоевы.

Альбом Елизара Постникова обретает новую жизнь. У Сергея Карасева мечта – издать сборник с нотами верхотурских обрядовых песен.

Вечёрки, которые проводит фольклорная студия «Журавлица» - это один из способов возрождения русских традиций. Вечора, вечёра, вечорка, вечёрка - синонимы. Наши предки после трудового дня обычно собирались на поляне и плясали, таким образом, восстанавливая душевные и, как ни странно, физические силы перед новым трудовым днем. Хотят в фольклорной студии восстановить и другие обряды, в том числе зимние и летние святки, вербное воскресенье, обряды масленичные.   

Фольклорной студией «Журавлица», была разработана программа для проведения Троицкой вечерки. Она включает в себя, Троицкий обряд «семик», девушки плели венки из полевых цветов и пускали их по воде. Сразу после бросания венка нужно быстро отправиться домой, по пути не оборачиваться назад и ни с кем не разговаривать. Вообще этот обряд довольно интересен и уж точно произведет определенное впечатление.

Так же, в доме ремесел, был проведен обряд «Кумления», на Троицу прощают друг другу обиды, и обмениваются веночками. Когда- то считалось, если подружки в Троицын день покумились, значит, быть верной дружбе крепкой. Для того чтобы покумиться, нужно улыбнуться через берёзовый веночек и обменяться подарками – платочками, куколками, бусами, крестиками. Кто покумился, становятся кумушками. Им ссориться нельзя.

Народные игры, проводимые на Троицу: «Уж я белая береза», «Ткачиха», «Ворон». Завершилась программа общим хороводом.

 

 

С недавнего времени стал развиваться детский песенный фольклор, детская обрядовая поэзия, игровой фольклор (игры, пестушки, дразнилки, мирилки, колыбельные песни, загадки.) Во всех мероприятиях гости принимают активное участие, что не маловажно в формировании любви к родному краю.

На вечерки раньше ходили от мала до велика. И сейчас проводя вечерки в Верхотурском доме народных художественных промыслов и ремесел, на них приходят люди всех возрастов. Основной акцент мы делаем на возрождение традиций и обрядов. Но также фольклорная студия «Журавлица» выступает с народными песнями. Стараются чередовать танцы - песни - игры - хороводы - забавы. Общее количество охваченной аудитории составило 100 человек.

Проект «Одеваться по-русски». Русская одежда своей собственной красотой и подчеркиванием прекрасного в самом человеке дарит и нам самим, и окружающим нас людям радость. В каждом уезде была своя традиционная одежда, отличающаяся и по стилю, и по крою, и по цвету, и по материалу изготовления.

В городском округе Верхотурский часто проходят различные мероприятия, в которых ведущим, артистам, действующим лицам, необходимы специальные костюмы, отражающие их характер, подчеркивающие сценический образ. Людям хочется знать свои истоки, корни, - принадлежность к вековым традициям даёт ощущение защищённости и значимости. В последние годы активно развивается событийный туризм, с показом праздников и обрядов. И, как следствие, интерес к народному костюму также становится больше. Появилось множество людей, которые стали интересоваться фольклором, народным костюмом и историей, которую костюм сообщает.

Идея создать студию по пошиву народного стилизованного костюма зародилась у жительницы с. Красногорское Надежды Тимченко. В рамках проекта «Одеться по-русски» Надеждой Николаевной были отшиты четыре костюма для фестиваля «Симеоновская ярмарка». Подобный праздник - красивый способ отдать дань своему прошлому, предкам, и в то же время найти новую грань себя, перекинуть мостик между настоящим и прошлым.

Да и на городских мероприятиях вроде верхотурской Рождественской ярмарки, Масленицы, Троицких гуляниях обязательно присутствует такой традиционный элемент - творческие коллективы показывают костюмы, поют песни, проводят вечерки, играют на музыкальных инструментах и очень стараются, чтобы аутентичное народное искусство звучало и проявляло себя в городской среде.

Под руководством Надежды Николаевны пошиты сарафанные комплексы для участниц коллектива «Соловушки» Красногорского сельского Дома культуры. Участницы фольклорного коллектива «Журавлица» лебедушками становятся, принарядившись в праздничные сарафан или рубаху-покосницу, а их выступление ярким, эмоциональным.  Специалисты Пролетарского Дома культуры используют красочные народные костюмы в ходе реализации культурного проекта «Русские народные игры». Уменье создать настроение праздничности сочной яркостью нарядов, контрастно сочетающихся друг с другом – отличительная черта русской народной одежды.

Красногорские мастерицы коллектива «Кудесница» (Постникова О.Н., Салова Г.Б. Гоголева О.В.) отшили рубахи-покосницы, запоны. Андораки (юбки) пошили Киселева Л.П., Постникова О.Н., Кутявина Е.П. В настоящее время идет работа по пошиву душегреи и косоклинного сарафана с Постниковой О.Н.

Основным посылом проекта «Одеться по-русски» является привлечение молодежи к народному искусству, а также развитие навыков в этой области. В Доме народных художественных промыслов и ремесел работают над созданием сарафанного комплекса Гашева Алена, Градобоева Анастасия, Захарова Ирина, Бохан Ирина, Меньшенина Мария. Когда хоть раз в жизни надеваешь настоящий русский сарафан, ты попадаешь под какие-то чары и хочется иметь повод надевать его вновь и вновь. Хочется иметь именно свой сарафан и свою рубаху, потому что традиция крестьянского костюма еще и в том, что каждая женщина сама для себя создавала наряд - шила, занималась декором, выбирала ткань, фасон, узор для вышивки, делала украшения. Это была зона повседневного женского творчества и только ее личное имущество, которое в дальнейшем частично передавалось по наследству.  Радость обладания такой вещью несопоставима ни с чем. Иметь возможность одеться в народном стиле хотя бы раз в год, сделать себе такой вот праздник - это важно, красиво и здорово!

 За время с начала реализации проекта «Одеться по-русски» отшито тридцать сарафанных комплексов, десять рубах – покосниц, три мужских костюма. Каждый представленный комплекс – результат длительного и кропотливого труда участников проекта.

Традиционный костюм – бесценное достояние, важная часть традиционной культуры. Во все времена он был выразителем духовных достоинств общества, по нему можно проследить связь времён и поколений. Замечательно, что в нашем городском округе с каждым годом растет профессиональный уровень работ талантливых мастеров в области создания народного костюма в его удивительном разнообразии.

Проект «Праздники народного календаря».За отчетный период интересными по форме и содержанию прошли праздники зимнего и весенне-летнего календарно-обрядового цикла.Проведены познавательно-развлекательные программы: «Веселые святки»,«Масленичный разгуляй», «Пасхальные забавы», «Ах, Троица зеленая пора», «Три Спаса на Руси», «Осенины», «Батюшка Покров», «Капустные вечерки».

«Праздники народного календаря» тесно связаны с земледельческим календарем народной обрядностью, русской народной культурой, он повествует об обычаях, обрядах, праздниках, проводимых на Руси, костюмах, хороводах, народных играх, предметах старинного русского быта. Цель проекта: способствовать художественно-эстетическому развитию школьниковсредствами традиционной народной культуры. Дети с увлечением слушают мастеров, открывают новые, а по сути, забытые русские традиции, узнают секреты старинных промыслов.  Именно с этой целью мы создали народной календарь, такую энциклопедию крестьянского быта с егопраздниками и буднями, и теми традициями, которые дошли до наших сегодняшних дней.

Верхотурский дом народных художественных промыслов и ремесел ведет сотрудничествос фольклорной студией «Журавлица» в целях совместного проведения календарных и обрядовых праздников.  Проводятсяинтерактивные экскурсии, на которых посетители узнают о быте русских крестьян, учатся играть на русских подручных инструментах и участвуют вкалендарных и обрядовых праздниках.  Такие интерактивные занятия в ходе которыхсовершают путешествие в мир русской истории, знакомят с традициями и укладомжизни русского народа, промыслами и ремеслами.

Проект «Русские народные игры». С недавних пор на всех праздниках в городе и сельской местности русские народные игры. Площадка, огороженная ивовым заборчиком, на ней ведущие в русских народных костюмах. И около них собираются ребятишки, подходят семьи, интересуются и приезжие туристы.

Проект «Русские народные игры» был разработан в прошлом году сотрудниками Пролетарского сельского дома культуры Мариной Бойко и Татьяной Чирковой. Это часть программы «Культурная территория», действующей в городском округе. Но во многом это самостоятельный продукт. Впервые сотрудники Пролетарского сельского дома культуры привезли русские народные игры на празднование 400-летия села Меркушино летом прошлого года. С той поры без них не обходится ни один праздник.

Русские игры – они, наверное, были на все случаи жизни. На проявление характера, ловкость, силу, быстроту, выносливость, ориентацию в пространстве. Да сколько еще качеств воспитывалось этими играми. «Песта тянуть» – это на силу, как и бой мешками с соломой на бревне. А вот игра «Шишки ловить» – надо быть ловкими, меткими и зоркими. Один игрок бросает шишки в деревянную посудину, а другой их должен поймать, не уронив ни одной из уже пойманных. Еще сколько разнообразных, раньше так широко распространенных игр: «Платок», «Каравай», «Краски», «Кольцо мальцо», «Золотые ворота».

Одной из самых популярных у детей стала игра «Яйца катать», в которую раньше играли чаще на Пасху. По традиции делается так. Устанавливается деревянный желоб, все участники игры перед желобом, на некотором расстоянии от него, кладут по яйцу. Это называется кон. Каждый участник скатывает по желобу яйцо, стараясь задеть яйца, лежащие на кону. Удалось задеть – забирает их себе, нет – уступает очередность игры следующему.

А еще есть игры на то, как заплести самую красивую косу, как быстрей добраться до своей подковы счастья. Игр раз от разу добавляется больше. Поверить в то, что это будет интересно современным детям, еще год назад было совсем непросто. Специалистам из Пролетарского сельского Дома культуры на праздниках скучать, без дела стоять не приходится. Инициаторы проекта объясняют это тем, что они сами в народных костюмах, и этим уже привлекается внимание. И на площадке, огороженной ивовым заборчиком, всюду красота: деревянная и берестяная посуда, народные куклы.

А какой приз тем, кто играет в народные игры? Леденец «Петушок» – что-то такое родное и близкое. И еще приз – распечатанная в цвете русская сказка с картинками. О том, как солдат варил кашу из топора, гуси-лебеди уносили от Аленушки братца Иванушку, и Иван-царевич скакал на сером волке.

Проект реализуется успешно. Работники культуры особо рады тому, что люди, приезжающие из других городов, говорят о том, что такое увидели только в Верхотурье. Сами они уже не прочь выезжать с русскими играми и за пределами Верхотурья. Еще интересно, что игры взяты в основном из книги, составленной почетным волонтером Пермского края в деле сохранения народных традиций и ремесел Андреем Чаплинским, изданной в г. Соликамск. А Верхотурье и Соликамск с недавних пор связывают дружеские отношения, подтвержденные Соглашением о культурном и туристическом сотрудничестве.

7 августа в День города состоялся в четвертый раз Фестиваль лоскутного шитья «Лоскутные узоры Верхотурья» – это всегда издали видное оживление возле Дома народных промыслов и ремесел. Сюда приезжают обычно в русских народных костюмах со своим творчеством. Эта красота, кажется, так и стоит в глазах. Лоскутные одеяла – каких только сюжетов не придумают мастерицы: и разноцветные кубики, и морские волны, и райские птицы. Из лоскутков ткани, бережливо сохраненных и ладно скроенных, в обычае было шить на Руси.

В гости к верхотурцам в этот день приехали мастерицы из Екатеринбурга, Лесного, Новой Ляли. Клуб лоскутной графики «Гала» (г. Лесной) известен и за рубежом – участвовал в международных выставках, презентациях, фестивалях во Франции, Венгрии, Японии, Беларуси. А в Екатеринбурге известен народный коллектив-студия «Лоскутный стиль», и тоже его мастерицы пожаловали в этот день в Верхотурье.

Клуб «Волшебный лоскуток» на базе Новолялинского краеведческого музея создавался при активной поддержке верхотурских мастериц во главе с Надеждой Тимченко. Но они уже многого достигли самостоятельно, работая сейчас, например, над проектом «Народные костюмы Урала». Любительский коллектив декоративно-прикладного творчества «Кудесница» (село Красногорское, руководитель Надежда Тимченко) – это уже одна из визитных карточек Верхотурья.

Всех участниц фестиваля встречали аплодисментами. Сказал свое слово глава городского округа Алексей Лиханов. Подносили хлеб-соль. Фольклорная студия «Журавлица» (Центр культуры) приветствовала музыкой баяна и русской песней.

В рамках фестиваля состоялось дефиле в народных костюмах, где женскую красоту подчеркивает великолепие одежды. Это умение пройтись в хороводе и совершить свой пленительный и завораживающий выход к зрителям. Женская рубаха «покосница» – на Руси первый день сенокоса был праздником, и одевали, как на выход, самую красивую одежду. А к этой рубахе полагались сарафан, платок на голову, лакомник – навесной кармашек сбоку сарафана для пряника или денежки, а также бусы и пояс. Красногорские женщины под началом Надежды Тимченко в последние несколько лет шьют такие костюмы. Один из них продемонстрировала Ольга Постникова. А за ней вышла в народных костюмах семья Тороповых в трех поколениях: Ольга Алексеевна с дочерью Еленой и внучкой Кристиной. И еще две девушки, про которых можно сказать, что это надежда на будущее народного творчества: Валерия Постникова и Надежда Меньшинина.

 Студия «Волшебный лоскуток»Новолялинского городского округа под руководством Елены Громовой представила целую коллекцию народных костюмов! Под задорную плясовую женщины продемонстрировали наряды Московской губернии – круговой сарафан на длинной широкой рубахе, косоклинный сарафан, что носили в Архангельске, Пскове и Твери. Одни наряды хороши были в северном Олонце, а другие – на казачьем Дону, в щедрой на солнце, на яркие цвета Малороссии. Это великолепие вновь смогли сотворить, показать Елена Громова, Валентина Шилова, Светлана Снигирева, Светлана Широбокова. Была на празднике и мужская одежда – косоворотки. В них пришли на фестиваль верхотурцы -  Сергей Карасев, Артем Градобоев.

Фестиваль лоскутного шитья проводился в Верхотурье уже в четвертый раз, но на таком уровне – впервые.

28 ноября в МБУК «Центр культуры» г. Верхотурье состоялся IX детский фестиваль традиционных уральских ремесел «Верхотурье мастеровое». Цель фестиваля: изучение истории и культуры своего края, сохранение традиций народных промыслов и ремесел на территории округа, воспитание патриотизма среди подрастающего поколения.

На торжественной церемонии открытия участников фестиваля и гостей приветствовали глава Городского округа Верхотурский А. Лиханов и начальник Управления культуры, туризма и молодежной политики Н.А. Гайнанова. Они говорили о том, что наш город славен культурой и своими традициями, и адресовали слова признательности и благодарности юным мастерам и их преподавателям, которые сохраняют и приумножают традиции своих предков.

Вот уже третий год в целях ознакомления и приобщения детей к национальной культуре, народному творчеству, промыслам и ремеслам в рамках фестиваля «Верхотурье мастеровое» проходит открытый детский конкурс рисунков «Народные художественные промыслы Свердловской области». В этом году участниками конкурса стали 110 детей, 16 организаций и учреждений городского округа. Самым волнительным моментом для конкурсантов, конечно же, стала церемония награждения, где были объявлены имена победителей.

Все участники конкурса были награждены Благодарственными письмами Управления культуры, туризма и молодежной политики, победителям в номинациях были вручены Дипломы и памятные подарки.

 После торжественной части фестиваля дети встретились с лучшими мастерами городского округа Верхотурский, которые провели для них мастер-классы по различным направлениям народных художественных промыслов и ремесел, декоративно-прикладного творчества. Мастера не только показывали, как нужно изготовить изделие, но и рассказывали об особенностях работы с материалами.

Для детей в этом году работали мастерские:

Текстильная мастерская

«Накосник» - Кулиш Виктория, Лимонова Яна, воспитанницы творческого объединения «Креатив», филиал МБУ ДО «Центр детского творчества» с. Красногорское

«Лента в косу» - мастер — педагог дополнительного образования филиал МБУ ДО «Центр детского творчества» Меньшенина Мария Владимировна, с. Красногорское,

мастер Гоголева Ольга Владимировна, Красногорский СДК,

Десятова Диана, воспитанница творческого объединения «Креатив», филиал МБОУ ДО «Центр детского творчества» с. Красногорское

Кукла «Архангельская столбушка» — мастер, руководитель кружка Красногорского сельского Дома культуры Тимченко Надежда Николаевна, с. Красногорское

Ткачество на настольном станке - Вероника Снегина, г. Верхотурье

 

Мастерская «Художественная обработка дерева»

«Медальон с орнаментом «Голубь мира» - мастер Истомина Галина Ивановна, г. Верхотурье

Новогодний декупаж разделочной доски, чайные домики – мастер Васнина Раиса Ивановна, г. Верхотурье.

 

Мастерская «Художественная обработка бумаги»

«Магнит Варежка» — мастер Захарова Ирина Николаевна, г. Верхотурье.

 Мастерская «Керамика»

«Колокольчик» - мастер Чемоданова Наталия Геннадьевна, преподаватель МБУ ДО «Верхотурская ДШИ»

 Мастерская «Гончарное дело» - Пахалуева Анна, г. Верхотурье

 Дополнительно часть мастер – классов прошла в онлайн – формате на странице ВК МАУК «Центр культуры».

Не обошлось на фестивале без традиционной вечерки. Танцевальный коллектив «Звездочки» (рук. Овчинникова Л.Н.) МБУ ДО «Центр детского творчества» представил фольклорную программу «Яблочный Спас». Участники коллектива познакомили присутствующих с традициями, обычаями и приметами этого праздника, пригласили детей и взрослых в веселый хоровод.

Все участники фестиваля «Верхотурье мастеровое» были награждены Дипломами участников и Благодарственными письмами Управления культуры, туризма и молодежной политики, также им были вручены памятные подарки.

Фестиваль в очередной раз продемонстрировал, насколько велик творческий потенциал подрастающего поколения, как талантливы и креативны дети. Организаторы специально продумали именно ремесленную площадку для детей. Ведь преемственность народных традиций, передача опыта из поколения в поколение, а значит, и сохранение промыслов и ремесел – это одна из задач фестиваля. Фестиваль «Верхотурье мастеровое» помогает проявить себя талантливым юным ремесленникам, тем более что опыт показывает – работы начинающих мастеров нередко бывают не менее интересными, чем у опытных представителей народных промыслов и ДПИ.

В 2021 г. в рамках городских мероприятий было проведено свыше 20 тематических выставок-ярмарок.Мастера приглашаются на все событийные мероприятия, где они не только составляют ярмарочные ряды, но и проводят разнообразные тематические мастер-классы, в которых верхотурцы и гости города стали участвовать активнее и проявлять к ним все больший интерес.

Организаторы социально-культурной деятельности непосредственно опираются на все полезное, что имеется в активе возрождаемых народных традиций. Фестивали проводятся с целью широкой пропаганды, сохранения и развития семейных народных традиций, вовлечение детей и молодёжи в сферу традиционной культуры, народного творчества.Четыре ярмарки - Верхотурская Рождественская ярмарка, Верхотурские Троицкие гулянья, Симеоновская ярмарка, ярмарка «Красногорский торжок» являются реконструкцией ярмарок, которые проводились в Верхотурском уезде до революции. Организаторы программ приглашают принять участие в играх, хороводах, забавах всех зрителей, от мала до велика. Участники и зрители активно включаются в процесс игры, а игры подбираются на все вкусы и возрасты: программы с элементами русских народных традиций, старинные обрядовые действа, русские народные игры, шуточные игры, состязания в силе, сноровке, смекалке и т.п.

В мае 2021 г. завершился региональный этап конкурса на определение лучшего реализованного проекта в субъектах Российской Федерации «ДОМ КУЛЬТУРЫ. НОВЫЙ ФОРМАТ».

Конкурс проводится с целью выявления и поощрения лучших практик в учреждениях культурно-досугового типа, совершенствования качества культурного обслуживания и культурного просвещения населения, поддержки социально значимых инициатив в культурно-досуговой сфере, повышение престижа профессии работников культуры и формирования положительного имиджа культурно-досуговых учреждений.

Дипломом I степени в номинации «Проект, реализованный районным или городским культурно-досуговым учреждением клубного типа» - награжден проект фестиваль «Симеоновская ярмарка» (МБУК «Центр культуры», г. Верхотурье).

Дипломом III степени в номинации «Проект, реализованный сельским учреждением клубного типа» награжден проект «День моей деревни» (Кордюковский сельский Дом культуры).

За счет средств субсидии из областного бюджета на поддержку народных художественных промыслов в размере 500,0 тыс. рублей приобретено выставочное оборудование в целях обеспечения участия субъектов народных художественных промыслов в областных, межрегиональных, всероссийских и международных выставочно – ярмарочных мероприятиях.

 

 

5.4. Специализированные учреждения в муниципальном образовании, занимающиеся сохранением традиционной народной культуры (укажите полное название учреждения, адрес, Ф. И. О. директора, телефон, e-mail): нет

 

5.4.1. Учреждения, специализирующиеся на традиционной народной культуре (клубы, центры и т. п.):нет

 

5.4.2. Этнографические, историко-краеведческие музеи:

Верхотурский государственный историко-архитектурный музей-заповедник, г. Верхотурье, ул. Советская, д. 8, т.8(34389) 2-21-70.  Директор - Новиченков Николай Николаевич.

Специализация – историко-архитектурный музей-заповедник.

Историко-краеведческий школьный музей МАОУ «СОШ №46». г. Верхотурье, п. Привокзальный, ул. Станционная,11, рук. музея Бахтиярова Наталья Владимировна, 8(34389) 2-87-29.

Историко-краеведческий музей ГБОУ СО «Верхотурская гимназия». г. Верхотурье, ул. Советская,10, рук. музея Афонина Надежда Петровна, 8(34389) 2-22-50

Историко-краеведческий музей «Помним. Гордимся. Наследуем» ГБОУ СО «СОШ №3». г. Верхотурье, ул. Мелиораторов,31, рук. музея Путимцева Валентина Михайловна, 8(34389) 2-19-62, 2-14-72

Историко - краеведческий музей МБОУ Красногорская СОШ. Верхотурский район, с. Красногорское, ул. Ленина, 6, рук. музея Михалей Юлия Александровна, 8(34389) 2-51-91

 На базе Дерябинской сельской библиотеки    функционирует комната старинного быта.

   Другие (дома культуры, кружки):МБУ ДО «Центр детского творчества» г. Верхотурья;

Клуб верхотурских ремесленников «Истоки» г. Верхотурье

 

  

Взрослые коллективы

Студия народного творчества «Параскева»

Самодеятельный коллектив. Руководитель - Карасев Сергей Владимирович.  Коллектив работает на базе Усть-Салдинского сельского клуба МБУК «Центр культуры». Год создания коллектива - 2018. В состав коллектива входит 12 человек (из них 1 мужчина и 11 женщин) в возрасте от 7 до 80 лет.

Специализация коллектива: Вокально-танцевальный. Вокал фольклорно-этнографический. Хореография бытовая. Исполняемый репертуар: Народные песни, фольклор, праздники и обряды, народные танцы Свердловской области на основе фольклорно-этнографических записей.

Источниками репертуара служит экспедиционно-собирательная работа.

Какой традицией занимается коллектив, на какие источники традиционной культуры опирается ансамбль в своей деятельности: Традиционная народная культура Среднего Урала.

Костюм реконструированный (традиционный).

Коллектив принимает участие во многих мероприятиях областного и регионального значения.

 

Казачий коллектив (взрослый)

Ансамбль «Казачий круг»

Коллектив ведёт деятельность на базе МБУК «Центр культуры» городского округа Верхотурский.

Год основания ансамбля - октябрь 2019 г. Руководитель - Сабровская Любовь Анатольевна, лауреат международных и всероссийских конкурсов, Почётная грамота Министерства культуры Свердловской области.  В составе коллектива 4 человека (мужчины) в возрасте от 24 до 50 лет. Вокал и хореография народно-сценические. В репертуар ансамбля входят произведения: «Полно вам, снежочки» (походная песня кубанских казаков), «Когда мы были на войне» (сл. Давид Самойлов, муз.Виктор Столяров), «Атаман» (народная песня), «Загулял казак» (народная песня). Вид: обработанный, стилизованное исполнение казачьих песен. Способы освоения: освоение репертуара происходит с подачи руководителя по репертуарным сборникам. Костюмы участников ансамбля – сценические, состоящие из черкески длиной ниже колен с низким вырезом на груди, рукава с широкими отворотами, башлык, шаровары из темного сукна, на ногах – сапоги. Преемственность казачьей культуры осуществляется посредством овладения искусством шашечной фланкировки, нагайки.

Реконструкцией костюма, оружия, музыкальных инструментов занимается в ансамбле руководитель Сабровская Любовь Анатольевна. Из перечисленного в наличии у коллектива есть: оружие, реконструкция костюма. Участники коллектива в составе казачьих обществ: Сабровский Дмитрий – казак Оренбургского казачьего войска. Коллектив принимает участие в городских и областных мероприятиях, таких как концерты, фестивали.

Казачья народная песня является результатом коллективного творчества, складывается на основе художественных традиций многих поколений, отражает историю, быт, стремления, думы народа. Традиционное устное народное творчество соединяет в себе слово, музыку и движение. Ансамбль «Казачий круг» возник по инициативе руководителя ансамбля – Любови Сабровской. Коллектив создан для возрождения традиций и поднятия культуры казачества. За короткий срок существования коллектив принял участие в мероприятиях городского округа Верхотурский и даже организовал свой сольный концерт. Участники ансамбля не только занимаются вокалом, но и учатся владеть искусством шашечной фланкировки, большое значение уделяя изучению традиций и обрядов казачества, истории казачьего костюма. Своеобразность исполнения, яркий и поэтичный репертуар приносят коллективу успех и внимание самой разной аудитории. За короткий срок ансамбль полюбился жителям городского округа Верхотурский, они – желанные гости любого мероприятия.

 Благодаря коллективу казачьей песни «Казачий круг» под руководством Сабровской Л.А.  жители верхотурского района знакомятся с казачьей песней. Так как казаки населяли г. Верхотурье с основания города, казачья песня является неотъемлемой частью местного фольклора. Ансамбль «Казачий круг» возник по инициативе руководителя ансамбля – Любови Сабровской. Коллектив создан для возрождения традиций и поднятия культуры казачества. За короткий срок существования коллектив принял участие в мероприятиях городского округа Верхотурский и даже организовал свой сольный концерт. Участники ансамбля не только занимаются вокалом, но и учатся владеть искусством шашечной фланкировки, большое значение уделяя изучению традиций и обрядов казачества, истории казачьего костюма. Своеобразность исполнения, яркий и поэтичный репертуар приносят коллективу успех и внимание самой разной аудитории. За короткий срок ансамбль полюбился жителям городского округа Верхотурский, они – желанные гости любого мероприятия.

Детские коллективы

 Фольклорная группа «Сударушки»

Самодеятельный коллектив. Руководитель - Шувалова Елена Анатольевна.  Коллектив ведёт работу на базе Кордюковского сельского Дома культурыМБУК «Центр культуры». Год создания коллектива - 2016.

В составе коллектива 8 детей (2 мальчика и 6 девочек) в возрасте от 13 до 17 лет.

Специализация коллектива: Танцевальный, вокальный. Вокал народно-сценический, фольклорный. Хореография народно-сценическая, бытовая. Исполняемый репертуар: обработанный, фольклорный (из методических сборников). Источниками репертуара коллектива являются репертуарные сборники. Костюм реконструированный (традиционный). Коллектив ведёт активную творческую деятельность, принимает участие в областных и районных фестивалях, конкурсах, мастер-классах, марафонах.

 Фольклорная группа «Акулинушки»

Самодеятельный коллектив. Руководитель -Шувалова Елена Анатольевна.  Коллектив ведёт работу на базе Кордюковского сельского Дома культурыМБУК «Центр культуры». Год создания коллектива –2016. В составе коллектива 8 детей в возрасте от 13 до 17 лет. Специализация коллектива:Танцевальный, вокальный. Вокал народно-сценический, фольклорный. Хореографиянародно-сценическая, бытовая.

Исполняемый репертуар: обработанный, фольклорный (из методических сборников). Источниками репертуара коллектива являются репертуарные сборники. Костюм реконструированный (традиционный).

Коллектив ведёт активную творческую деятельность, принимает участие вобластных и районных фестивалях, конкурсах, праздниках.

 Наличие фольклорных коллективов[1], исполняющих аутентичный местный фольклорный материал  : фольклорная студия «Журавлица» (руководитель Сергей Карасев) МАУК «Центр культуры»

Наличие детских фольклорных коллективов и студий, занимающихся традиционной народной культурой (фольклорное пение, ремесла) (перечислить):

Фольклорные группы «Акулинушки», «Сударушки» Кордюковский сельский Дом культуры;

Любительские коллективы декоративно-прикладного творчества «Кудесница», «Мастерим вместе с бабушкой» Красногорский сельский Дом культуры.

 

Верхотурье - один из исторических городов, где ещё в старину люди занимались традиционными промыслами и ремёслами.Ранее в городе были развиты такие ремёсла как гончарное производство, валяние из шерсти, берестоплетение, резьба и роспись по дереву, бондарное ремесло, ткачество, художественная вышивка, лоскутное шитьё, кузнечное дело и др.

В настоящее время на территории городского округаВерхотурский получили распространение следующие виды народных художественных промыслов и ремёсел: художественная вышивка (крестом, гладью, лентами, бисером, по трикотажу), кружевоплетение (плетение на коклюшках), бисероплетение, изготовление традиционной народной куклы, резьба по дереву, работа с природным материалом (художественная обработка бересты, соломки), вязание (крючком, спицами), аппликация (ткань, кожа, природный материал), ткачество половиков, лоскутное шитьё, роспись по ткани, валяние из шерсти, бондарное дело.

Постановлением Правительства Свердловской области город Верхотурье был включён в перечень мест традиционного бытования народных художественных промыслов Свердловской области с видом производств «Художественная обработка дерева и других растительных материалов» (Постановление Правительства Свердловской области от 25.06.2020 N 431-ПП).

С 2018 года в рамках дня города проходит Фестиваль «Лоскутные узоры Верхотурья». Также в городе проводится Детский фестиваль традиционных уральских ремёсел «Верхотурье мастеровое».

В 2019 году в историческом здании постройки конца XIX века состоялось открытие Дома народных художественных промыслов и ремёсел.Это место, где можно не только посмотреть воссозданные нашими современниками, верхотурскими мастерами тканые изделия, изделия из бересты и деревянные игрушки, но и освоить на практике секреты старинных ремёсел – берестоплетение, ткачество, резьбу по дереву и др.

Благодаря современным мастерам народные промыслы и ремёсла, которые развивались и процветали на протяжении многих столетий на территории Верхотурского уезда, сохраняются сегодня.Работы верхотурских мастеров неоднократно принимают участие в различных фестивалях, конкурсах, выставках районного, областного, регионального, всероссийского и международного уровня. Мастера приглашаются на все событийные мероприятия, где они не только составляют ярмарочные ряды, но и проводят разнообразные тематические мастер-классы.

По итогам выездного заседания Областного художественно-экспертного Совета по народным художественным промыслам Свердловской области в феврале 2020 года изделиям трёх мастеров города Верхотурья – Михаила Петровича Кучева, Надежды Николаевны Тимченко и Галины Ивановны Истоминой - был присвоен статус изделий народных художественных промыслов.

Реализуется культурно-образовательный проект «Школа ремёсел», цель которого -  приобщение учащихся городских школ к народному искусству, знакомство детей с народными промыслами и ремёслами родного края, традициями и обычаями своего народа. Это цикл интерактивных занятий, в ходе которых участники совершают путешествие в мир русской истории, знакомятся с традициями и укладом жизни русского народа, промыслами и ремёслами, выполняют различные творческие задания.

 Начиная с XIX века, на Урале получила распространение кустарная промышленность. В кустарных предприятиях работали в основном мужчины. Женщины и дети принимали участие в кирпичеделательном промысле, выделке подносов, кожевенном, пимокатном, бурачном промыслах. Данных о мастерах, занимавшихся каким-либо промыслом до советского периода, нет. В середине XX в. в городе Верхотурье работали артели: швейно-трикотажная артель «Прогресс»; ремонтно-бытовая артель «Прогресс» (швейный, сапожный, пимокатный цеха); артель инвалидов (заготовка даров природы); Верхотурская валяльно-обувная артель «Труд»; Артель охотников-промысловиков; Артель им. Молотова – гончарное производство.

Помимо артелей в 60-80–х годах ХХ века работали и мастера. Степан СафроновичКорепанов (1886-1954), некогда известный на весь город гончар, во время Великой Отечественной войны работал в артели «Прогресс» гончаром, при этом имел свою мастерскую. 

Вера КировнаБерсенева (1915-2001) - мастер-самоучка по изготовлению декоративных изделий из глины ручным способом, «волшебница глины», как её называли. Участвовала во многих выставках, в том числе в Областной выставке самодеятельных художников и мастеров декоративно-прикладного искусства, где была награждена медалью и дипломом лауреата. 

Михаил Петрович Кучев (1925-2020) – известный самобытный верхотурский мастер резьбы по дереву и бересте. Перенял первые умения и навыки от отца. Его работы есть в домах у многих верхотурцев и жителей области. Изящные солонки, крынки, вместительные туеса, берестяные рюмочки, шкатулки с узорами – на них райские птицы, лошади, медведи да олени, цветы и травы.Изделия М.П. Кучева отправлялись в Германию, Канаду, Индию, Испанию, Израиль. МастерМ.П. Кучевпреподавал «берестяную грамоту» в верхотурских школах, приезжали к нему учителя с детьми из других городов. В Верхотурском государственном историко-архитектурном музее-заповеднике хранятся 83 работы мастера. М.П. Кучев - участник различных областных и городских выставок.

Одним из видов промыслов, ранее бытовавшим повсеместно (семейный) является ткачествополовиков. Женщины села Красногорское и близлежащих деревень с давних времён занимались домашним ткачеством. Вначале ткали льняные холсты для пошива одежды и изделий домашнего обихода, позднее половики.

Ковроткачеством занимается Батракова Нина Сергеевна. Помимо этого, ею освоена техника мокрого валяния, а также вышивка рушников.

Надежда Николаевна Тимченко - руководитель Клуба верхотурских ремесленников «Истоки»–занимкется художественным текстилем: лоскутное шитьё, мягкая игрушка, народная кукла, славянские обереги, вязание на спицах и крючком, вышивка крестом и лентами, куклы-обереги, ткачество поясов и половиков.

Истомина Галина Ивановна – мастерица по художественной обработке бересты. Член Клуба верхотурских ремесленников «Истоки». Обучалась у верхотурского мастера М.П.Кучева.

Истомина Лариса Владимировна – педагог, мастерица, владеющая редкой и сложной техникой – кружевоплетение на коклюшках.Фриволите, работа с бисером, оплетение яйца, работа с природным материалом, валяние, пошив изделий, выжигание по ткани, ришелье, вышивка лентами, вышивка по трикотажу, плетение на коклюшках, оригами, макраме.

Клубные формирования

При Красногорском сельском Доме культурыМБУК «Центр культуры» городского округа Верхотурский ведёт работу Коллектив любительского декоративно-прикладного творчества «Кудесница». Направление творческой деятельности - Декоративно-прикладное творчество.Руководитель - Тимченко Надежда Николаевна. Год создания –2015. Количество участников  - 11 человек.Коллектив принимает активное участие в конкурсах,выставках, фестивалях областного, межрегионального и международного значения.

 

Клуб верхотурских ремесленников «Истоки»ведёт деятельность на базе МБУК «Центр культуры». Направление творческой деятельности - Художественный текстиль.Руководитель - Тимченко Надежда Николаевна. Год создания - 2006.Количество участников  - 8 человек.Разработана эмблема клуба.  В клубе «Истоки» проходят регулярные занятия один раз в неделю по пятницам и мастер-классы для всех желающих. Сегодня здесь изготавливаются уникальные сувениры ручной работы, отражающие символику Верхотурского округа и памятники архитектуры.На базе клуба «Истоки» реализуется культурно-образовательный проект «Творчество для всех» (создание системы обучающих мастер-классов для взрослых и детей городского округа Верхотурский по различным направлениям декоративно-прикладного искусства) и проект «Мастерим вместе с бабушкой».Клуб «Истоки» принимает участие в различных выставках и конкурсах областного значения.

При МБУК «Центр культуры» также функционируетКлуб любителей вязания крючком. Год создания - 2018.Руководитель - Захарова Ирина Николаевна. Количество участников – 10 человек. Клуб принимает участие в городских, областных и международных конкурсах, выставках и фестивалях.

 При МБУК «Центр культуры» также ведёт работуКлуб любителей скрапбукинга. Год создания - 2018.Руководитель - Захарова Ирина Николаевна.Количество участников – 8 человек. Клуб принимает участие в городских, областных и международных конкурсах, выставках и фестивалях.

 Любительский коллектив декоративно-прикладного творчества «Умелые ручки»функционирует при Косолманском сельском клубе МБУК «Центр культуры» (с.Косолманка). Направление творческой деятельности - Ручная вышивка на ткани.Руководитель - Тельминова Вера Викторовна.Год создания – 2005.Количество участников - 8 человек.

 При Усть-Салдинском сельском клубе  МБУК «Центр культуры» работает Клуб «Очумелые ручки». Направление творческой деятельности – декоративно-прикладное и изобразительное искусство. Руководитель - Русакова Ирина Анатольевна. Год создания – 2017.Количество участников - 19 человек.Клуб принимает участие в выставках, фестивалях и конкурсах районного, областного и международного значения.

 При Дерябинском сельском Доме Культуры МБУК «Центр культуры» ведёт деятельность Объединение «Умелые ручки»(с. Дерябино).Направление творческой деятельности – декоративно-прикладное искусство.Руководитель - Золотарева Мария Николаевна.Год создания – 2015.Количество участников – 15 человек.

 При Дерябинском сельском Доме Культуры МБУК «Центр культуры» также существует Клуб «Рукодельницы»(с.Дерябино).Направление творческой деятельности – декоративно-прикладное искусство.Руководитель - Золотарева Мария Николаевна.Год создания – 2015.Количество участников – 10 человек.

 

Наличие художественных промыслов и ремесел в муниципальном образовании :

художественная обработка, резьба по дереву и бересте, ткачество, ручная вышивка на ткани, роспись по ткани, валяние шерсти, текстильная кукла, кружевоплетение (плетение на коклюшках), бондарное дело.

 

Мастера

 

Тимченко Надежда Николаевна

Работает в Красногорском сельском Доме культуры руководителемКлуба верхотурских ремесленников «Истоки» и руководителем Коллектива любительского декоративно-прикладного творчества «Кудесница». Направление деятельности мастера – художественный текстиль: лоскутное шитьё, мягкая игрушка, народная кукла, славянские обереги, вязание на спицах и крючком, вышивка крестом и лентами, куклы-обереги, ткачество поясов и половиков. Заниматься женскими рукоделиями начала с раннего детства. 25 лет проработала с детьми в учреждении дополнительного образования. Первое лоскутное одеяло сшила на рождение дочери, 30 лет назад. Тряпичными куклами заинтересовалась в 2010 году, выполнив проект «Народная тряпичная кукла» со своей ученицей. В 2016 году занялась изучением домашнего ткачества (домотканые половики), приобрела станок-кросна.

В 2019 году ткачеству поясов обучалась у мастера Н.А. Варовой (г. Ивдель). Ткачеству половиков Н.Н. Тимченко обучалась у Н.С. Батраковой, а изготовлению тряпичной куклы - у И.Е. Панасовой (г. Екатеринбург).

С 2019 года сотрудничает с Верхотурским домом народных художественных промыслов и ремёсел.

Решением областного художественно-экспертного Совета по народным художественным промыслам Свердловской области от 28.02.2020 №217 изделиям Н.Н. Тимченко был присвоен статус изделий народных художественных промыслов.

Принимает активное участие в выставках, конкурсах, фестивалях городского, областного и международногозначения. Так, в феврале 2020 г. Н.Н. Тимченкоприняла участие в региональной научно-практической конференции с докладом на тему «Русские домотканые половики и вязаные коврики жительниц села Красногорское Верхотурского района Свердловской области».

 Тимченко Михаил Владимирович

Промысел: Художественная обработка дерева и других растительных материалов, прорезная резьба.

С 2019 года сотрудничает с Верхотурским домом народных художественных промыслов и ремёсел.

Принимает активное участие в выставках, конкурсах, фестивалях городского, областного и межрегионального значения.

 Истомина Галина Ивановна

Промысел: Художественная обработка дерева и других растительных материалов.

Член Клуба верхотурских ремесленников «Истоки».

Художественной обработке дерева и изготовлению изделий из бересты обучалась у верхотурского мастера М.П. Кучева.

С 2019 года сотрудничает с Верхотурским домом народных художественных промыслов и ремёсел.

Решением областного художественно-экспертного Совета по народным художественным промыслам Свердловской области от 28.02.2020 №217 изделиям Галины Ивановны Истоминой был присвоен статус изделий народных художественных промыслов.

Принимает активное участие в выставках, конкурсах, фестивалях городского, областного, межрегионального и международного значения.

 Батракова Нина Сергеевна

Промысел: Ткачество половиков. Помимо этого, ею освоена техника мокрого валяния, вид изделий – сувенирные (миниатюрные) валенки из овечьей шерсти, а также вышивка рушников.

 Истомина Лариса Владимировна

Педагог. Мастерица, владеющая редкой и сложной техникой – кружевоплетение на коклюшках. Фриволите, работа с бисером, оплетение яйца, работа с природным материалом, валяние, пошив изделий, выжигание по ткани, ришелье, вышивка лентами, вышивка по трикотажу, плетение на коклюшках, оригами, макраме.

Работы верхотурских мастеров неоднократно принимали участие в различных фестивалях, конкурсах, выставках районного, областного, регионального, всероссийского и международного уровня:

Истомина Г.И. приняла участие в Международном фестивале народного творчества «Рождественская звезда на Урале», январь 2021г.;

Тимченко Н.Н., Истомина Г.И.приняли участие во Всероссийском конкурсе «Сударыня – Масленица 2021», март 2021 г.;

Тимченко Н.Н., Истомина Г.И.приняли участие в XIII Международном конкурсе – фестивале народного искусства «Живой родник», 27-29 апреля, г. Казань;

Тимченко Н.Н., Истомина Г.И.приняли участие в Межрегиональном фестивале «Все мы –Россия» 19-22 августа 2021 г., г. Москва

Тимченко Н.Н. приняла участие в областном фестивале творчества пенсионеров «Осеннее очарование», октябрь 2021 г., г. Краснотурьинск;

Тимченко Н.Н., Истомина Г.И.приняли участие во II Международном фестивале – конкурсе «Русское диво», ноябрь 2021 г., г. Москва

 

Дата образования: Общество любителей Верхотурского края образовано в марте 1996 года. 

Председатель ОЛВК: Арданова Наталья Васильевна (с 2010 года).

Состав: В настоящее время Общество любителей Верхотурского края насчитывает 16 человек. Среди них Почетные граждане г. Верхотурья, сотрудники музея-заповедника, библиотеки им. И.А. Мухлынина, педагоги и т.д.

В 2021 году Обществу любителей Верхотурского края исполнилось 25 лет

Общество любителей Верхотурского края приняло участие в выставках Верхотурского музея-заповедника:

1. Мое советское детство

2. 25 лет ОЛВК. На выставке, посвященною юбилею Общества любителей Верхотурского края, были представлены предметы, собранные краеведами за последние 5 лет

3. История забытых вещей (коллекция бытовых предметов).

4. Осень-капустница (коллекция бытовых предметов). Выставка была подготовлена к мероприятию «Осенины»

5. Быт верхотурцев в годы ВОВ. Передвижная выставка (Совет ветеранов, СОШ №2, СОШ №46)

6. Деньги как предмет коллекционирования. Коллекция денежных знаков. Передвижная выставка (краеведческий музей п. Лобва, СОШ №2)

7. Выставка народных платков в Доме промыслов и ремесел

Предметы из собраний ОЛВК использовались фольклорной студией «Журавлица» для оформления подворий (в с. Меркушино, в г. Волчанске, на Красногорском торжке), для «веселого оркестра» - чугунки, ложки, стиральная доска, инструменты для глажения белья - рубель и валек, и другие. Кроме того, для показа свадебного обряда использовали косоворотку и рушники. Для святочных обрядов – конскую дугу, платки.

В этом году краеведческие собрания пополнились новыми предметами: коллекция платков, бытовых предметов (предметы с/х труда – вилы трехзубые, пила, ботало, чугунки, корчаги и т.д.), одежды (полушубок женский, платья 70-х гг. 20в, рубашка Олимпиада 80, свадебное платье и др.), коллекция вышивок.

В августе 2021 года к юбилею Общества любителей Верхотурского края и Дню города состоялись мероприятия:

- презентация выставки «25 лет ОЛВК»

-  торжественное собрание, посвященное 25-летию ОЛВК

-  Краеведческие чтения «Из краеведческих изысканий последних лет»

В течение года краеведы принимали участие в презентации выставок и других мероприятиях, проводимых в музее-заповеднике и Доме народных промыслов и ремесел.

 Издательская деятельность:

Подготовлено 2 краеведческих сборника Истоки»:

  - Сборник «Истоки» №1 – 2021 г., посвященный 80-летию начала ВОВ

  - Сборник «Истоки» №2 – 2021г.

Коллекции ОЛВК:  коллекция предметов, связанных с 400-летием г. Верхотурья; личные вещи и документы участника Первой мировой войны А.Н. Анциферова; фотографии и документы  земского врача К.М. Петрова;  фотографии и документы священника Свято-Троицкого собора П. Арефьева;  фотографии к. XIX- нач. XX вв., в том числе фотографии первого верхотурского фотографа  Е.А. Бурина; фотографии советского периода с 20-х гг. – 80-е гг. XX в.; старинных открыток и почтовых карточек;  денежных знаков; коллекция сумок; часов; предметов крестьянского быта; коллекция одежды 60-90-х гг. XX в.; обуви и т.д.



[1]

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ