Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Городской округ Карпинск

  • Территория 5 663 км2
  • Население 33 490 чел.
  • Относится к Северному управленческому округу
  • Административный центр г. Карпинск
Карпинск
пос. Веселовка
пос. Кытлым
пос. Сосновка
пос. Антипинский
пос. Верхняя Косьва
Общая информация о районеИсторическая справкаСовременное состояние ТНКДостопримечательностиФольклорные коллективыХудожественные промыслы и ремеслаМастераКраеведение

Территория: 5663 кв.км.

Население: 33 490 чел.

Относится к Северному управленческому округу

Административный центр – г. Карпинск

В состав Карпинского городского округа входит 9 населенных пунктов: г. Карпинск, пос. Антипинский, пос. Верхняя Косьва, пос. Веселовка, пос. Каквинские Печи, пос. Кытлым, пос. Новая Княсьпа,  пос. Сосновка, пос. Усть-Тыпыл.

Состав населения: преимущественное большинство русские, татары, немцы, украинцы, удмурты, белорусы, башкиры, азербайджанцы и пр.

После того, как на севере Верхотурского уезда в бассейне реки Сосьвы были найдены железные и медные руды, в 1757 году верхотурский купец Максим Михайлович Походяшин (1708—1781) получил разрешение на открытие новых заводов, привилегии и содействие от правительства.

В 1758 году Походяшин основал Петро-Павловский завод (ныне город Североуральск), в 1760 году купил Николае-Павдинский завод и открыл Турьинские рудники (ныне город Краснотурьинск), а в 1768—1771 годах построил Богословский медеплавильный завод. Завод строился как железоделательный и назывался вначале Турьинским, а затем, после возведения храма в честь Иоанна Богослова, его стали называть Богословским. Чугун ему должен был поставлять Петропавловский завод. Сооружение завода началось со строительства плотины. Рядом с плотиной поднялись корпуса Богословского завода. А дальше вверх по склонам сопок, нависших над рекой, стали вырастать улицы заводского посёлка. С открытием богатых Турьинских месторождений меди завод переключился на одновременную плавку меди и вскоре стал крупнейшим медеплавильным заводом Урала.

Черновая медь выплавлялась в шахтных печах. Для её очистки было построено два горна. Топливом служил древесный уголь, заготавливаемый в окрестных лесах. Медь с Богословского завода отправляли на лошадях по Верхотурскому тракту на реку Чусовую для дальнейшей перевозки в европейскую часть страны. С 1801 года завод стал поставлять медь Екатеринбургскому монетному двору.

Помимо плавки меди и выделки железа, на Богословском заводе занимались производством медной посуды, литьём колоколов.

В 1767 году с благословения митрополита Тобольского и Сибирского Павла было заложено основание двухэтажного двухпрестольного собора. Нижний храм освящён в 1771 году в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Верхний храм собора возведён во имя святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, освящён в 1776 году архимандритом Верхотурского Николаевского монастыря Тихоном. По окончании строительства в 1776 году храм стали называть Богословским. Завод был также назван Богословским.

С первых дней своего существования завод испытывал острый недостаток рабочей силы, так как в округе не было ни одного русского поселения, только вогулы кочевали по лесам, занимаясь охотой на диких зверей. М. Походяшину удалось через Сенат приписать к своим заводам 4200 крестьян Чердынского уезда Пермской губернии, живших за 300—400 верст от завода. Для их доставки к месту работы была выслана команда солдат.

Весь промышленный район площадью более 3800 кв. вёрст, отведённый М. Походяшину, получил статус и название Богословского горного округа. Через 10 лет после смерти Походяшина государство выкупило горный округ у его наследников за 2,5 миллиона рублей.

В 1806 году открыта заводская школа, куда принимались дети младших чинов горного ведомства. Затем в 1848 году было открыто окружное горное училище, состоявшее из двух классов.

В 1828 году Богословский горный округ посетил академик Адольф Купфер (1799—1865), по проекту которого в 1834 году в Богословском заводе была учреждена обсерватория для метеорологических наблюдений. Наблюдения здесь начались с июня 1838 года и производились ежедневно через каждые 2 часа с 8 часов утра и до 10 часов вечера по местному времени.

В 1841 году на средства прихожан была построена кладбищенская Казанская церковь. При въезде в завод с Верхотурского тракта стояла деревянная часовня, оштукатуренная внутри и снаружи, построенная в 1840-х годах во имя Святителя Николая Мирликийского. При выезде из завода в Турьинские рудники стояла каменная часовня, построенная в память столетия Богословского завода в честь праздника Вознесения Господня. Ежегодно к этим часовням с разрешения епархиального начальства совершались крестные ходы: в первую — 9-го мая и 6-го декабря, а во вторую — в праздник Вознесения Господня.

Отмена крепостного права в 1861 году способствовала освобождению горнозаводских рабочих от крепостной зависимости. В 1875 году рудники, а затем и завод остановились, было решено продать Богословский горный округ в частные руки.

11 апреля 1875 года Сергей Дмитриевич Башмаков купил Богословский горный округ за 2 миллиона 50 тысяч рублей. После его смерти Богословский горный округ был выкуплен за 6 миллионов рублей Надеждой Михайловной Половцовой.

Главным управляющим Богословским горным округом был назначен Александр Андреевич Ауэрбах (1844—1915). Благодаря его стараниям в 1887 году на правом берегу реки Турья был запущен химический завод «для выделки серы, соды, хрома». Следом за ним были сооружены стекольный, фосфорный и хромпиковый заводы.

Осенью 1883 года от медных рудников до медеплавильного завода была построена узкоколейная железная дорога длиной 16 км. Это была первая железная дорога на восточном склоне Северного Урала. Управляющим её стал брат Александра Аэурбаха — инженер Фёдор Ауэрбах. Доставка руды на завод резко возросла и выплавка меди на Богословском заводе увеличилась с 17 до 50 тысяч пудов. К концу 1886 года узкоколейную дорогу продлили на 38 километров — от Турьинских рудников до Филькинской пристани на реке Сосьве. Её назвали Богословско-Сосьвинской железной дорогой (БСЖД). Протяжённость составила 54 километра.

С 1896 по 1901 год Богословским горным округом владело акционерное общество «Богословское горное общество».

XХ век

По состоянию на 1910 год в Богословске было 2 каменных церкви, три земских училища, 2-х классное и одноклассные мужское и женское, волостное правление Богословской волости, почтово-телеграфная контора, станция железной дороги, торговля общества потребителей, торговых лавок на площади 25 и в разных частях селения завода — 6, винных казённых лавок — 2, земские медицинский и ветеринарный фельдшерские пункты и станция, заводская больница и при ней врач и заводская обсерватория, 2 кузницы, 9 булочных-пекарен, 5 сапожных и 1 портных заведений.

Залежи бурого угля на территории Богословска были обнаружены ещё в 1849 году инженером-подпоручиком Н. А. Куманским, однако промышленная разработка месторождения началась только в 1911 году. 

В 1933 году постановлением Президиума Центрального исполнительного комитета Союза ССР рабочий посёлок Богословский переименован в Угольный.

Указами Президиума Верховного Совета РСФСР от 31 марта 1941 года и 8 апреля 1941 года рабочий посёлок Угольный Серовского района был преобразован в город областного значения с присвоением наименования Карпинск (в честь видного русского геолога, первого президента Академии наук СССР А. П. Карпинского.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Карпинск

 

На территории Карпинского городского округа деятельность, связанную с традиционной народной культурой, ведут муниципальные бюджетные учреждения «Карпинский краеведческий музей», «Карпинский городской дворец культуры» и «Центральная городская библиотеки им. А.С. Попова».

На базе городского Дворца Культуры ежегодно проводятся праздники народного календаря: Православное Рождество, Крещение Господне, Масленица, Пасха, Иван Купала, Католическое рождество, национально-спортивный праздник «Сабантуй», обрядовый праздник «Курбан-Байрам».

В центральной городской библиотеке им. А.С. Попова в целях сохранения традиций русского народа в течение многих лет работает «Литературная горница «Добродея». Цель ее создания – вызвать у молодого поколения интерес к народным праздникам, устному народному творчеству. Встречи в горнице проводятся 1 раз в квартал соответственно времени года: «Зимники», «Веснянки», «Зеленые святки», «Осенины».

В разделе «Культура Богословского горного округа и Северного управленческого округа» Карпинского краеведческого музея в постоянной экспозиции представлены выставки из фондов музея «Художественное литье Урала», «Русский национальный костюм», «Резьба по дереву», «Камни Урала», «Камнерезное искусство Урала».

Ежегодно проходит выставка декоративно-прикладного творчества «Рождественские подарки из волшебной лозы» и «Марья-Искусница» (традиционно представлены работы в технике художественной вышивки). На выставках проводятся программные занятия: тематические уроки, лекции, беседы, заседания клубов.

По музейным образовательно-просветительным программам, разработанным сотрудниками музея для учащихся общеобразовательных школ города, оформлялись выставки: «Русская изба» с коллекцией одежды, посуды, предметов быта, «Русское чаепитие» с коллекцией самоваров и нижнетагильских подносов, «Уральские мастера» с коллекцией минералов и изделий из них, коллекцией прялок и горнозаводской уральской росписью на лаковых подносах и т.д.

Членами клубов «Озарение», «Музыкальный салон», «Ветеран» разработана совместная программа по сбору устного народного творчества. В рамках народных праздников проводятся рождественские гадания, пасхальные мероприятия, народные праздники «Масленица», «Красная Горка», «Этот Старый Новый Год».

При проведении занятий используются фондовые коллекции музея по художественному литью, камнерезному искусству, лаковой росписи на подносах, изделия из бересты, ткани, коллекция полотенец и одежды, предметы быта Х1Х – ХХ веков. Итоговые занятия проводятся в ставшей уже традиционной форме – в форме Дельфийских игр.

Основная достопримечательность городского округа Карпинск - Уральский горный хребет. В 80 км. от города Карпинска расположен поселок Кытлым, через который проходит туристический маршрут на горы Косьвинский камень, Конжаковский камень, Сухогорский камень, Серебрянский камень, Буртым.

Православные храмы

Собор Иоанна Богослова (Введенский собор) заложен в 1767 году на средства знаменитого уральского заводчика Максима Походяшина. В 1930-х годах Введенский храм закрыли для богослужений, в помещении расположился тракторный гараж, а во второй половине XX века в здании храма устроили сельский клуб. Восстановление здания церкви началось в 2001 году. Ныне нижний, центральный придел храма полностью восстановлен. В настоящее время ведутся строительно-ремонтные работы, планируется восстановление придела во имя Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, расположенного на втором этаже.

Храм во имя Казанской иконы Божией Матери был воздвигнут в 1841 году на средства прихожан и при содействии и пособии М.И. Протасова, горного начальника Богословских заводов. По своему назначению церковь была кладбищенской и содержалась на средства местного общества. Уникальность храма во имя Казанской иконы Божией Матери в том, что даже в самые суровые годы гонения советской власти на Церковь, он не закрывался. С 1938 по 1943 год здесь не было священников, не совершались службы, но не прерывалась молитва.

Ансамбль русской народной песни «Говорушечки». Руководитель: Сысоева Людмила Вальтеровна. Основан в 1993 году. Количество участников: 28 человек. Возраст певцов: 9-14 лет. Исполняемый репертуар: русские народные песни, хороводные, плясовые песни уральского региона.

Народный инструментальный ансамбль «Ретро». Руководитель: Николай Николаевич Сергеенко. Основан в 1998 году. В 2003 году ансамбль выпустил диск «Богословский родник», в 2012 году ему присвоено звание народный коллектив любительского художественного творчества. В репертуаре «Ретро» большую часть занимают произведения 30-х и 80-х годов XX века, которые исполняются в танцевальных программах для людей старшего поколения.

Карпинск, как и другие города севера Свердловской области (Волчанск, Надеждинск, ныне Серов), ранее относился к Богословскому горному округу. Экономическое освоение региона началось во второй половине XVIII века благодаря верхотурскому купцу Максиму Михайловичу Походяшину (1708–1781), заявившему о начале разработки месторождений медной руды. Походяшин открыл Турьинские рудники (ныне город Краснотурьинск), а в 1768 приступил к строительству Богословского медеплавильного завода (ныне Карпинск).

         В 1770 году завод начал выдавать медь. В период с 1770 год по 1775 годызавод по выплавке меди в 2-3 раза превосходил производительность самыхбольших уральских медеплавильных заводов, в результате чего превратился в крупнейшее медеплавильное предприятие не только Урала, нои России.Ежегодно в период с 1780 по 1790 год выплавлялось около 36 000 пудов (около 576 тонн) меди.

         Помимоплавки меди и выделки железа, на Богословском заводе   занимались производством медной посуды, литьем колоколов.

         Структура, состав и занятия населения Богословского горнозаводского

округа напрямую зависели от специализации промышленного производства. На медеплавильных заводах работали  в основном приписные крестьяне, переселенные из Чердынского уезда  и работные люди.

         Екатеринбургский историк и краевед Н. К. Чупин писал об этих местах так: «Главный промысел жителей Богословского завода и селения Туринских рудников составляют заводские и рудничные работы, рубка дров, заготовление угля и перевозка их на завод. А также перевозка руды с Туринских рудников, отчасти работы на частных золотых приисках. […] Частных промышленных заведений не существует.  В Турьинских рудниках кое-какие ремесленники, но в недостаточном числе. Торговля совершенно ничтожна. […] Земледелие никогда не может  тут сделаться промыслом большинства народа, по недостатку удобной земли. Развитию домашнего скотоводства препятствует недостаток лугов.[…]Охотою в лесах из жителей Богословского завода и селения Туринских рудников почти никто не занимается, по непривычке.[…] В урожайные на орехи годы, случающиеся не часто, сбор кедровых шишек и продажа орехов составляют хорошее подспорье в хозяйстве местным жителям» (См.: Чупин, Наркиз Константинович. Географический и статистический словарь Пермской губернии, составленный  Н. Чупиным : [том 1 : А - I]. — Пермь: Типография Поповой, 1873).

         В последующие годы, включая советский и постсоветский периоды, народные художественные промыслы в Карпинске и его окрестностях также не были развиты.

         С историей края, а также с  уральскими ремеслами можно познакомиться в Карпинском краеведческом музее, в котором открыт постоянный отдел  «Музей ремёсел». Экспонаты музея — это инструменты и готовые изделия кустарей и ремесленников XIX – XX вв., старинные предметы быта.

Якоби Артур Вильгельмович — мастер по художественной обработке дерева и кости. Работал на судоремонтном заводе, окончил институт водного транспорта. В 1990-е годы работал на флоте – сначала мотористом, потом инженером-механиком. Потом вернулся в поселок Сосновка под Карпинском, где родился и провел детство. Сначала мастер занимался резьбой по дереву – создавал узорные наличники, резные панно, ложки, настенные и настольные часы, картины, иконы. А потом перешел на другой материал – кость.  Мастер стал превращать рога диких животных в сложные кружевные композиции. Тут и сценки охоты, и медведи, волки, олени, и великолепные пейзажи. Артур Якоби использует самый сложный вид резьбы по кости – сквозной, или в проем. 

Мубаракшин  Ильдар Гильфанович — мастер по художественной обработке металла и дерева. Имеет собственную небольшую кузнечную мастерскую. Занимается реставрацией и починкой каслинского художественного литья, а также собрал коллекцию литых фигур – около 40 скульптур, среди которых – Каслинскоеи Кусинское литьё, работы Свердловского чугунно-литейного, Мытищинского и Волгоградского завода «Сувенир». Собрание художественного литья регулярно пополняется – в основном скульптуры дарят, отдают или меняют. Ильдару Мубаракшину вручено Благодарственное письмо от Карпинского краеведческого музея за сотрудничество и вклад в творческое развитие города. Кроме этого, Ильдар Мубаракшин занимается реставрацией металлических могильных памятников. Ильдар Гильфанович вместе с группой сподвижников, среди которых был настоятель храма иерей Антоний Шубинов, а также ещё один идейный вдохновитель проекта Михаил Бураев, создали фонд восстановления захоронений. 

Коновалова Галина Валентиновна — мастер по художественной обработке дерева. Педагог дополнительного образования детского оздоровительно-образовательного центра (ДООЦ) г. Карпинска, руководитель кружка «Резьба по дереву».

 


 

Изучением истории края, развития Богословского горного округа в Карпинске занимаются несколько краеведов. Их работы публикуются в областных газетах и тематических краеведческих сборниках.

Воложенинов Аполлон Иванович. Исследуемая тема: история развития Богословского горного округа и история развития Богословского буроугольного месторождения. Его статьи публикуются в муниципальной газете «Карпинский рабочий», в краеведческом сборнике «Богословский родник». Аполлон Иванович принимал участие в городской краеведческой конференции «Богословские чтения». В Карпинском музее оформлена постоянно действующая экспозиция из музейных предметов - бывших семейных архивов и реликвий семьи Воложениновых.

Руднова Людмила Николаевна. Исследуемая тема: история развития Богословского горного округа и история развития здравоохранения. Принимала участие в городской краеведческой конференции «Богословские чтения». В 2011 году в Карпинском краеведческом музее состоялась презентация книги Людмилы Николаевны «О людях в белых халатах. От Богословской больницы до Карпинской ЦГБ». Статьи Рудновой публикуются в муниципальной газете «Карпинский рабочий».

Петряева Ольга Руслановна. Исследуемая тема: история развития Богословского горного округа. Является руководителем городской краеведческой конференции для учащихся общеобразовательных школ города «Походяшинские чтения», которая в Карпинске проводится ежегодно. Ее статьи регулярно публикуются в муниципальной газете «Карпинский рабочий»

Шляева Галина Константиновна. Исследуемая тема: история развития Богословского горного округа, природа родного края. Статьи Галины Константиновны публикуются в муниципальной газете «Карпинский рабочий». Принимала участие в городской краеведческой конференции «Богословские чтения». Занимается подготовкой учащихся школы №6 для выступлений на ежегодной городской краеведческой конференции «Походяшинские чтения».

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ