Историческая справка
Центр традиционной народной культуры Среднего Урала располагается в двух старинных купеческих особняках – памятниках архитектуры второй половины XIX века (ул. Чапаева, 10; Тургенева, 24).
Каменный особняк М. М. Ошуркова (ул. Чапаева, 10) построен по проекту известного екатеринбургского архитектора Ю.О. Дютеля. Оригинальные высокие «барочные» фронтоны и башенки, обилие лепных украшений, изящные чугунные ограждения и решетки делают это здание одним из красивейших сооружений на улице Чапаева (бывшая Архиерейская). Внутри особняка сегодня почти без изменений сохранился декор вестибюля и парадной лестницы. По особняку и купеческой усадьбе проводятся экскурсии (по предварительным заявкам).
Владелец усадьбы, Михаил Михайлович Ошурков – один из представителей купеческой династии Ошурковых, известных в XIX в. предпринимателей, основателей торгового дома «Братья Ошурковы и Поклевский-Козелл». Ошурковы были владельцами стеариновых, мыловаренных, фосфорных, кожевенных заводов в Екатеринбурге и в его окрестностях, занимались разработкой золотых приисков, торговлей, организацией речных караванов и их проводкой по бурным водам реки Чусовой.
Братья Ошурковы были видными общественными деятелями и меценатами. М.М. Ошурков успешно трудился в Городской Думе, исполнял обязанности почётного смотрителя городского 3–х классного начального училища; был награждён серебряной медалью «За усердие» для ношения на шее на Станиславской ленте. Кроме этого, Михаил Ошурков интересовался историей и культурой Урала, принимал участие в работе Уральского общества любителей естествознания. Сын М.М. Ошуркова, Константин, который унаследовал дом после смерти отца, также активно сотрудничал с УОЛЕ, занимаясь историей фаянсового и фарфорового производства на Урале и изучением коллекции медной чеканной посуды, которую делали на уральских заводах в XVIII в.
Второе здание Центра традиционной народной культуры Среднего Урала с октября 2022 года располагается в памятнике архитектуры на улице Тургенева, 24.
Деревянный одноэтажный дом на низком цоколе на Тургенева, 24 (ранее — улица Верхне-Вознесенская) был построен в 1890-е годы и является образцом полукаменной жилой застройки Екатеринбурга конца XIX века с использованием самобытной деревянной резьбы в декоративном оформлении фасадов.
В 1889 году гласный городской думы Н. К. Покровский купил «пустопорожнее место», им было получено разрешение в городской управе на возведение дома и надворных строений. Именно на этом месте появился небольшой деревянный дом с каменным полуподвальным этажом, облицованным гранитными плитами, и крытой боковой террасой. Главный фасад объекта украшен кружевной резьбой по дереву, выполненной в различных техниках.
Композиция главного фасада имеет четырехчастную схему членения. Левая часть содержит два высоких окна, а правая — парадный вход, оформленный в виде крыльца в шесть ступеней из гранитных плит и поставленного сверху дощатого тамбура, украшенного фронтончиком. Центральная часть заключает три высоких окна» (По данным Свода памятников истории и культуры Свердловской области. Том 1. Екатеринбург: Сократ, 2007).
Сам Покровский прожил здесь не очень долго и продал дом купцу из Красноуфимска Александру Судакову. В 1910-е годы он приобрел у Е. Г. Зубковой соседствующее с его домом большое 2-этажное каменное здание с башенкой на Тургенева, 22, выполненное в стиле модерн. Переоборудовав помещения, в 1914 году он открыл здесь одну из самых знаменитых печатень Екатеринбурга, где на хромолитографических станках с тонкой печатью выпускали цветные календари, плакаты, открытки, журналы, а также бумажные пакеты. Не прекратило свою работу предприятие и в годы революции.
В 1919 году в здании на Тургенева, 24 размещался комитет Екатеринбургской организации по изготовлению государственных бумаг. Также в типографии в эти годы печатали плакаты и этикетки. По одной из версий, в годы революции здесь печатали деньги для Александра Колчака. С 1930-х годов здесь начали печатать репродукции картин, схемы железных дорог, расписание поездов. В 1941 году типография стала режимным объектом, она выполняла заказы для нужд обороны и печатала хлебные карточки. Впоследствии здесь разместилось издательство «Полиграфист», потом долгое время здание служило в качестве областной медицинской лаборатории клинико-диагностического отдела.
Деревянное зодчество в архитектуре городов России.
Деревянное зодчество второй половины XIX - начала XX века - одно из самых ярких явлений в русской архитектуре того времени. Этот демократичный вариант «русского» стиля был широко распространен в Екатеринбурге. Деревянные здания составляли основную массу застройки уральского города, так как дерево - материал в высшей степени гигиеничный и податливый в обработке, а также сравнительно дешевый - было наиболее доступным и давало большие возможности для образования сложных форм, свойственных стилизаторской архитектуре.
Все, что было свойственно русской архитектуре второй половины XIX - начала XX века, нашло отражение в деревянном зодчестве Екатеринбурга. Архитекторы, работавшие в области деревянного строительства, вдохновлялись господствующими в то время эстетическими идеалами «русского» стиля. Во многом шли они от внешней декоративной формы, от отдельных элементов и деталей, однако часто обращались и к традиционной схеме крестьянской избы, претворяя ее в городском доме. Деревянные и полукаменные постройки конца XIX- начала XX века, отмеченные яркой характерностью и индивидуальностью облика, составляют сегодня неотъемлемую часть архитектурного наследия Екатеринбурга.
Большинство деревянных домов возводилось артелями подрядчиков - зачастую по чертежам землемеров или техников (даже учителей рисования). И только в последние десятилетия XIX века деревянные дома попадают в поле зрения архитеторов-профессионалов. Это было время увлечения отечественным народным искусством - национальным фольклором, деревянной резьбой, орнаментами, мотивы которых вобрал в себя "русский" стиль, ставший одним из массовых архитетурных течений Екатеринбурга.
Деревянные дома заметно укрупнялись: подтягивались к размерам каменных, а иногда и превосходили их. Часто в Екатеринбурге воздвигались дома, у которых первый этаж либо цоколь выкладывался из кирпича, а вся верхняя часть была деревянной. Такой прием был весьма практичен - низ дома получался несгораемым, а также хорошо предохранял верх от гниения. В городе были построены самые разнообразные типы таких полукаменных жилых особняков - едва ли можно найти похожие друг на друга. Таковы, например, дома купеческих усадеб Е.Ф. Степанова и Ф.И. Крутикова на Механической и 2-й Беговой. Дерево давало большие возможности для создания различных вариантов домов, начиная от традиционно симметричных объемов с мезонинами и кончая живописными асимметричными композициями.
Наиболее яркими представителями русской деревянной архитектуры являются усадьбы на ул. Сакко и Ванцетти, 24, 28 – Агафуровых; 23, 25 – дом К.М.Попова и дом А.С.Лебедева соответственно. Здания обильно декорированы прорезной деревянной резьбой. Дерево хорошо поддавалось отделке и позволяло создавать самые различные декоративные элементы. Вычурные резные окна, двери, карнизы, фронтоны, решетки, балконы, башенки определили композицию, стилистику и особый силуэт домов-теремов. Архитекторами этих наугольных усадеб предположительно являются Дютель Ю.О. и Коновалов В.В.
Следует назвать еще несколько сохранившихся памятников деревянного зодчества конца Х1Х в. – начала ХХ в.: дом Е.О.Селивановой (ул. Толмачева, 24), дом Н.И.Маева и Н.К.Покровского (ул. Тургенева, 20, 24), усадьба А.А.Трусова и Г.И.Елизарьева (ул. Белинского, 20 6),