Главная / Новости / «Женские ремёсла»

«Женские ремёсла»

25 Марта 2020

Каталог этнографической выставки,

в рамках проекта "Традиционые промыслы и ремесла Среднего Урала"


     Выставка, посвященная традиционным женским рукоделиям включила в себя экспонаты из фондов Троицкого историко- краеведческого музея, фондов Невьянского государственного историко-архитектурного музея, собственных фондов ЦТНК СУ, частных коллекций и изделия современных мастеров.


     Среди множества ремесел, которые традиционно считаются женскими (ткачество, вышивка, кружевоплетение, вязание) самое широкое распространение на Урале получило ткачество. В эпоху, когда буквально все предметы каждодневной необходимости изготавливались своими руками, главной обязанностью женщины,
помимо приготовления пищи, было обшивать всех членов семьи.


     В конце 19 века почти все крестьянки занимались ткачеством и многие владели не только его простейшими видами, но и такими сложными техниками как браное или ремизное ткачество. Технологическая цепочка, которую проделывали женщины, до того как преступить непосредственно к ткачеству, была велика, начиная с посева льна, заканчивая прядением. Молочение, мочение, трепание, прядение – всё это было женским занятием. Хозяйка дома, большуха, физически не могла справиться со всем этим без помощи невесток и дочерей. Воспитание девочек направлялось на то, чтобы вырастить из них хороших хозяек и «тонкопрях». Через игру, девочка, приобщалась к трудовой деятельности. Часто среди глиняных игрушек, деревянных и текстильных кукол имелась игрушечная прялка с миниатюрным веретеном. Так, играючи, приобретались навыки будущей хозяйки и мастерицы. Начиная с раннего возраста, 5-7 лет, девочки традиционно были подвязаны в хозяйстве и брали на себя посильный труд, вместе с тем приобретая необходимые навыки. У юных девочек был свой урок — напрясть к замужеству столько, чтобы хватило на пошив приданого.

    Приданое, которое молодая жена приносила в дом мужа, состояло большей частью из одежды и белья и, как правило, собственноручно приготовлялось невестой в течение всей юности вплоть до замужества и накапливалось в сундуках. Одною из задач женщины, что сейчас, что много лет назад было привнесение в дом чистоты и уюта. То приданое, которое, молодая хозяйка приносила с собой, наполняло пространство жилища красотой и носило утилитарный характер. Занавески и скатерти, накидки, подзоры и полотенца, зачастую были украшены кружевом или вышивкой. Вышивка – древнейший вид женского рукоделия. Укладывание нити в узор производилось различными способами. Когда-то
в вышивку вкладывался особый смысл, зачастую, до декоративной функции, вышивка имела обереговый характер. К старинным видам швов относятся: шов роспись или полукрест, набор, крест, счетная гладь, «козлик», белая мелкая строчка. Позже появились вырезы, цветная перевить, крестецкая строчка, гипюры, тамбурная вышивка, белая и цветная гладь. Кружевоплетение – вид женского рукоделия и тот редкий случай, когда ремесло спускалось сверху вниз — из мастерских при княжеских светлицах, где брали за основу работы европейских кружевниц.

     В народ кружево, по преданию, отправил Петр I, выписав из голландского Брабанта мастериц для обучения девочек- сирот. А вот массово за коклюшки сели после отмены крепостного права. В России кружево создавалось на коклюшках тремя различными по технологии способами: численным, парным и сцепным. Кроме различных техник коклюшечного кружева, так же распространенным являлось кружево вязаное крючком, кроме того, такое кружево можно было купить мерой, что делало его более универсальным. Ещё один вид женского рукоделия, который по сей день популярен на Урале – пуховое вязание, традиционное женское
занятие, по изготовлению теплых платков из козьей шерсти. Местом зарождения пуховязального промысла на Урале является село Желтое, Саракташского района Оренбургской области. Именно там, впервые, из-под спиц казачек вышла первая ажурная паутинка, прославившая Южный Урал.

     Не секрет, что крестьянские семьи и не только, традиционно были большими. Конечно, с учетом особенностей формирования жизненного укладка и общего достатка семьи, экономность была уместным качеством. Ввиду оправданной бережливости и того, что процесс производства ткани был очень трудоёмким, одежда внутри семьи донашивалась друг за другом и латалась, а из совсем обветшалых изделий вырезались фрагменты, которые имели хорошее состо- яние. Из таких фрагментов собирались отрезы лоскутных тканей, напоминающих мозаику. Таким способом, появился отдельный вид декоративно-прикладного искусства – лоскутное шитьё.


     Старинные предметы труда, имеющие непосредственное отношение к женским ремеслам: кросна, сновалка, скалинка, швейки, прялки и самопрялки, различные детали ткацкого станка. Предметы, участвовавшие в первичной обработке льна и шерсти; чугунные швейные машинки XIX в., имеющие рельефный декор или золотую роспись; различные женские костюмные комплексы, начиная с деревенских круглых сарафанов и заканчивая городскими парочками; кружевные платки и элементы костюма, полотенца и рушники вышитые в самых разных техниках, различные виды домотканых холстов, пояса, как предметы ручного ткачества и обязательный элемент как мужского, так и женского костюма – всё это было представлено на этнографи- ческой выставке «Женские ремёсла».

С КАТАЛОГОМ МОЖНО ПОЗНАКОМИТЬСЯ ЗДЕСЬ