Главная / Новости / "Оренбургский пуховый платок. Казачьи истоки".

"Оренбургский пуховый платок. Казачьи истоки".

23 Марта 2020

«ОРЕНБУРГСКИЙ ПУХОВЫЙ ПЛАТОК. КАЗАЧЬИ ИСТОКИ»



      Оренбургский пуховый платок – название собирательное. Это и теплый, тяжелый платок-шаль, и тонкий, легкий ажурный платок – «паутинка». В удивительном согласии соединились в них уникальные особенности пуха местной породы коз и народное понимание красоты, гармонии и порядка. Вязаный пуховый платок и сейчас является одним из символов России и Оренбуржья.

     История пухового платка тесно переплетается с историей Оренбургского края. Оренбургский промысел вязания пуховых платков и шалей появился более двухсот лет назад, еще в XVIII веке.

      Появившийся на свет в оренбургских казачьих станицах промысел, как произведение коллективного народного творчества представляет собой яркое явление, сложившееся под влиянием исторических обстоятельств, местных условий быта, наличия уникального местного сырья, социально-экономических и торговых отношений. Переселившиеся на Оренбургские земли казаки обратили внимание на верхнюю войлочную одежду местных калмыков и казахов. Известные скотоводы и кочевники в лютый мороз скакали верхом, одетые в тонкую на вид одежду из козьих шкур и войлока, а защищали их от зимней стужи, как потом узнали наши предки, пуховые нижние поддевки.

      Теплые и прочные изделия были связаны без особых изысков и не отличались особой красотой, зато были очень теплыми и практичными.

    Оренбургские казачки, владевшие секретами вышивки ажурных и затейливых узоров и умевшие ткать кружева, быстро освоили и усовершенствовали технологию вязания платков и шалей из шерсти местных коз, так и появилось на свет настоящее произведение народного искусства – оренбургский пуховый платок. Оренбургское казачье войско занимало значительную территорию, по площади равную 81600 кв. верст. До 1917 года оно насчитывало 48 станиц и 487 поселков. Рост численности казачества, а также активный поиск новоприбывшим населением возможностей заработка, появление мелких станичных торгов и базаров и затем расцвет ярмарочной торговли – все это имело прямое отношение к пуховязальному промыслу.

     Знаменитый художник В. П. Верещагин в записках «От Оренбурга до Ташкента 1867–68 гг.» рассказывает: «От Оренбурга до Орска …на пути казачки предлагают путешественнику за весьма умеренные цены разные изделия из пуха, весьма тонкой работы».

     Предназначенные сначала для себя лично, платки быстро приобрели значение товара, пользующегося спросом на местном рынке, а затем и за его пределами. В основной своей массе они полностью отвечали запросам самых широких слоев населения города и села. Своя особая жизнь в степях – глухая, дремотная. Здесь тысячи людей не видали железных дорог, здесь знают: есть города Ташкент, Оренбург, Орск, Москва, но многие из них не слыхали о Берлине, Лондоне, Париже. Но Берлин, Лондон, Париж знают об этих степях, знают, что отсюда идут к ним прекрасные платки из шелковистого пуха.

     На этнографической выставке в выставочном зале Центра традиционной народной культуры Среднего Урала можно увидеть уникальные экспонаты из фондов Оренбургского областного музея изобразительных искусств: праздничные и повседневные комплексы одежды оренбургской казачки, шелковые платки, домотканые пояса (Оренбургская губерния), тканые и вышитые полотенца (Оренбургская губерния), вязаные крючком и на коклюшках скатерти, салфетки (Оренбургская губерния), стеганые одеяла (Успенский женский монастырь) и, конечно же, уникальные по своей красоте оренбургские пуховые платки. Предметный ряд выставки также дополнен экспонатами из фондов Центра традиционной народной культуры Среднего Урала.

С КАТАЛОГОМ МОЖНО ПОЗНАКОМИТЬСЯ ЗДЕСЬ!