Тавдинский городской округ

Тавда
с. Городище
д. Герасимовка
с. Кошуки
д. Ленино
с. Крутое
д. Мостовка
д. Увал
Общая информация о районеКраеведениеСовременное состояние ТНКФольклорные коллективыНародные промыслы и ремёслаМастераИсторическая справка

Территория: 6539,4 кв.км.

Население: 52 275 чел.

Относится к Восточному управленческому округу

Административный центр – город Тавда

В состав городского округа входит 43 населенных пункта, разделенных между территориальными администрациями города Тавда и 10 сельских советов: Азанковский (пос. Азанка, Песчаный, д. Северная Чернушка), Большепустынский (д. Большая Пустынь, пос. Земляное, д. Малая Пустынь, Новоселовка), Герасимовский (д. Герасимовка, Владимировка, пос. Эскалбы), Городищенский (с. Городище, д. Гузеево, Киселевка, пос. Лебяжье, Лисье, д. Малое Салтыково), Карабашский (пос. Карабашка, Лобазиха, Матюшино), Кошукский (с. Кошуки, д. Билькино, Ваганово, Саитково), Ленинский (д. Ленино, Индра, пос. Индра, Русаковский, с. Тагильцы, д. Тормоли, Чандыри), Крутинский (с. Крутое, д. Беленичное, Белоярка, Дятловка, Ошмарка), Мостовский (д. Мостовка, Хмелевка, Шайтанка), Увальский (д. Увал, Васьково, Забор, Шабалино).

Состав населения: преимущественное большинство русские, татары, башкиры

При Тавдинском музее лесной и деревообрабатывающей промышленности работает общество краеведов, которое возглавляет директор музея Евдокимова Ирина Владимировна.

Краеведы:

Ботиков Александр Семенович. Краеведом собран значительный документальный фонд по установлению мест гибели земляков, погибших от ран и болезней, пропавших без вести на фронтах во время Великой Отечественной войны

Ермолаев Валерий Николаевич. Научная сфера интересов - история тавдинского края.               Наличие публикаций: книги – «Тавдинское  местописание», «Есть такой город в России – Тавда», «Тавдинский краеведческий словарь», большое количество публикаций и фотографий в местной и областной прессе, а также в сборниках других авторов

Кучин Валентин Александрович. Сфера научных интересов - история тавдинского края. Наличие публикаций: книга «К истории освоения и развития Тавдинского района и города Тавды».  Сборник  краеведческих материалов по истории Тавдинского района и города Тавды на основе исторических материалов и архивных документов. Тавда февраль 1988. – 2007. – 160 с., статьи в газете «Тавдинская правда» (история края).

Наличие коллекций и раритетов по этой теме: карта Свердловской области за 1934 год с пометками участников Гражданской войны об освобождении городов Свердловской области от колчаковцев, учебники «Истории» изданий 1896, 1905 годов.

Сохранением традиционной народной культуры в Тавдинском городском округе весомый вклад вносит Управление культуры, молодежной политики и спорта.

В 2014 году в учреждениях культуры получили дальнейшее развитие следующие направления народной культуры - вокальный, танцевальный, декоративно-прикладной. Среди ремесел распространена работа с берестой.

Проводится значительная работа по подготовке и проведению народных праздников, в том числе Масленицы, Яблочного Спаса, Ивана Купалы и других. Организуются обучающие мастер-классы по урало-сибирской росписи, по изготовлению изделий из бересты, по народному костюму, народной кукле.

Сбором и популяризацией народной культуры занимаются Центр национальных культур. Директор: Аллагова Вера Александровна. В  2014 году проведена работа по отбору рушников для написания методического пособия «Традиционный орнамент рушников». Выполнены выезды в д. Герасимовка по сбору образцов материальной и духовной культуры, разработаны программы «Народная культура» и «Хозяюшка (Национальная кухня)».

В рамках программ сотрудники Центра осуществили значительный объем просветительской работы, побывали во многих школах города с познавательными программами и беседами, организовали молодежные вечерки в Городском парке культуры и отдыха, провели мастер-классы по урало-сибирской росписи и изготовлению изделий из бересты, творческую лабораторию «Костюм в круге времени». Организовали акцию по популяризации народного костюма «Живая старина», провели городские конкурсные программы. В 2014 году Центр организовал 171 мероприятие, на которых присутствовало 7276 человек.

Кроме этого, сохранением народной культуры занимаются и другие учреждения культурно-досугового профиля: Музей лесной и деревообрабатывающей промышленности, Музей им. П. Морозова в д. Герасимовка.

Сбором информации, изготовлением, распространением, обучением по ряду направлений традиционной народной культуры занимается студия «Параскева» (рук. Чепелкина Надежда Алексеевна) при Духовно-просветительском Центре «Древо познания». За 7 лет работы Надежда Алесеевна собрала уникальную коллекцию народных кукол. Надежда Алексеевна проводит мастер-классы по изготовлению народной куклы, обучает детей азам изготовления кукол.

Вокальный коллектив «Забава» г. Тавда. Руководитель: Вандышева Надежда Павловна. Коллектив основан в 2000 году. Количество участников: 11 человек. Исполняемый репертуар: русские, белорусские, татарские, украинские народные песни. Источники репертуара: нотные сборники, литература и периодика по специальности. Костюм стилизованный. Аккомпаниатор: Вандышева Надежда Павловна.                                

Детский коллектив «Забавушка» г. Тавда. Руководитель: Вандышева Надежда Павловна. Коллектив занимается народным вокалом.                    

«Фольклорный коллектив» г. Тавда. Руководитель: Аллагова Вера Александровна. Коллектив основан в 2002 году. Количество участников: 15 человек. Исполняемый репертуар: песни «Ой, любка - голубка, моя»,  «А мы масленку дожидали», «Было у тещеньки 7 зятевьев», «Ой, ты Ванька, да черный цыган», «Шла девица к ставнику», «Ой, там на горi», «Ой, на горке казаки стояли», «Добрый  вечёр  тоби...» (украинская колядка), «Мать моя - зоря тушиста...» (казачья песня), «Как донские казаки» (казачья  песня). Танцы: «Улица», «Верхотурская заметелица», «Восьмера», «Алапаевская кадриль», «Платоновская кадриль», «Верхотурская кадриль под песни», «Ланцея». Источники реперуара: семинары, фестивали, интернет. Костюм аутентичный (новодел).

Детский коллектив «Березка» д. Ленино. Руководитель: Журавская Наталья Николаевна. Коллектив основан в 2000 году. Количество участников: 13 человек. В репертуаре коллектива песни: «Как по морю…», «Бабушка-деленка», «Как у наших у ворот…», «Посею  лебеду…», «Ах Кудряш, мой  Кудряш…», «У нашей березы, у нашей кудрявой…», «Весна-красна» и другие.

Усилиями работников культурно-досуговых учрежденийна территории округа развивается берестяной промысел.

Навыки работы с берестой и глиной имеют работники Крутинского Дома культуры - директор  Крутикова Ольга Александровна, руководитель коллектива Кутепова Наталья Владимировна, руководители коллектива Центра национальных культур Игумнова Евгения Владимировна и Иванов Валерий Валерьевич.

Работа сводится к заготовке и обработке бересты, работе в рамках кружков – обучение детей и подростков методам и приемам работы с берестой, изготовлению опытных образцов, изготовлению  изделий (чаще всего носящих бытовой характер) из бересты, организации выставочной работы.

Поскольку традиции работы с берестой за многие годы на территории округа были утрачены, мастеров, владеющих потомственными приемами работы, нет. Работа осуществляется на базе Центра национальных культур в рамках занятий кружка «Берестяночка».

Изделия из бересты хранятся в фондах Музея лесной и деревообрабатывающей промышленности:  берестяные  туесы, короб, сито, паевка.

Кузнецов Владимир Геннадьевич – мастер резьбы по дереву, г. Тавда. Изготавливает мебель, часы, сувениры. Принимает участие в выставках-продажах с 1997 года: «Ирбитская ярмарка», выставка «Ремесленный город», персональные выставки в городе Тавда с 2000 по 2011 годы.

Тавдинский городской округ – один из восточных районов Свердловской области, на границе с Тюменской областью.

На этнографической карте России этот регион представляется пограничным между этнокультурными районами Урала и Западной Сибири. Этнический состав населения этой территории складывался как полиэтничный с преобладанием русского старожильческого населения. В начале ХХ в. на этой территории проживали русские, белорусы, вогулы, а также татары, поляки, украинцы и представители других народов. В течение ХХ в. этнический состав усложнялся, однако основу населения по-прежнему составляли русские.

Ранняя история этой территории связана с угорским компонентом, либо – угорско-тюркским. Манси этой территории представляли тавдинскую группу, как и являлись носителями особого диалекта. Отдельные поселения с преобладанием мансийского населения отмечены в Тавдинском районе еще переписью 1926 г. (д. Большие Чандыри). Мансийские черты проявляются не только в историческом контексте, но сохранены в местной топонимике, составляют одну из особенностей этнокультурного наследия.

Формирование русского населения этой территории связано с походом Ермака и присоединением к Московскому государству Западной Сибири. С этого периода в районе начинает формироваться русское старожильческое население. В ХVII в. территория входит в состав Кошукской волости с центром в селе Кошуки в составе Тобольского уезда. Основу русского старожильческого населения этого периода составили выходцы с территорий Русского Севера и Урала. Позднее, вплоть до середины ХХ в., миграции приводили в район новые волны русского населения. Традиции русского народа составляют значительный компонент в его историко-культурном наследии и определяют современный этнический и этнокультурный облик территории.

Новый этап в развитии региона, обусловивший новую волну миграции,  приходится на вторую половину ХIХ – начала ХХ в. С этим периодом связано появление и современного города Тавда, ведущего свою историю с поселка с середины 1870-х гг. Новый импульс развития связан со строительством железнодорожной линии и станции и складыванием поселка как крупного транспортного, административного и промышленного центра этой территории Урала.

Приток белорусского населения и основание белорусских поселений на территории района был вызван переселенческой политикой конца ХIХ – начала ХХ в. Малоземелье в западных губерниях России было главной причиной миграции крестьян на Урал и в Сибирь. Белорусское население, обосновавшееся на этих территориях Урала, было представлено в основном выходцами из Могилевской и Витебских губерний. Слабо освоенная  территория в начале ХХ века благодаря переселенческому движению становится более населенной, возникает значительное число новых населенных пунктов. В 1926 г. белорусы в Тавдинском районе составляли 3,6% от всего населения. Белорусские переселенцы принесли свои этнические традиции, сохранение которых на новой родине определило некоторые особенности этнокультурного облика современного населения Тавдинского района. Несмотря на значительные ассимиляционные процессы «западные» черты восточнославянского ареала определяют некоторые особенности говора и современных традиций.

Таким образом, этнокультурное наследие территории связано с традициями сложившимися у финно-угорских и славянских народов, как старожильческого населения, так и переселенцев рубежа ХIХ – ХХ вв.