Главная / Этнокультурная карта Свердловской области / Таборинский муниципальный район

Таборинский муниципальный район

д. Кузнецово
д. Унже-Павинская
с. Таборы
Общая информация о районеИсторическая справка

Территория: 11 367 кв.км.

Население: 3219 чел.

Относится к Восточному управленческому округу

Административный центр – село Таборы

В состав Таборинского муниципального района входят 3 сельских поселения, объединяющих 34 населенных пункта: Кузнецовское сельское поселение (пос. Посолка, пос. Сарьянка, пос.Чунь-Чеш, д.Пальмино, д. Фунтусово, д. Чермино, д. Чулино, д.Кузнецово, д. Бочкарево, д. Галкино, д. Городок, д. Ермаково, д.Икса, д. Мягково, д. Оверино). Таборинское сельское поселение (с. Таборы, д. Антоновка, д. Добрино, д. Емельяшевка, д. Кокшарово, д.Мочалка, д. Торомка, д. Фирули). Унже-Павинское сельское поселение (пос. Новоселово, пос. Якшино, пос. Томский, д. Чернавская, д. Чирки, д. Эхталь, д. Унже-Павинская, д. Александровская,  д. Ефимовская,  д. Носово, д. Озерки)

Таборинский муниципальный район расположен в северо-восточной части Свердловской области. В историко-этнографическом отношении район тяготеет к сопредельным районам Западной Сибири.

Древним населением этой территории были предки финно-угорских народов. Вогульские (мансийские) поселения сохранялись в районе еще в позднем средневековье. От мансийского имени предводителя вождя, по преданиям, ведет свое происхождение и название села Таборы.

Поход Ермака и присоединение Западной Сибири к Русскому государству явились этапом начала освоения этой территории русскими и начала формирования русского старожильческого населения в районе. Заселение русскими Таборинского края начинается в первой четверти XVII века.

В 1618 году русскими крестьянами была основана Таборинская слобода. Основу русского старожильческого населения составили выходцы с территорий Русского Севера и Урала. Одним из коллективных прозвищ русского старожильческого населения района, как и других районов северного Урала и Сибири, является номинация «чалдоны».

Новая миграционная волна приходит в край в период конца ХIХ – начала ХХ веков и связана с переселенческой политикой государства по переселению из густонаселенных и малоземельных западных и южных губерний России в районы Урала и Сибири.

Среди переселенцев этого периода – выходцы из западных белорусских губерний, чуваши из поволжских территорий, русские из Поволжья и южнорусских губерний, представители других народов. Малоосвоенная территория в начале ХХ века, благодаря переселенческому движению, становится более густонаселенной, возникает значительное число новых населенных пунктов. 

Перепись населения 1926 года показала, что значительное большинство населения этой территории – переселенцы начала ХХ века – белорусы, составившие 52,7% населения, на втором месте русские – 43,9%, далее следовали чуваши, а затем – представители других народов.

Переселенцы из западных, белорусских, губерний России определили этнокультурный облик данной территории. Среди территорий Урала и Сибири – Таборинский муниципальный район являлся одним из наиболее компактных ареалов расселения белорусов, что определило его функционирование в 1930-е годы в течение нескольких лет, как национального.

Крестьяне-белорусы данного района известны под коллективным прозвищем «самоходы», используемом и как самонаименование. Самоходы вплоть до недавнего времени сохраняли западные, белорусские, этнокультурные комплексы, проявившиеся в сохранении западного варианта календарной обрядности с развитыми комплексами праздника Ивана Купала, Коляд и других, развитой восточнославянской песенной традицией западного типа.

Особенности белорусских традиций проявлялись и в других этнокультурных комплексах, в том числе, и в материальной культуре. Именно белорусский пласт традиционной культуры делает территорию уникальной среди сопредельных территорий Урала и Сибири.

Вторым значимым этнокультурным комплексом территории является русский старожильческий комплекс, этногенетически связанный с севернорусскими традициями, которые и определяют его своеобразие в материальной и духовной культуре. В русской традиции района прослеживаются также черты среднерусской и южнорусской вариантов культуры, что определяет ее мозаичность.

Компактных этнокультурных ареалов, характеризующихся сохранением этнических традиций у других народов, в разные периоды осваивающих регион, не сложилось.

В настоящее время для района характерна депопуляция населения, значительное уменьшение его численности. Однако существенных изменений в этническом составе не наблюдается. По-прежнему, основу населения составляют как русские, так и потомки белорусов, большая часть из которых ассимилирована и обладает русским этническим самосознанием, при сохранении многих этнокультурных элементов белорусов.