Сысертский городской округ

Сысерть
пос. Бобровский
Большой Исток
Верхняя Сысерть
пос. Двуреченск
с. Кашино
д. Ключи
с. Никольское
пос. Октябрьский
д. Ольховка
с. Патруши
с. Черданцево
с. Щелкун

Одно из первых поселений, основанное в последней четверти ХVII века

Общая информация о районеИсторическая справкаКраеведениеДостопримечательностиСовременное состояние ТНКФольклорные коллективыНародные промыслы и ремёсла

Территория - 2,087,70 кв.км.
Население - 62,195 т.ч.
Административный центр - г. Сысерть.

В состав территории Сысертского городского округа входит 38 населенных пунктов: г. Сысерть, пос. Бобровский, пос. Большой Исток, пос. Двуреченск, пос. Верхняя Сысерть, пос. Асбест, пос. Габиевский, пос. Каменка, пос. Трактовский, пос. Школьный, пос. Октябрьский, пос. Первомайский, пос. Полевой, пос. Колос, пос. Лечебный, пос. Поляна, пос. Луч, пос. Вьюхино; с. Кашино, с. Никольское, с. Патруши, с. Черданцево, с. Щелкун, с. Новоипатово, с. Бородулино, с. Фомино, с. Кадниково, с. Абрамово, с. Аверино; д. Ключи, д. Андреевка, д. Верхняя Боевка, д. Ольховка, д. Шайдурово, д. Большое Седельниково, д. Малое Седельниково, д. Токарево, д. Космакова.

Сысертский район – один из южных районов Свердловской области. Традиционным для этой территории является русское заводское и крестьянское население.

Освоение этого района Среднего Урала начинается в ХVII веке, в контексте общих процессов заселения и освоения Урала русскими в этот период. Одно из первых поселений – с. Щелкун, основанное в последней четверти ХVII века. К ХVII веку относится и первое упоминание о поселении Верхняя Сысерть.

В формировании русского крестьянского населения территории приняли участие выходцы с территории Русского Севера, Приуралья и Поволжья. Заселение и освоение этих территорий продолжалось и в ХVIII веке, когда возникают крестьянские и промышленные поселения. С 1707 года ведет свою историю русское село Черданцево, основанное на реке Сысерть.

С промышленным освоением территории связано возникновение Сысертского завода, который возникает в 1732 году как железоделательный, с типичной для уральских горнозаводских поселений планировкой: заводской пруд, плотина с расположенными ниже заводским производством и заводским поселком, расположенным по берегам пруда.

В близости от Сысертского завода уже в ХIХ веке строится Верхнесысертский железоделательный завод, вспомогательный для Сысертского. С ХIХ века ведут свою историю и другие населенные пункты территории – село Бобровское, Двуреченск и другие. Таким образом, более двухсот лет происходило заселение и хозяйственное освоение данной территории.

До формирования постоянного населения – территория по реке Сысерть относилась к зоне расселения древних тюркских и финно-угорских племен, в том числе вогул (манси), северных башкирских зауральских племен. Основное занятие башкир в тот период было полукочевое и кочевое скотоводство. О финно-угорском и тюркском субстрате древнего населения свидетельствует местная топонимическая система.

Заселение и освоение этого региона русскими было связано с сельскохозяйственным и промышленным освоением, имело длительный временной период и было связано с разными волнами миграции. Поэтому этнокультурный облик русского населения этой территории отличается в зависимости от социального статуса населения: заводское и крестьянское, помещичьи и государственные крестьяне; разной конфессиональной принадлежностью – православными и старообрядцами.

В соответствии с вышесказанным, традиционная культура русского населения этой территории, с одной стороны, характеризуется комплексами, принесенными разными миграционными волнами с севернорусскими и среднерусскими элементами, с другой, характеризуется разными стадиальными формами развития: от архаичных комплексов старообрядческого населения до модернизированных – у заводского.

Для традиционной культуры территории – типичного уральского этнокультурного горнозаводского ландшафта – характерно формирование и регионального комплекса представлений. Отчасти благодаря произведениям П.П. Бажова, уроженца Сысертского завода, уральского фольклориста и писателя, они стали эталонными для региональной уральской горнозаводской мифологии.

Традиционная культура русского населения данного района до настоящего времени представляется слабо изученной.

Формирование сложного полиэтничного состава населения при значительном доминировании русских приходится на период ХХ века, с его активным миграционным движением. Именно в этот период этнический состав усложняется и включает в настоящее время представителей нескольких десятков народов.

Близость к крупной городской агломерации, значительные миграции населения, в том числе приток временного «дачного» населения явились главными причинами эрозии этнокультурных комплексов территории.

Колегов Виктор Михайлович (1924-1993) – известный сысертский краевед. Еще со школы В.М. Коледов увлекался краеведением и фотографией. Всю свою жизнь посвятил изучению родного края и его истории.

В годы Великой Отечественной войны воевал на Ленинградском и Калининградском фронтах. После войны работал в оборонной промышленности, в военной геологоразведке, на рудниках. Занимался научной деятельностью, геологией, работал в геологических экспедициях.

В.М. Коледов собрал богатый материал по истории металлургических заводов, геологических открытий полезных ископаемых на Урале и в СССР, по минералогии Сысертского горного округа и района. Собрал богатейшую коллекцию минералов, в том числе и редких. Некоторые минералы были открыты им на территории Сысертского района. Написал множество научных работ.Много раз печатал свои статьи в районной газете «Маяк», областной газете «Уральский рабочий», в журнале «Уральский следопыт».

В.М. Коледов много лет работал в пионерском лагере «Красная гвоздика», где создал музей природы. На основе минералогической коллекции был создан музей при Свердловском УНЦ Академии наук СССР.

В.М. Коледов – автор книг о жизни и творчестве знаменитого уральского сказителя П.П.Бажова. Краевед еще при жизни встречался с писателем, расспрашивая его об интересных фактах биографии, о том, как писатель создавал свои сказы, и что послужило их темой.

На основе своих исследований написал книги «О жизни и деятельности П.П. Бажова», «Сказы, рожденные былью», составил туристический маршрут мест, связанных с жизнью писателя в Сысерти и героями его сказов, который был опубликован в 1986 году.

Сысертский краеведческий музей расположен в исторической части города. Он размещается в здании главной конторы Сысертского горного округа, которая построена по инициативе его владельца А.Ф. Турчанинова в 1779 году. Экспозиция музея, открытого в 1969 году, отражает историю Сысерти с начала ее основания до наших дней. В музее представлен портрет первого заводовладельца и хозяина Сысертского округа А.Ф. Турчанинова, а также его дворянский герб (дворянство ему было пожаловано Екатериной II).

Город Сысерть – родина Павла Петровича Бажова (1879-1950), знаменитого уральского сказочника, автора известной книги сказов «Малахитовая шкатулка». П.П. Бажов родился в семье мастера сысертского железоделательного завода.

Мемориальный дом-музей П.П. Бажова – филиал Объединенного музея писателей Урала. Музей разместился в доме, где родился и вырос П.П. Бажов. Здесь прошли детские годы будущего писателя, автора знаменитых уральских сказов. Музей был открыт в 1982 году. Открытие его было приурочено к 250-летию города Сысерти. Экспозиция музея составлена по воспоминаниям самого писателя.

Дом-музей П.П. Бажова - это усадьба его родителей, отца Петра Васильевича Бажова и матери Августы Степановны. Здесь, в Сысерти, 15 января 1879 года родился Павел Петрович. Жили Бажовы в достатке. В их усадьбу входили большой дом на 6 окон, надворные постройки: баня, конюшня, амбары, завозня и флигель. В этом флигеле и находится сейчас музей. В 1906 г. усадьбу продали, и П.П. Бажов переехал с матерью в Екатеринбург. Ныне ветхое здание флигеля заменено новоделом. Во дворе сохранились постройки - баня, сарай, конюшня. Экспозиция музея отражает быт семьи сысертского рабочего.

Исторический центр города Сысерти не подвергался коренной реконструкции. Здесь сохранился Комплекс доменных цехов XIX века, Здание цифирной школы, а также несколько старинных купеческих домов и лавок.

В 1773 году был заложен Храм во имя Святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (Симеоно-Анненский храм), полностью построенный на средства заводовладельца А.Ф. Турчанинова.Роспись храма была выполнена по эскизам великого Карла Брюллова. В 1935 году храм был закрыт, взорвана колокольня и разрушен купол. В 1991 году храм возвращен верующим. Он находится в стадии реставрации.

На площади напротив храма стоит Памятник погибшим морякам. На мемориале выгравирована надпись: «Памятник установлен по инициативе моряков-подводников клуба «Экипаж» в знак глубокого уважения к морскому братству вечной и светлой памяти погибших моряков. 1995».

Здесь же на площади стоит Памятник-бюст П.П. Бажова, возведенный в 1985 году (скульптор - П.А. Сажин).

Еще одной интересной достопримечательностью Сысерти является Здание цифирной школы, построенное по распоряжению В.Н. Татищева в 1735 году. В ней обучали наукам будущий заводской персонал. Здание является историческим памятником первой половины XVIII века. Первоначально это было небольшое здание из кирпича, а в начале XIX века его расширили благодаря постройке деревянного пристроя. С 1886 по 1889 годы здесь обучался юный Павел Бажов. Сейчас в здании расположены вечерняя школа и библиотека.

Сооружения старинного Сысертского завода являются памятником промышленной архитектуры середины XIX века (1840-1850 годы). Они находятся в относительно хорошем состоянии. Сохранился корпус доменных печей, литейный двор, эстакада, водороводное сооружение. Рядом расположена плотина.

Сразу за плотиной начинается подъем на главную высоту Сысерти. Эту гору называют и Бесенковаи Бесёновка, и Бессонова, и Бессонная и, наконец, Караульная. Вариантов происхождения названия горы и того больше. До Крестьянской войны гора носила название Караульной- на ней находился сторожевой пункт, помогавший предотвращать внезапные набеги башкир. Также он сообщал о пожарах.

Бесенковой ее называли от поверья суеверных, считавших, что на ней живут бесы. Другие два варианта достались нам от пугачевских времен. В одно из нападений на Сысерть пугачевцы вели обстрел по заводу с этой горы. В бою погиб офицер Бессонов, руководивший обороной Сысерти. Он был похоронен на вершине горы, за что она и получила в память о погибшем название Бессоновой. А Бессонной, согласно легенде, называли ее от того, что во времена Пугачевского восстания охранники завода вынуждены были без сна нести там верную службу.

На вершине горы в давние времена стояла Никольская часовня. Построена она была еще в 1786 году и славилась тем, что в ней находилась особо чтимая верующими икона Святого Николая. В советское время часовня была взорвана беспощадными коммунистами. Сейчас на ее месте стоит 12-метровый православный крест, выплавленный из чугуна. На кресте - надпись «Спаси и сохрани». Этот крест подарил городу завод «Уралгидромаш» в честь 270-летия Сысерти. Крест был установлен 29 августа 2001 года. Его вес - 23,000 кг. С вершины горы открывается красивейший вид на панораму Сысерти и городского пруда.

Старинный однопрестольный каменный Храм во имя святых апостолов Петра и Павла был построен на сысертском кладбище в 1858 году на средства заводовладельцев Соломирских. В 1880 году храм украсился каменной колокольней. Вплоть до 1917 года в этом небольшом храме служились молебны, панихиды, совершались отпевания. С приходом к власти большевиков судьба храма круто изменилась. Власти изъяли более 18 кг богослужебных принадлежностей из серебра. В 1930 году церковь была закрыта для богослужений. В 90-е годы ХХ века Петро-Павловский храм был возвращен верующим в полуразрушенном состоянии. Он подвергся реставрации.

Часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Когда-то на месте этой часовни был ключ с чистейшей родниковой водой. Во время эпидемии холеры на Сысертском заводе, которая случилась вскоре после отмены крепостного права (1861 год) вся вода вокруг, кроме этого родника, была заражена. Благодаря ему люди спаслись, и поставили в знак благодарности на месте источника каменную часовню. В 1896 году часовня была перестроена и в таком виде дошла до наших дней. Вода, по свидетельствам очевидцев, ушла из источника в 20-30-е годы прошлого века.

В нескольких километрах от Сысерти, в отрогах Черновского увала, расположен знаменитый своей неповторимой красотой Тальков камень - озеро, образовавшееся в заброшенном тальковом карьере. Глубина озера более 30 метров. С середины XIX века до 20-х годов XX века здесь добывали тальк. На рубеже XIX-XX веков это место пользовалось дурной славой. Говаривали, что здесь будто бы живет нечистая сила. А после Гражданской войны появились легенды о якобы спрятанных в голубых водах озера сокровищах Сысертских заводчиков. Когда-то давно на месте озера был карьер, и в нем добывали тальк, но затем карьер медленно начал заполняться грунтовыми водами, и был заброшен. В 1843 году на месте озера образовалось тальковое месторождение. Спрос на тальк постепенно снижался, и к началу ХХ века почти прекратился, а озеро заполнилось грунтовыми водами. Об озере Тальков Камень П.П. Бажов упоминает в сказке «Золотоцветень горы».

На территории Сысертского городского округа наблюдается тенденция сохранения, популяризации и передачи новым поколения традиций народной культуры.

Фольклорная традиция      

На территории Сысертского городского округа ведет свою деятельность «Народный» фольклорный ансамбль ветеранов «Веселухи» (пос. Двуреченск). Руководитель - Кубыфа Елена Евгеньевна. Год создания коллектива - 1985. Состав коллектива - 15 чел. (1 мужчина, 14 женщин).

Репертуар ансамбля включает в себя русские народные песни, песни уральских казаков, хоровые, обрядовые действа. Специализация коллектива - вокальный.

Источники, из которых ансамбль черпает свой репертуар - сборники русских народных песен, а также песни, которые исполняли бабушки участниц коллектива. Костюм участниц стилизованный.

Хор русской песни «Зоренька» (село Патруши Сысертского городского округа).

Фольклорный ансамбль «Дуслык» («Дружба») – татарский. Руководитель – Сафарова Фаина Борисовна.

Два детских коллектива – «Образцовый» фольклорный коллектив «Ладушки» и Фольклорный коллектив «Лучик» - спутник образцового фольклорного коллектива «Ладушки». Руководитель обоих детских коллективов - Кубыфа Елена Евгеньевна. Год создания коллектива «Ладушки» - 1994. Год создания коллектива-спутника «Лучик» - 2010. Состав коллектива «Ладушки» - 15 человек. (от 7 до 13 лет); состав коллектива «Лучик» - 12 человек (от 3 до 6 лет).

Репертуар ансамбля «Ладушки» - народные обряды и праздники, заклички, потешки, русские народные игры, детские частушки, песни-невелички. Материал берется из методических разработок и материала, который дается на семинарах и курсах повышения квалификации.

Репертуар ансамбля «Лучик» - народные традиции, детский фольклор, народные песни, песни-потешки, хороводные песни, частушки.

На территории Сысертского ГО ведет свою работу также другой талантливый детский коллектив - Фольклорная студия «Тетерочки». Год основания коллектива – 2009. В составе – 20 детей в возрасте от 4 до 8 лет. Руководитель - Куровская Анна Романовна.

В своем творчестве ансамбль опирается на традиции уральской народно-певческой культуры и культуры средней полосы России. Репертуар включает в себя традиционные календарные песни. Его источники – сборники традиционных календарных песен и фонотека.

Казачья культура

На территории Сысертского городского округа ведет свою деятельность Некоммерческая организация «Хуторское казачье общество «Хутор Кашинский» Оренбургского войскового казачьего общества (атаман Волков Владимир Андреевич) и Некоммерческая организация«Хуторское казачье общество «Хутор Сысертский» Оренбургского войскового казачьего общества (атаман Стихин Владимир Юрьевич).

На территории Сысертского городского округа ведет свою деятельность «Народный» фольклорный ансамбль ветеранов «Веселухи» (пос. Двуреченск). Руководитель - Кубыфа Елена Евгеньевна. Год создания коллектива - 1985. Состав коллектива - 15 чел. (1 мужчина, 14 женщин).

Репертуар ансамбля включает в себя русские народные песни, песни уральских казаков, хоровые, обрядовые действа. Специализация коллектива - вокальный.

Источники, из которых ансамбль черпает свой репертуар - сборники русских народных песен, а также песни, которые исполняли бабушки участниц коллектива. Костюм участниц стилизованный.

Хор русской песни «Зоренька» (село Патруши Сысертского городского округа).

Фольклорный ансамбль «Дуслык» («Дружба») – татарский. Руководитель – Сафарова Фаина Борисовна.

Два детских коллектива – «Образцовый» фольклорный коллектив «Ладушки» и Фольклорный коллектив «Лучик» - спутник образцового фольклорного коллектива «Ладушки». Руководитель обоих детских коллективов - Кубыфа Елена Евгеньевна. Год создания коллектива «Ладушки» - 1994. Год создания коллектива-спутника «Лучик» - 2010. Состав коллектива «Ладушки» - 15 человек. (от 7 до 13 лет); состав коллектива «Лучик» - 12 человек (от 3 до 6 лет).

Репертуар ансамбля «Ладушки» - народные обряды и праздники, заклички, потешки, русские народные игры, детские частушки, песни-невелички. Материал берется из методических разработок и материала, который дается на семинарах и курсах повышения квалификации.

Репертуар ансамбля «Лучик» - народные традиции, детский фольклор, народные песни, песни-потешки, хороводные песни, частушки.

На территории Сысертского ГО ведет свою работу также другой талантливый детский коллектив - Фольклорная студия «Тетерочки». Год основания коллектива – 2009. В составе – 20 детей в возрасте от 4 до 8 лет. Руководитель - Куровская Анна Романовна.

В своем творчестве ансамбль опирается на традиции уральской народно-певческой культуры и культуры средней полосы России. Репертуар включает в себя традиционные календарные песни. Его источники – сборники традиционных календарных песен и фонотека.

Город Сысерть издавна славится производством фарфоровой посуды. 

ЗАО «Сысертский фарфор» - предприятие народного художественного промысла, сохраняющее и развивающее традиции народного искусства Урала рубежа ХIХ-ХХ веков. Изделия с маркой «Сысертский фарфор» пользуются популярностью не только в России, но и за рубежом у коллекционеров художественного фарфора.

В Сысерти издавна существовало домашнее керамическое производство. До революции здесь существовало заведение «Гончарка», владельцами которого были братья Харитоновы. «Гончарка» обеспечивала все окрестные села различными керамическими изделиями, домашней утварью.

В 1928 году на базе «Гончарки» возникла артель по производству керамики. На основе слияния артелей «Новый путь» (1932 год) и «Красный партизан» (1936 год) появилась в 1946 году артель «Промкооператор», где с 1953 года, благодаря деятельности керамиста Н.И. Меньшиковой, начинается выпуск фарфоровых изделий методом сливного литья в гипсовые формы.

В 1960 году артель «Промкооператор» преобразуется в «Сысертский завод керамических изделий». Стали появляться новые цеха, печи для обжига, начали осваивать новую продукцию. С 1966 года изделия завода ежегодно экспонировались на выставке ВДНХ в Москве.

В 1977 году завод переименован в «Сысертский завод художественного фарфора». В начале 80-х годов ХХ века на заводе создается экспериментально-технологическая лаборатория и творческая группа под руководством О.С. Загуменновой (ныне – Заслуженный художник РФ).

В это время велись поиски новых сырьевых материалов, позволяющих повысить белизну и просвечиваемость фарфора. Новое поколение художников и технологов вносит свежее направление в развитие традиций промысла. В этот период на заводе были разработаны новые формы изделий и новые формы росписи. С тех пор выпущены сотни новых изделий сложного формообразования и художественного оформления: вазы, столовые, чайные, кофейные сервизы; комплекты и наборы предметов, салатники, приборы для специй, сувениры.

В 1992 году предприятие было реорганизовано в ЗАО «Сысертский фарфор». Завод сегодня выпускает большой ассортимент разнообразной продукции: вазы, столовые, чайные, кофейные сервизы; подарочные комплекты и наборы предметов, салатники, приборы для специй, сувениры.

Завод представляет собой предприятие высокой культуры. Особенно славится сысертский фарфор своей ручной росписью. В сысертской росписи преобладают уральские мотивы, русские былины и пейзажи.

В 1998 году завод приступил к воссозданию иконостаса для Крестовоздвиженского собора Николаевского монастыря в честь 400-летия г. Верхотурье.

Ныне уральское предприятие традиционного народного художественного промысла «Фарфор Сысерти» приобрело известность в России и за рубежом. Благодаря таланту и трудолюбию людей, их любви к малой родине, преданности своему предприятию, оно растет и развивается вопреки непростым экономическим условиям.

Продукция завода любима покупателями за ее качество, которое достижимо только в ручном исполнении, белизну фарфора, бережное отношение к традиции и вместе с тем чувство современности. 80% технологического процесса на Сысертском заводе составляет ручной труд.