Серовский городской округ

Серов
с. Филькино
пос. Черноярский
пос. Нижняя Пристань
пос. Урай
Общая информация о районеНародные художественные промыслыМастера

Территория: 6690 кв.км.

Население: 106 869 чел.

Относится к Северному управленческому округу

Административный центр – г. Серов

В состав городского округа входят 37 населенных пунктов: г. Серов, пос. Боровой, пос. Вагранская, пос. Еловка Новая,  пос. Ключевой, пос. Кордон, пос. Красноглинный, пос. Морозково,пос. Межевая, пос. Мирный, пос. Красноярка, пос. Красный Яр, пос. Ларьковка, пос. Первомайский,пос. Новое Сотрино, пос. Сотрино, пос. Черноярский, пос. Старое Морозково, пос. Урай, пос.Танковичи, пос. Нижняя Пристань, пос. Лесоразработки, пос. Поперечный, пос. Подгарничный, пос. Марсяты, с. Андриановичи, с. Филькино, д. Масловка, д. Магина, д. Еловка, д. Еловый Падун, д.Морозково, д. Петрова, д. Поспелкова, д. Семенова

Народные художественные промыслы г. Серова


     На Северном Урале, как и на многих других территориях Уральского региона, в XVIII – XIX веках, активно развивались металлообрабатывающие промыслы. Спрос на железные изделия среди населения был стабильным с момента возникновения первых поселений на севере Урала на рубеже XVII –XVIII веков и до начала ХХ столетия. Кузнечным и гвоздарным промыслом, изготовлением металлической посуды на территории Северного Урала занималось немало кустарей, чья продукция – гвозди, скобы, замки, петли, подковы, светцы – удовлетворяла насущные потребности населения.

     Развивалось на Северном Урале и медное дело, с момента возникновения здесь первых заводов при М.М. Походяшине. Наличие сырья и острая нехватка бытовых предметов способствовали развитию кустарных литейных промыслов. В коллекции Серовского исторического музея есть формы для отливки посуды, а также изделия, выполненные мастерами из местной меди. Хотя местные серовские изделия были грубее и примитивнее, чем работы тагильских и невьянских посудников, но посуда местного кустарного производства пользовалась спросом у местных жителей как более прочная и дешевая по сравнению с привозной фабричной.

     Надеждинский сталерельсовый завод помимо основной продукции также выпускал мелкое литье. В фондах Серовского исторического музея хранятся вафельницы, печные дверцы, чугуны, пепельницы и прочая бытовая утварь, производившаяся в Сосьве и Надеждинске (название г. Серова до 1939 г.) в начале ХХ века.

     В советский период кузнечное и литейное дело переживало не лучшие времена. Лишь некоторые мастера работали по частным заказам, а также изготовляли подковы, петли, скобы и замки.

     На современном этапе в Серове существует несколько кузнечных мастерских, работающих на заказ.

     Яркую страницу в историю уральских художественных промыслов вписали серовские мастера по художественной обработке дерева и бересты. Наиболее известны имена мастеров-берестянщиков Валентина Сергеевича Сняткова и Евгения Александровича Феофилова.

     В. С. Снятков тридцать пять лет проработал на одном предприятии – лесоперевалочной базе объединения "Серовлес", пройдя путь от слесаря до директора. После выхода на пенсию бывший директор решил заняться любимым делом – обработкой бересты. Работы Валентина Сняткова отличает сочетание высочайшего вкуса и тонкого понимания материала. Многие формы сосудов, изготовленных мастером, имеют исторические «аналоги». Это братины, ковши, черпаки, и даже такие забытые виды как ендова и кумган. Чаще всего В. Снятков в декоре своих изделий обращался к геометрическим и растительным орнаментам, используя орнаментальные мотивы традиционных русских промыслов: резьбы по дереву, вышивки и кружева. За несколько лет Валентин Сергеевич создал несколько сотен произведений, многие из которых демонстрировались на выставках самого разного уровня.

     Е. А. Феофилов с юных лет мастерил из бересты туески-бурачки, шкатулки и различную кухонную утварь, плел корзинки. В работе ему часто помогала жена Мария Николаевна. Евгений Александрович часто использовал для декорирования поверхности роспись, выжигание, тиснение, его работы обычно покрыты лаком. Изделия Феофиловых, на первый взгляд, выглядят более традиционно и просто, по сравнению с ажурным прорезным кружевом В.С. Сняткова, однако их ассортимент поражает разнообразием. Мастера изготавливали не только посуду, корзинки и шкатулки, но и бытовые предметы: сувениры, различные футляры, газетницы, портсигары.

     Первая выставка работ Евгения и Марии Феофиловых проходила в Ирбите в 1985 г. Неоднократно они были участниками выставок в Серове, а в июне 1995 г. Е. А. Феофилов участвовал в областном фестивале творчества в г. Екатеринбурге.

     Серовский мастер Александр Быстрых – профессиональный резчик по дереву и великолепный иконописец, чьи работы неоднократно выставлялись на российских и международных выставках прикладного искусства.
Первая серьезная работа Александра – икона Спаса Нерукотворного – сразу принесла успех. О нем заговорили как о талантливом мастере. Спас Нерукотворный прошел экспертизу во Всероссийском музее декоративно- прокладного искусства в Москве, где работа получила высокую оценку. Позднее появились Богоматерь, Николай Чудотворец, Георгий Победоносец, Александр Невский, Дмитрий Донской, Ермак и другие. В работах мастера прослеживаются черты византийской и русской иконографии. Однако в создание образов А. А. Быстрых вносил свое видение, иногда изменяя детали иконографической композиции. Характерными чертами его авторского стиля были декорированный фон и нимбы. Среди монументальных исторических работ особым мастерством отличаются многофигурные композиции «Ледовое побоище» и «Нашествие». Кроме этого, мастер изготавливал пасхальные яйца, вазочки, шкатулки и другие сувенирные изделия. Работы серовского умельца не раз экспонировались в Серове, Екатеринбурге, Краснотурьинске и в других городах России, на выставках

      Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства в Австралии, Японии, Сингапуре, Гонконге, Южной Корее, на выставках управления профтехобразования в Японии и Канаде. В 1998 году под руководством А.А. Быстрых была создана реставрационная мастерская при Серовском металлургическом заводе, которая в течение трех лет восстанавливала резной иконостас для Свято- Покровского монастыря в Верхотурье, используя для этого старые фотографии. Успех превзошел все ожидания: изготовленный из сосны и кедра, покрытый краской, камнями и позолотой иконостас превратился в настоящее произведение искусства. Осенью 2001 г. он был торжественно освящен. После этого А. Быстрых и его команда изготовляли иконостасы для многих городов России (Серов, Верхотурье, Краснотурьинск, Ганина Яма, Южно-Сахалинск, Тамбов и Тамбовская область).

     Благодаря поддержке Серовского металлургического и Ревдинского кирпичного заводов, входящих в состав Уральской горно-металлургической компании были восстановлены храмы в с. Меркушино (Верхотурский район), часовня в г. Серове.

     Талантливым резчиком по дереву был также Антонас Владас Квилюнас, выходец из литовской семьи, которая зарабатывала изготовлением точеных деревянных изделий. Умение работать на деревообрабатывающем станке передавалось в роду Квилюнасов из поколения в поколение. Маленький Антонас Владас начал работать с деревом уже с семилетнего возраста и на Урале все свое свободное время посвящал любимому ремеслу. Из рук мастера выходили детские игрушки, посуда, прялки, веретена. У. А. Квилюнаса учились многие серовские резчики по дереву, в том числе и А. А. Быстрых.

     В технике корнепластики создает свои работы А. И. Шарапов, находя материал для своих творений в лесу.

     В уральской тайге черпала свое вдохновение и мастерица Елена Осиповна Дубкова (1925-2010), работавшая в технике нетканого гобелена. Ее вышитые картины «Встреча у озера», «Глухари», «Осень», «Лебединая песня» – результат долгого кропотливого труда. Художница принималаучастие в областных и всероссийских выставках, ее работы экспонировались на международной выставке в Индии.

Мастера г. Серова


      Николай Петрович Проказов, Работал в творческой мастерской Быстрых. Резьбой по дереву начал заниматься давно, вырезая маски, сувениры. Н.П. Проказов занимался также берестой, его привлекала ее удивительная текстура, красота, все это отразилось в различных туесах, бураках, поставцах. Н. П. Проказов – участник ряда городских и областных выставок народных промыслов, имеет дипломы и благодарственные письма. В настоящее время Н.П. Проказов работает в Доме творчества г. Серова, учит детишек резьбе по дереву, передает секреты мастерства.


      Александр Анатольевич Вещев. Работал в творческой мастерской А. А. Быстрых со дня ее создания. Занимается столярными работами, точением, резьбой по дереву. Среди его работ – резные рамы, киоты для икон, созданные на токарном станке бочонки и сувениры. А. А. Вещев принимал участие в городских выставках и имеет ряд грамот и благодарственных писем.


      Игорь Адольфович Пелевин. Создает модели автомобилей из дерева.Моделирование — главное увлечение, занятие в свободное время и потребность души. Среди его работ модели: «ЗИЛ–130», «КАМАЗ», Руссо- Балт, Форд-Т. И.А. Пелевин использует для моделей такие породы дерева как осина, ольха, а махагони — для постамента моделей.


      Евгений Анатольевич Ковалев работал изготовителем художественных изделий в творческой мастерской А. А. Быстрых с 2006 года. Выполнял резной декор иконостасов. Сегодня Евгений Анатольевич с увлечением занимается резьбой по дереву. Одно из увлечений - обработка металла, он осваивает разные техники травления по металлу. Евгения Анатольевича привлекает красота холодного оружия. Много изготовил разнообразных по стилю и сложности художественных ножей с резными ручками. Всегда творчески подходит к работе, умело сочетает в своих работах разные породы деревьев. Любит экспериментировать с разными техниками и материалами.

      Александр Александрович Тесленко. В скульптурных работах А.А. Тесленко прослеживается пластическая выразительность форм и внутренняя целостность. Это видно из его работ: скульптуры «Конь», парковой скульптуры «Гриб». Александр активно принимает участие в городских выставках и его мастерство неуклонно растет. Он также занимается в свободное время графикой и акварелью. Работает в жанре натюрморта. В последнее время в работах сочетает дерево и медь, занимается гравировкой, ковкой, травлением.

      Татьяна Геннадьевна Лебедева. Работает в нескольких техниках: шьет игрушки из ткани и меха, вышивает картины гладью и крестом, изготавливает изделия в технике валяния из шерсти, занимается бисероплетением.