Невьянский городской округ

Невьянск
пос. Таватуй
пос. Калиново
с. Быньги

В селе находится Свято-Никольский храм – один из первых каменных храмов на Урале

с. Конево
д. Нижние Таволги

«Таволожская керамика» - крупнейшая организация народных художественных промыслов уральского региона

д. Верхние Таволги

Общая информация о районеИсторическая справкаКраеведениеДостопримечательностиСовременное состояние ТНКФольклорные коллективыНародные промыслы и ремёслаМастера

Территория - 1842,2 кв.км.

Население - 42,281 т.ч.

Входит в состав Горнозаводского управленческого округа. Административный центр — город Невьянск.

В состав городского округа входит 38 населенных пунктов, разделенных между администрациями: г. Невьянск (с пос. Быньговский, Вересковый), пос. Аять (с пос. Таватуй), Калиново (с пос. Невьянский рыбзавод, Приозерный, Таватуйский детдом), Цементный, дачный поселок Таватуй и 9 сельских советов: Аятский (с. Аятское), Быньговский (с. Быньги, пос. Аник, Ударник), Кипринский (с. Киприно, Корелы), Коневский (с. Конево, д. Гашени, Осиновка), Ребристый (пос. Ребристый, Горельский, д.Невьянка, с. Федьковка, пос. Холмистый), Средовинский (пос. Средовина, Осиновский), Таволгинский (д. Нижние Таволги, Верхние Таволги, Сербишино), Шайдурихинский (с. Шайдуриха, Кунара, пос. Плотина, д. Пьянково), Шуралинский (с.Шурала, пос. ж.-д. ст. Шурала)

Невьянский городской округ – один из юго-западных районов Свердловской области. Формирование населения этой территории происходит в русле общих процессов освоения Зауралья русскими. В ХVII веке здесь появляются первые русские поселения, в 1669 году по приказу верхотурского воеводы, основывается Аятская слобода, которая в 1681 году укреплена рубленным острогом. В слободе и ее окрестностях начинают селиться русские крестьяне.

Новый этап в развитии этой территорией связан со складыванием в начале ХVIII века уральской горнозаводской промышленности. С 1701 года ведет свою историю г. Невьянск, основанный на р. Нейва (Невья), как казенный чугуноплавильный и железоплавильный завод. С 1702 года завод передан Н. Демидову и вскоре стал одним из крупнейших в России, а Невьянск стал центром Демидовских владений на Урале.

На заводе плавили чугун, железо, медь, было известно производство художественного чугуна, отлив колоколов, изготовление посуды. Среди наследия демидовской эпохи – сохранившийся архитектурный ландшафт города и знаменитая Невьянская башня. 

С развитием уральских горных заводов связана история и других населенных пунктов округа. В 1718 году в д. Быньги построен Демидовыми Быньговский железоделательный завод.   

Во второй половине ХIХ – начале ХХ века, как и некоторые другие заводы, Невьянский утратил свое значение, и одним из направлений развития города в этот период стало его становление как центра кустарных промыслов, в том числе сундучного и сапожного. Среди невьянских промыслов отдельно следует отметить и кружевоплетение, развивавшееся здесь с ХVIII века.

Среди крестьянских промыслов округи получило развитие гончарное производство, обеспечивавшее потребности местного рынка. Одним из ее центров было село Верхние Таволги, в котором традиции гончарного производства сохраняются и развиваются и в настоящее время. 

Основное население округа – русские, история и культура которых представляют эталонные для Урала особенности традиционной культуры. Русские района представлены как крестьянским, так и заводским населением. Среди характерных особенностей заводского населения – черты, находящиеся на стыке крестьянской и городской культуры.

Существенной особенностью русской традиционной культуры этой территории является приверженность населения старообрядчеству. Основная часть старообрядцев – типичное и наиболее распространенное на Урале часовенное согласие. 

Невьянск и окрестные поселения явились одним из значимых центров уральского старообрядчества, которое и до настоящего времени является реалией для этого округа. Со старообрядчеством связано развитие одного из уникальных культурных явлений – невьянской иконы, иконописной школы, известной далеко за пределами региона. Собрания невьянской иконы, как и другие явления старообрядческой культуры, в том числе книжность, представлена в фондах областного и районных музеев.  

Таким образом, Невьянск и окрестности – один из русских этнокультурных районов, связанный с крестьянскими и заводскими традициями,  наследием православных и старообрядцев, центр народных и кустарных промыслов и ремесел, один из значимых исторических и туристических регионов Урала.

Василий Александрович Замоткин (1921-2004) более 50 лет активно занимался краеведением. Началось его увлечение со старой фотографии кузнецов-жестянщиков Замоткиных. Это и подтолкнуло к изучению своей родословной: Василию Александровичу удалось проследить историю своего рода до XVIII века.

Он интересовался и старыми названиями улиц города, их историей, судьбами людей, жившими когда-то в старых особняках. Он обошел почти все улицы города, записывал воспоминания старожилов, собирал фотографии, фотографировал дома.

С 60-х годов XX века В.А. Замоткин - внештатный сотрудник Невьянского краеведческого, а в дальнейшем государственного историко-архитектурного музея и музея истории Невьянского механического завода. Благодаря ему в музейных коллекциях появилось много интересных и уникальных предметов.

Всю свою трудовую жизнь (45 лет) Василий Александрович проработал на заводе разметчиком. На его счету немало рационализаторских предложений. За многолетний добросовестный труд В.А. Замоткин награжден орденом Октябрьской революции, медалями «За доблестный труд», «Ветеран труда», значком «Отличник социалистического соревнования РСФСР» 1965 года.

Много времени и сил отдавал он общественной работе в цеховом и заводском комитетах профсоюза. Дважды избирался депутатом городского Совета депутатов трудящихся. По его инициативе в 50-х годах XX века началось озеленение нагорной части Невьянска, проведен водопровод по улицам Бурцева, Ногина, Пушкина, построена линия электропередач по ул. К. Либкнехта.

Не менее плодотворным было и многолетнее сотрудничество Замоткина с заводской многотиражной газетой «Трудовая вахта», городской газетой «Звезда», где публиковались его интересные, познавательные материалы по краеведению.

Решением Исполкома Невьянского горсовета народных депутатов № 178 от 18 августа 1986 года за доблестный труд в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период, активную краеведческую и исследовательскую работу по истории Невьянска, большую общественную работу В.А. Замоткину было присвоено звание «Почетный гражданин города Невьянска».

Первый научно-показательный музей в Невьянске был открыт в 1913 году, его создание было приурочено к празднованию 300-летия династии Романовых. В 2002 году на базе муниципального Невьянского краеведческого музея был создан областной «Невьянский государственный историко-архитектурный музей». Он включает в себя: Музей истории Невьянского края XVII – нач. XX веков, Наклонную башню Демидовых, выставочный зал Невьянского музея.

В фондах музея насчитывается около 60 тысяч предметов. Это коллекции живописи, графики, скульптуры, изделий декоративно-прикладного искусства, нумизматики, археологии, этнографии, техники, редкой книги, документов.

Исторический отдел музея располагается в здании бывшего Гостиного двора. В экспозиции музея представлены: история Невьянска, продукция Невьянского завода, местных сундучных и кузнечных промыслов.

Филиал - Невьянский музей природы. В экспозиции музея природы представлены: геологическая история и минералогические богатства Невьянского района, флора и фауна Среднего Урала, а также геологические и палеонтологические образцы из других регионов России.

Музей истории Невьянского края (XVII – начало XX веков) находится в историческом центре Невьянска, рядом с наклонной башней, в здании бывшей заводской электростанции – памятнике промышленной архитектуры начала XX века.

Главной достопримечательностью города является знаменитая Невьянская наклонная башня, построенная предположительно в 1725 году по приказу Акинфия Демидова. Башня построена по типу русских шатровых колоколен и состоит из четверика и трех восьмигранных ярусов. Венчает башню конусообразный шатер с флюгером, на котором изображен дворянский герб рода Демидовых, а также «шар-солнце с шипами» - молниеотвод. На шпиле башни впервые в мире был применен громоотвод, за несколько лет до его официального открытия.

Наклонная башня полна загадок. Многие ее тайны до сих пор остаются неразгаданными. Так, ничего не известно о назначении слуховой комнаты на шестом этаже, где слово, сказанное шепотом в одном из углов, отлично слышно в противоположном. Среди загадок и безымянный зодчий башни, и цель ее строительства, и причины ее наклона. Существует две версии о причинах наклона башни - либо она специально построена такой, либо наклонилась при возведении четверика и достраивалась с учетом появившегося наклона.

История башни окутана множеством легенд. Назначение первого этажа точно не установлено. На втором этаже располагался кабинет Демидова, а во времена советской власти в нем находилась тюрьма. На третьем этаже находилась лаборатория: в саже, взятой из дымоходов печей, были обнаружены следы серебра и золота. Есть версия, что Демидов чеканил здесь фальшивые деньги, или втайне от государственной казны выплавлял серебро и золото, которое добывалось на его рудниках на Алтае.

В процессе строительства, под влиянием грунтовых вод, - ведь башня находится прямо на берегу реки Нейвы, грунт начал «съезжать», и для того, чтобы башня осталась в вертикальном положении, ее последующие ярусы пришлось строить под наклоном, так что башня получилась саблеобразной формы.

Музей истории Невьянского завода. В экспозиции музея представлена история Невьянского завода с момента основания до наших дней. Музей расположен на территории Невьянского механического завода.

Наклонная башня соседствует с другой достопримечательностей Невьянска - Спасо-Преображенским Собором, в котором в советские времена собирали бомбы для оборонных заказов. История собора началась со строительства в 1710 году деревянной церкви в честь Преображения Господня. Спустя век, в 80-ти метрах от нее, в 1824 году был заложен каменный храм. Колокольня храма высотой 64 метра - самая высокая колокольня в Свердловской области.

Свято-Троицкая (Царская) единоверческая церковь - каменная, двухпрестольная, без колокольни. Представляет собой кирпичный четырехстолпный пятиглавый храм в русско-византийском стиле. Сооружен в 1853 году на месте сгоревшей старообрядческой часовни как единоверческий. Закрыт в 1937 году, позже сломаны купола. С 40-х годов ХХ века использовался как музей. Возвращен верующим в 1995 году. В настоящее время имеет статус архирейского подворья.

Вознесенская церковь - деревянная однопрестольная церковь перестроена из часовни, построенной в 1866 году. Церковь освящена в честь Вознесения Господня в 1871 году.

Несмотря на новую застройку, Невьянск не утратил своей самобытности. Центральная часть города во многом сохранила облик, сформировавшийся к концу XIX века. На старых невьянских улочках можно встретить каменные особняки купцов, богатых ремесленников и заводских служащих, принадлежавшие невьянским купцам Мередину, Нечкину, Филиппову-Дождеву, Подвинцеву. Усадьбы выделяются богатством декора и обилием лепных украшений. При многих домах сохранились дворовые и усадебные постройки. Всего на территории города существует около 60 объектов, являющихся памятниками истории и архитектуры.

Дом купца Дождева - памятник архитектуры середины XIX века. Старый заброшенный дом, находящийся в аварийном состоянии.

Вблизи Невьянска, в Сербишино, до 1935 года действовал Введенский женский монастырь.Сохранились могилы матушки Валерии и отца Симеона, основавших обитель.

Всего в 7 км к северо-востоку от Невьянска находится старинное староверческое село Быньги. Официальной датой основания считается 1718 год, когда Демидовыми был основан Быньговский железоделательный завод. Сейчас село интересно, прежде всего, Свято-Никольским храмом – одним из первых каменных храмов на Урале, построенным еще в конце XVIII века. Чуть дальше стоит каменная однопрестольная Казанская единоверческая церковь, заложенная в середине XIX века.

Свято-Никольский храм в селе Быньги - один из немногих храмов с сохранившимся внутренним убранством. Заложен в 1789 году, построен в 1797 году. Полностью сохранился, обладает комплексом икон невьянской школы, расположенных на исторических местах. Храм во имя Святителя Николая - один из самых красивых действующих храмов Урала. В архитектуре храма переплелись два стиля: ранний классицизм и позднее барокко.

Внутри храма, в больших стационарных киотах находятся храмовые святыни - особо чтимые иконы Николая Чудотворца и список с чудотворной иконы из Знаменской церкви г. Верхнего Тагила «Знамение Пресвятой Богородицы». На протяжении двухсот лет храм сохраняет внешнее и внутреннее убранство и поражает своим великолепием.

Также в Быньгах до наших дней сохранились дома, являющиеся памятниками деревянного зодчества конца XIX - начала XX века.

Поселки Верхние и Нижние Таволги, интересные керамическим производством, гончарными мастерскими.

В селе Нижние Таволги Невьянского района расположена Гончарная мастерская «Таволожская керамика».

Производство-музей «Таволожская керамика». Производство традиционной местной керамики, существующей в этих краях более 300 лет из местных красных глин. Проводятся экскурсии по цехам, мастер-классы, открыт музей крестьянского быта.

Музей истории Невьянского завода. Коллекция, посвященная истории завода. Обильно представлена разнообразная продукция - от элементов конструкции Невьянской башни и неуклюжих чугунных лопат до станков и боеприпасов, производимых вместо лопат в Советское время. Кроме коллекции интересен и сам завод с обилием абандона, цехами XIX века (неизвестной сохранности), а также современным памятником Петру I с Демидовым в образе дворянина. 

Невьянский государственный историко-архитектурный музей находится в здании бывшей электростанции, построенной еще в XIX веке. Здесь можно увидеть подлинник портрета Никиты Демидова, почти метровый гвоздь, изъятый из основания плотины, макеты плавильных печей и других заводских приспособлений. На втором этаже открыта экспозиция истории невьянского края XIX-XX веков.

В музее, успешно функционирующем с 1946 года, можно познакомиться с выдающимися страницами в летописи завода и города Невьянска, с жизнью людей, чьи имена остались для истории. Экспозиция музея размещена в бывшем гостином дворе, памятнике архитектуры. Наклонная Башня, построенная в 1725 году Акинфием Демидовым, и Храм Святого Николая, памятники федерального значения, входят в состав музея. Большой интерес вызывает выставка икон невьянской старообрядческой школы иконописи, которая имеет богатое наследие и традиции.

Невьянский государственный историко-архитектурный музей создан в апреле 2002 года. Но история музея начинается гораздо раньше. Источники называют разные даты его создания: 1913, 1920-е годы, 1930, 1947.

Гордость музея - его коллекции. За 55 лет в фонды поступило около 40 тысяч предметов. Были сформированы коллекции по промыслам края: сундучному, сапожному, кузнечному, ткацкому, гончарному, золотодобывающему.

Большая их часть в исторической экспозиции. В экспозиции музея представлены и археологические памятники Аятского озера, и Шигирского торфяника.

Документы, отражающие историю создания и развития Невьянского завода. Вы увидите портрет Никиты Демидова, написанный в начале XVIII века неизвестным художником. Познакомитесь с бытом Невьянского завода XIX-XX веков, с историей края в первой половине XX века

Невьянск - российский центр горнозаводской старообрядческой иконописи. Считается, что феномен невьянской иконы связан именно со старообрядцами, которые сочетали строгие традиции иконописи с непревзойденной выразительностью ликов. Оригинальные иконы можно увидеть в самом Невьянске и в окрестном селе Быньги, где также сохранились старообрядческая церковь и аутентичные избы.

Невьянск хранит в себе наследие уральской культуры и истории.

Представлена коллекция из более чем 300 образцов невьянской иконописи. Там же находится иконописная мастерская. Музейная экспозиция, представляющая как историческую невьянскую икону, так и современные иконы производства ЗАО «Старый Невьянск».

Здесь представлены старинные иконы и современные работы местных мастеров, выполненные в невьянской традиции.

Невьянск стал первым городом-заводом в России.

Невьянск имеет богатое историко-культурное наследие. В городе создан музейно-образовательный комплекс, который насчитывает более десятка музейных объектов.

Состояние традиционной народной культуры в Невьянском городском округе вполне удовлетворительное. Проводится большая работа в культурно-досуговых учреждениях округа в данном направлении: это народные праздники, обряды, посиделки, час народных игр, массовые гулянья на Масленицу, Троицу и Проводы зимы, театрализация народных сказок, преданий, традиций.

В Невьянском городском округе существует семь этнографических и историко-краеведческих музеев:

-  Школьный комплексный краеведческий музей МОУ СОШ № 5 (г. Невьянск)

- Комплексный краеведческий музей центра образования «Соболь» (с. Конево)

- Историко-краеведческий музей «Наследие» (д. Н.Таволги)

- Этнографический музей «Родничок» (г. Невьянск)

- Этнографический музей «Русская изба» (с. Быньги)

- Историко-краеведческий музей «Русская горница» (г.Невьянск)

- Этнографический музей «Русская горница» (г. Невьянск).

Сохранением традиционной народной культуры в Невьянске занимается народный коллектив ансамбль танца «Забияки» рук. Белоусова Т.М., Басманова Л.В., Бабкина О.Н.

Сохранением традиционной народной культуры в Невьянске занимается народный коллектив ансамбль танца «Забияки» рук. Белоусова Т.М., Басманова Л.В., Бабкина О.Н.

Невьянск издавна славился своей иконописью.

Мастерская Фонда «Возрождение невьянской иконописи и народных художественных промыслов» занимается иконописью по канонам древнейшей невьянской школы и реставрацией образов святых. Мастерам удалось воскресить традиционную невьянскую икону и сотворить новую, органично вобравшую в себя традиции писаной иконы, объемного литья и ювелирного искусства. Иконописная мастерская начала формироваться более 15 лет назад, когда ЗАО «Старый Невьянск» приступил к производству икон.

Благодаря особой технологии по обработке древесины получились первые объемные образы. Так начала формироваться иконописная мастерская. И уже на ее базе в 2002 году создается Свердловский региональный общественный фонд «Возрождение невьянской иконописи и народных художественных промыслов».

В 2003 году открывает свои двери музей «Дом Невьянской иконы». Первый крупный заказ невьянская иконописная мастерская выполняет для Храма-на-Крови в Екатеринбурге - именные иконы членов Царской семьи и образ Николая Чудотворца. В 2006 году мастера Фонда осваивают новое направление: объемная икона на металле. Под эгидой Фонда трудятся более 20 высококлассных художников: иконописцы, резчики по дереву, ювелиры. У каждого из них – свой стиль, взращенный в рамках канонов невьянской школы.

Современная невьянская икона обрела признание и за рубежом: в США, Великобритании, Франции, Австралии. Так, Образ Божией Матери «Умиление» является частью коллекции антиквариата в Букингемском Дворце Великобритании. Икона была передана в дар королеве Елизавете во время визита ее брата, Принца Майкла Кентского, в «Дом невьянской иконы».

В мае 2012 года открыта постоянно действующая экспозиция икон Фонда в Резиденции Полномочного Представителя Президента РФ в Уральском Федеральном округе.

В музее «Дом Невьянской иконы» представлена коллекция из более чем 300 образцов невьянской иконописи. В «Старом зале» можно увидеть экспонаты, возраст которых насчитывает около четырех столетий. Здесь выставлены иконы всех направлений: от великолепной подписной до простой народной иконы, так называемого «примитива». В «Новом зале» музея представлена современная невьянская иконопись - лучшие работы мастеров фонда.

Наличие художественных промыслов и ремесел в Невьянском городском округе: гончарный промысел, деревообработка, корнепластика, плетение из лозы и бересты, кабошон, таксидермия, уральская роспись, лесная скульптура, резьба по кости, ювелирные украшения из уральского камня, художественное выпиливание из фанеры, лепка из глины, мыловарение, кружевоплетение

Особое распространение в Невьянском городском округе получил гончарный промысел.

Керамическое производство в селах Верхние и Нижние Таволги – самое известное на Урале. В окрестностях сел в большом количестве имелся нужный материал: красная глина и лес, необходимый для ее обжига.

В 1960 году в селе Нижние Таволги был создан Невьянский завод художественной керамики. На заводе выпускали посуду, вазу, горшки, мелкую пластику. Невьянская керамика не раз экспонировалась в качестве лучших образцов на крупнейших российских выставках.

Сегодня созданное на базе этого предприятия ООО «Таволожская керамика» считается крупнейшим предприятием народных художественных промыслов уральского региона. На предприятии восстановлена уникальная технология производства чернолощеной керамики, почти полностью утраченная в России к середине ХХ века, продолжается выпуск керамики с изумрудной глазурью по рецептуре XIX века, а также посуды с ангобной росписью. Здесь ежегодно разрабатывается и осваивается более 15 видов продукции.

Таволожская керамика – единственный производитель в Свердловской области уникальной керамики из местных красных глин.

Более 300 лет развивался гончарный промысел в деревнях Нижние Таволги и Верхние Таволги. В 1929 году в Нижних Таволгах возникла первая артель «Гончар», просуществовавшая три сезона. В 1934 году стала действовать артель «Новый путь». В 1940 году была организована кооперативная промыслово-производственная артель «Керамик». Спустя 15 лет артели «Новый путь» и «Керамик» объединились, и образовался Невьянский завод художественной керамики.

Именно в тот период местные мастера превосходно освоили массовый выпуск художественных изделий, овладев секретами майолики, восстановительных глазурей, ангобирования. В годы перестройки производство на Невьянском заводе художественной керамики было остановлено, в значительной мере растерян кадровый потенциал, который в сельской местности воссоздать очень трудно, потеряна значительная часть производственных мощностей, однако в конце девяностых годов удалось восстановить производство и наладить выпуск традиционной таволожской керамики. Предприятие получило новое название Таволожская керамика в соответствии с местностью традиционного бытования.   

Мастер по керамике Скороходова (Коваленская) Наталья Михайловна – один из ведущих керамистов Свердловской области. Возрождает, сохраняет и передает подрастающему поколению традиции мастерства лепки невьянской свистульки.

Мастерица Н.М. Скороходова родилась в г. Каменск-Уральский Свердловской области. Окончила Уральское училище прикладного искусства в Нижнем Тагиле по специальности «художественная обработка камня». Она жила в разных городах, работала художником-разработчиком сувениров, художником-оформителем, заведующей отделом культуры в Невьянске, директором клуба. Через некоторое время Н.М. Скороходова переехала в село Таволги Невьянского района Свердловской области, здесь она нашла себя в качестве художника-керамиста, возродившего традиционную невьянскую игрушку.

Н.М. Ковалевская-Скороходова много лет посвятила традиционной уральской глиняной игрушке – таволожской свистульке, которую делали в Нижних Таволгах с начала XVIII века и до 30-х годов XX века. На основе нескольких сохранившихся старинных игрушек и воспоминаний старожилов сел Верхние и Нижние Таволги она воссоздала забытую к концу ХХ века технологию и теперь делает не только традиционные таволожские свистульки, но и разрабатывает на их основе свои, авторские игрушки.

Другой известный невьянский мастер-керамист - Катышев Юрий Геннадьевич. Родился в Невьянске. Лепить Ю.Г. Катышев начал с детства, сначала лепил из пластилина. С 1985 года начал серьезно заниматься лепкой, отдавая ей все свободное время.

Как подлинный народный мастер, Ю.Г. Катышев делает свои игрушки для радости и веселья. Их тема - народная жизнь, которая изображается двояко: одна как жизнь фольклорная, другая - современная. В первой народной жизни присутствуют постоянные персонажи фольклора: мужик и баба в различных жизненных ситуациях, скоморохи, герои сказок.

Народ современный изображен в обстоятельствах грубоватых, иногда нелепых. Это пьяницы, обрисованные мастером с мягким юмором. Ю.Г. Катышев смотрит на своих героев с интересом, подробно передавая их облик, детали быта. Часто эти жанровые сценки ассоциируются у него с пословицей, поговоркой, присловьем, органично входя в контекст современного фольклора.

Еще один керамист из города Невьянска - Акифьев Иван Юрьевич. Родился в Невьянске. Учился в Уральском училище прикладного искусства в Нижнем Тагиле, где получил специальность ювелира.

В Невьянске он увлекся традиционным художественным ремеслом — керамикой, начал работать быстро, самозабвенно. Его темой стала народная жизнь, часто в основе его работы — русская пословица.

В его композициях доминирует грубоватый юмор фольклора, не боящегося острого словца, пограничной ситуации. Своих героев он характеризует через гротеск, преувеличение, деформацию отдельных деталей лица, фигуры. Но в работах художника нет злобы, насмешки, они источают энергию, веселость, они смешны, забавны.

Иван Акифьев относится к своим персонажам с симпатией и немного отстраненным удивлением. Его поражает эта бьющая через край стихия народной жизни. Его экспрессивные композиции возникают как бы спонтанно, на одном дыхании. Он чувствует глину как живой, пластичный материал. Она воздействует уже своей массой. Мастер сохраняет природную фактуру глины, расписывая ангобами или покрывая глазурью лишь отдельные части фигур.

Масликов Сергей Васильевич – потомственный гончар из села Нижние Таволги.

Масликов Александр Сергеевич – гончар из села Нижние Таволги.

Масликова Светлана Валерьевна – художник из села Нижние Таволги, занимается росписью изделий из глины.

Кожина Елена Викторовна - мастерица по лепке из глины и таволожской росписи. из села Нижние Таволги.

Мягкова Ольга Владимировна из Невьянска занимается иконописью. В 1989 году окончила Нижнетагильскую государственную социально-педагогическую академию, художественно-графический факультет. Работает преподавателем в Невьянской детской школе. Училась иконописи в мастерской художника Войтичевой (г. Екатеринбург). С 2000 года состоит в народном коллективе студии ДПИ «Невьянские узоры» Дворца культуры машиностроителей. Участвует в городских и районных выставках.

Курьятто Снежана Николаевна – мастер по плетению из лозы из села Быньги. Родилась в 1977 году в п. Половинный Кировградского района. Обучалась в Верхнем Тагиле у мастера Алексея Тетенко. Может сама обучать ремеслу. Состоит в народном коллективе студии ДПИ «Невьянские узоры» Дворца культуры машиностроителей.

Васильева Татьяна Викторовна из поселка Ребристый. Занимается мыловарением. Ремеслу выучилась самостоятельно, может обучать. Состоит в народном коллективе студии ДПИ «Невьянские узоры» Дворца культуры машиностроителей.

Баталова Александра Петровна – мастер по лозоплетениюиз города Невьянска.

Кузнецова Татьяна Анатольевна - мастер по лозоплетениюиз города Невьянска.

Чуфелин Александр Константинович – мастер по выпиливанию из фанеры.

Катаев Анатолий Федорович – мастер по художественной обработке бересты.

Ворохов Роман Николаевич – мастер по деревообработке, также работает в технике таксидермии (чучела), занимается изготовлением меховых шапок.

Герасименко Надежда Анатольевна – мастерица по валянию из шерсти. Изготавливает предметы современного быта и одежды.

Серова Асия Гусмановна – мастер по изготовлению ювелирных украшений из бисера и уральского камня.

Дерябин Анатолий Николаевич – деревообработка, лесная скульптура, корнепластика, резьба по  кости и камню.

Красных Владимир Георгиевич – мастер по лозоплетению из с. Федьковка.

Сайранов Владимир Сабирьянович – мастер по плетению из бересты из с. Шайдуриха.