Главная / Этнокультурная карта Свердловской области / Муниципальное образование Красноуфимский округ

Муниципальное образование Красноуфимский округ


Красноуфимск
с. Русская Тавра
с. Новое село
с. Нижнеиргинское
с. Чатлык
с. Александровское
д. Приданниково
с. Рахмангулово
с. Криулино
с. Средний Бугалыш
с. Сарсы-Вторые
Общая информация о районеИсторическая справка

Территория: 3411,8 кв.км.

Население: 26,651 т.ч.

Относится к Западному управленческому округу.

Административный центр — город Красноуфимск (не входит в состав округа).

В состав округа входит 68 населенных пунктов, объединенных в 26 территориальных отделов администрации: Александровский (с. Александровское, д. Подгорная), Баякский (д. Среднй Баяк), д. Верхний Баяк, д. Куянково), Большетурышский (с. Большой Турыш, д. Верхняя Ирга, д. Малый Турыш, д. Русский Турыш, д. Тактамыш), Бугалышский (с. Средний Бугалыш, д. Верхний Бугалыш, д. Голенищево), Ключиковский (с. Ключики, п. Березовая Роща), Красносокольский (с. Красносоколье)Криулинский (с. Криулино, д. Банное, д. Зауфа, д. Калиновка, д. Красная Поляна, д. Рябиновка, д. Чигвинцево), Крыловский (с. Крылово, д. Екатериновка, д. Каменовка, д. Межевая), Марийключиковский (с. Марийские Ключики), Натальинский (пгт Натальинск), Нижнеиргинский (с. Нижнеиргинское, д. Шуртан), Новосельский (с. Новое Село, д. Верх-Бобровка, д. Большое Кошаево), Озерский (д. Озерки), Приданниковский (д. Приданниково, д. Верх-Никитино, д. Нижнее Никитино), Рахмангуловский (с. Рахмангулово, д. Бишково, д. Усть-Торгаш), Саранинский (п. Сарана, д. Верхняя Сарана, п. Саранинский Завод, п. Соколиный Камень), Саргаинский (п. Саргая, п. Дегтярка), Сарсинский (с. Сарсы-Вторые, д. Сарсы-Первые), Сызгинский (д. Сызги), Тавринский (с. Русская Тавра, д. Большая Тавра), Татарско-Еманзельгинский (д. Татарская Еманзельга), Усть-Баякский (д. Усть-Баяк, д. Новый Путь), Усть-Машский (д. Русский Усть-Маш, д. Марийский Усть-Маш, д. Новый Бугалыш, д. Усть-Бугалыш), Чатлыковский (с. Чатлык, д. Красный Турыш, д. Лебяжье, Чувашковский (с. Чувашково, д. Колмаково, д. Шиловка), Ювинский (с. Юва, д. Савиново, д. Черлак).

Национальный состав: русские, татары, марийцы.

Красноуфимский округ расположен на крайнем юго-западе Свердловской области, на пограничье с Пермским краем и Республикой Башкортостан.

Красноуфимский округ - один из самых многонациональных в Свердловской области, здесь сформировались группы славянского, тюркского и финно-угорского населения. И в настоящее время основу населения Красноуфимского района составляют русские (более 60%), далее следуют татары (20%), марийцы (16%).

Важным периодом в формировании современной этнической карты округа стал ХVII век. К этому времени на территории верховьев р. Уфы уже проживало тюркское население - татары и башкиры. Известный в этом округе с начала II тыс. н.э. тюркский и угорский этнический компонент можно считать древним населением этого края.

Миграции татар в регион из Кунгурского уезда и территории Поволжья продолжались и в последующие периоды. С ХVII века в этом округе начинает формироваться этническая группа уральских марийцев, основу которых составили переселенцы с территории Поволжья – основного района проживания марийцев. С этого же времени район активно начинают осваивать русские.

В 1736 году возникает современный город Красноуфимск, а с 1781 года на этой территории сформирован Красноуфимский уезд Пермской губернии. Приток и формирование русского населения в этом районе продолжаются и в последующий период, и в ХVIII, и в ХIХ, и в начале ХХ веках.

С течением времени русское население стало доминирующим на этой территории. В ХVII веке на территории современного Красноуфимского округа формируется также небольшая группа удмуртов – красноуфимские удмурты, в настоящее время почти полностью растворившаяся в среде марийского населения.

Каждая из названных этнических групп обладает рядом своих характерных особенностей. Тюркское население этой территории неоднородно, в прошлом здесь отмечены разные этнические группы: башкиры, татары, тептяри, мишари, кунгурские татары, казанские татары.

В течение ХХ века сословные и региональные различия разных групп нивелируются, этнические процессы у башкир приводят к изменению этнической идентичности в сторону татарской. Этнокультурные комплексы тюркского населения этого региона характеризуются сохранностью традиционного костюма, некоторых элементов материальной культуры, традиционным поэтическим, прозаическим и музыкальным фольклором.

Марийцы Красноуфимского округа представляют отдельную группу в составе уральской группы мари, так называемые верхнеуфимские марийцы – юпонш мари. Характерными этническими чертами уральских марийцев можно считать сохранение вплоть до настоящего времени древней языческой системы верований, языческого культа, уникальную сохранность традиционного костюма, древних элементов духовной культуры. Уральские марийцы, с одной стороны, сохранив архаичные и реликтовые черты, принесенные с Поволжья, приобрели на Урале целый ряд особенностей, позволяющих считать эту группу самобытной и уникальной.

Русские, составляющие большинство населения округа, неоднородны и представлены разными социальными, конфессиональными и локальными группами, отражающими сложную и многокомпонентную историю формирования русских в этом районе.

Среди социальных групп необходимо отметить помещичьих и государственных, среди конфессиональных групп – православное и старообрядческое население (единоверцы и представители белокриницкого согласия).

Локальные группы русских представлены выходцами из разных районов Поволжья и Приуралья. Население ряда деревень северо-востока района известны как «гамаюны», так как происходят из переселенцев центральных районов России.

Среди переселенцев конца ХIХ – начала ХХ веков известны «вятские», выходцы из разных уездов Вятской губернии. Значительная часть населенных пунктов основана выходцами из западной части Пермской губернии. Каждая группа русских имеет ряд своих особенностей в языке, культуре и быте, создавая уникальное многообразие этнокультурных форм традиционного наследия русского населения района.

Таким образом, Красноуфимский округ представляется одной из самых полиэтничных территорий области с богатым и разнообразным этнокультурным наследием.