Главная / Этнокультурная карта Свердловской области / Муниципальное образование город Каменск-Уральский

Муниципальное образование город Каменск-Уральский

Каменск-Уральский
д. Монастырка
Общая информация о районеИсторическая справкаДостопримечательностиСовременное состояние ТНКФольклорные коллективыХудожественные промыслы и ремёсла МастераКраеведение

Территория - 144,08 кв.км.
Население - 170, 221 т.ч.
Центр Южного управленческого округа.

Административный центр муниципального образования «Город Каменск-Уральский», который включает помимо самого города 5 сельских населенных пунктов.

Состав населения: русские, татары.

С конца ХVII  в. начинается история и города Каменск-Уральского – промышленного и административного центра этой территории. Запасы железной руды, найденные на берегах реки Исети и Каменки, послужили началом становления здесь промышленного производства и основания поселения. Как свидетельствуют исторические источники, первыми здесь обосновались крестьяне Далматовского монастыря, который попросил эти земли в свое владение. В 1701 г. было принято решение о строительстве здесь  железоделательного завода и в этом же году был выплавлен первый чугун. Каменский завод был первым чугунолитейным заводом на Урале.

Архитектурные памятники:

Свято-Троицкий кафедральный собор

Свято-Троицкий кафедральный собор — это памятник архитектуры регионального значения, история его берет начало во временах Петра Великого, когда был заложен первый деревянный храм. В период с 1790 по 1813 годы был воздвигнут каменный двухэтажный восьмипрестольный храм.

Церковь Архангела Михаила

Церковь была построена в 2011—2012годах на средства прихожан и во многом их силами. Это одна из самых «молодых» церквей в городе, причем местные жители не намерены останавливаться на достигнутом — планируется возведение каменного храма и воскресной школы неподалеку.

Храм во имя Покрова Божией Матери

Храм во имя Покрова Божией Матери относится к памятникам архитектуры. Его строительство растянулось на долгие30 лет: с 1850-х годов да 1883года, а колокольня была построена только в 1905году.Покровская церковь дольше других не закрывалась в советский период (до 1934года), однако впоследствии здание использовали и как склад, и как тюрьму для военнопленных, поэтому восстановление внутренней отделки продолжается до сих пор, но внешне храм был реконструирован уже к 2000годам: на главах и звоннице воздвигнуты новые купола, само здание окрашено в небесно-голубой цвет. При церкви работают музей и воскресная школа.

Александро-Невская часовня

Часовня находится на одноименной площади и является одним из символов города. Воздвигнута она была на частные пожертвования, а ее освящение в 2001году совпало с празднествами в честь 300-летия города Каменск-Уральского. 

Спасо-Преображенский мужской монастырь

Спасо-Преображенский мужской монастырь — это строящийся комплекс из двух храмов и нескольких хозяйственных и жилых корпусов. Изначально обитель была женской, основание ее относят к середине XIXвека, а главный храм в честь Преображения Господня был построен в период с 1872года по 1878год.

Каменская плотина

Каменская плотина — это гидротехническое сооружение, ведущее свою историю от 1682года, когда в здешних местах была обнаружена железная руда, и было организовано первое железоплавильное предприятие при находившемся здесь монастыре. 

Сквер и Соборная площадь

Сквер представляет собой озелененное благоустроенное протестантство, ограниченное с одной стороны Троицким собором, с другой — корпусами Краеведческого музея, площадь примыкает к скверу. Здесь можно осмотреть несколько объектов: капсулу времени, мемориальный крест в память о жертвах политических репрессий и памятник героям и жертвам гражданской войны.

Колокольный завод

Колокольный завод «Пятков и Ко» — это действующее колокололитейное производство, организованное в 1991году местными мастерами и энтузиастами литейного дела.

При предприятии работает небольшой музей, однако главный интерес для посетителей представляет экскурсия на производство, в ходе которой экскурсоводы с увлечением рассказывают о процессе изготовления колоколов: ковке языка, обжиге формы, заливке меди в форму колокола и последующей шлифовке — и почти все этапы можно увидеть своими глазами 

Природные памятники:

Тропа Карпинского

Тропа Карпинского — это туристический маршрут, разработанный краеведом В.П.Шевалевым. Свое название тропа получила в честь геолога А.П.Карпинского, который при посещении этих мест в 1871году составил геологическую карту местности вокруг Каменского завода. Тропа движется вдоль левого берега реки Каменки по направлению от плотины к пересечению улиц Ленина и Кунавина.

Скалы

Скалы Каменска-Уральского — одна из его визитных карточек. Они расположены вдоль берегов реки Исеть, поэтому оптимальным вариантом осмотра этих уникальных геологических объектов будет речная прогулка.

Смолинская пещера и порог Ревун

Смолинская пещера и порог Ревун — это памятники природы неподалеку от деревни Бекленищево, причем для их посещения и осмотра не требуется профессионального снаряжения и навыков. Смолинская пещера представляет собой систему гротов и коридоров, образовавшуюся в результате естественных карстовых процессов в известняковой породе.

На территории муниципального образования город Каменск-Уральский работают специализированные учреждения, занимающиеся сохранением традиционной народной культуры. К ним относятся:МАУК «Каменск-Уральский краеведческий музей им.И.Я.Стяжкина»; «Центр национальных культур» на базе библиотеки № 16 МАУК «Централизованная библиотечная система»; Краеведческое общество города Каменска-Уральского и Каменского района; а также национально-культурные объединения (Объединение украинцев «Свiтло» (Свет), Клуб чувашских друзей «Туслах» (при «Центре национальных культур»), Удмуртский клуб «Улон», Национальное объединение татар, Национальное объединение азербайджанцев, Национальное объединение узбеков, Национальное объединение якутов, Курултай башкир г. Каменска-Уральского, Армянская диаспора г. Каменска-Уральского «Киликия», Русское общество «Русь» Библиотечного Информационного Центра национальных культур библиотеки № 16 МКУК «ЦБС», Еврейская Национально-культурная автономия (ЕНКА) города Каменска-Уральского, Национально-культурное объединение белорусов, Ассоциация молодежных национально-культурных объединений (при Медицинском колледже)).

Детские фольклорные коллективы и студии, занимающиеся традиционной народной культурой: Ансамбль «Ладушки» (при МБУ ДО «Детская музыкальная школа №3»),  Ансамбль домристов «Славяночка» (при МАУ ДО «Детская школа искусств № 2»).

Также деятельность творческую деятельность ведёт Народный коллектив любительского художественного творчества Ансамбль казачьей  песни «Золотые родники».

Взрослых фольклорных коллективов в городе нет.

На территории муниципального образования город Каменск-Уральский народных художественных промыслов в традиционном понимании этого термина и явления нет, но существуют и работают: ЗАО «Пятков и Кº» (колокололитейное производство), ИП Леонтьева В.А. , Пушкарёва В.И. (изделия из бересты), ИП Сомов Л.В. и ООО «Золотая аллея» (ювелирные мастерские), Мастерская керамики «Глинка», «Каменская кузница», ООО «Сварог», ИП Оберман Валерий Робертович, «Уральский молот» (художественная ковка металла), а также отдельные мастера, занимающиеся разными видами декоративно-прикладного искусства. Большинство из «прикладников» производят так называемое «городское искусство» и только некоторые мастера являются носителями народной традиции.

По видам занятий декоративно-прикладным искусством в городе представлены следующие направления: пластика, вышивка, резьба по дереву, резьба по камню,  корнепластика, флористика, соломка, художественные ткани (гобелен, батик, роспись по ткани, пэчворк, аппликация), керамика, береста, бисероплетение, кружевоплетение, ювелирное дело, художественная роспись, оригами, художественное конструирование, куклы (авторская и народная).

Муниципальное образование город Каменск-Уральский постановлением Правительства Свердловской области от  06.03.2013 № 262-ПП «Об утверждении перечня мест традиционного бытования народных художественных промыслов Свердловской области» отнесён к местам традиционного бытования народных художественных промыслов в части колокололитейное производство, производство изделий из бересты, художественное литье и ковка металла.

Краеведы, собиратели исторической и этнографической информации города Каменск-Уральского: Анчугов Дмитрий Михайлович(история православия; история Каменского приисетья); Белоусова Татьяна Александровна (история развития туризма в городе и районе); Бунькова Евгения Андреевна (история села Травянского); Гаврилова Светлана Игоревна (архитектура г. Каменска-Уральского); Гусев Валерий Александрович (история народного образования; география Каменского края); Ермаков Владислав Иванович (история города  XVII-XX веков); Зенкова Любовь Васильевна (история Каменского завода XVII-XIXвека);  Ильенко Николай Иванович (геология, камнерезное дело); Липина Татьяна Николаевна (культовые сооружения Свердловской и Курганской областей); Лыков Евгений Борисович (Пугачев на Урале; история каменских пушек); Лысков Антон Павлович (история Каменска-Уральского, ХХвек); Новиков Анатолий Владимирович (административное и территориальное деление, государственные и правоохранительные органы); Рублева Марина Владимировна (геология Каменского района);Сарабанская Людмила Анатольевна (история своего рода и история поселка Чкаловский);Сидоров Владимир Александрович (история Каменска-Уральского в фотографиях, город в ХХ веке); Тимофеев Александр Евгеньевич (история каменских пушек, Каменск в годы ВОВ 1941-1945 гг.); Юровский Александр Александрович (история Каменского Завода, Гражданская война на Урале).

На территории округа ведёт деятельность Некоммерческая организация Каменск-Уральское хуторское казачье общество «Казачья застава». Направления работы: сохранение и развитие казачьей культуры; оказание помощи РПЦ; охрана общественного порядка.

Автономная некоммерческая организация Центр культуры, спорта и развития территории города Каменска-Уральского «Синара» сотрудничает с некоммерческой организацией Каменск-Уральское хуторское казачье общество «Казачья застава»: 1) Участие в фестивале казачьей культуры Свердловского регионального молодежно-патриотического общественного  движения «Казачий Дозор», Богдановичский район, с. Ильинское; 2) Сольные концерты ансамбля казачьей песни «Золотые родники» (АНО ЦКС «Синара») на ежегодном Казачьем круге и на мероприятиях, организуемых казачеством г. Каменска-Уральского, Свердловской области и Каменской епархией.

 

Детские фольклорные коллективы и студии, занимающиеся традиционной народной культурой: Ансамбль «Ладушки» (при МБУ ДО «Детская музыкальная школа №3») и Ансамбль домристов «Славяночка» (при МАУ ДО «Детская школа искусств № 2»). В настоящее время, с 1.01.2020 г.находятся в статусе Государственного учреждения, переданы в ведение Министерства культуры Свердловской области).

Также ведёт активную творческую деятельность Народный коллектив любительского художественного творчества  ансамбль        казачьей  песни «Золотые родники».

Взрослые фольклорные коллективы в городском округе отсутствуют.

 

Ансамбль «Ладушки» - детский фольклорный самодеятельный коллектив.

Руководитель - Терентьева Мария Владимировна (образование высшее - ЧГАКИ, 2009г.).

Год создания коллектива - 2005.

Коллектив до 1.01.2020 работал при МБУ ДО «Детская музыкальная школа № 3». В настоящее время в статусе Государственного учреждения передан в ведение Министерства культуры Свердловской области.

Специализация коллектива: вокальный. Вокал – народно-сценический.                              Исполняемый репертуар: народные песни, обработки народных песен.                  

Вид: фольклорный (из методических сборников).                                                                                Источники репертуара: песенные сборники.                                                                      

Какой традицией занимается коллектив: уральская песенная традиция.                              

Костюм стилизованный.

Участие в областных, окружных, федеральных мероприятиях (за последние 3 года):

- Международный фестиваль-конкурс «Краски народов мира» (г. Екатеринбург,  февраль 2017 г., диплом IIстепени;                                                                                                 

- Международный конкурс «Урал собирает друзей» (г. Екатеринбург, апрель 2019г., лауреат I степени);         

- Международный фестиваль-спутник «Земля  – наш общий дом» (г. Каменск-Уральский, апрель 2019 г., диплом участника).

 

Ансамбль домристов «Славяночка»- детский фольклорный самодеятельный коллектив.

Имеет звание «Образцовый коллектив любительского художественного творчества» с 2018 года.

Год создания коллектива: 1999 год.

Руководители: Климина Марина Алексеевна, Обухова Наталья Алексеевна.

До 01.01.2020 коллектив работал при МАУ ДО «Детская школа искусств № 2 города Каменска-Уральского». В настоящее время коллектив находится в статусе Государственного учреждения, передан Министерству культуры Свердловской области.

Специализация коллектива: инструментальный.

Исполняемый репертуар: авторский, обработанный.

Источники репертуара: по репертуарным сборникам.

Ансамбль домристов «Славяночка» опирается в своей деятельности на использование в  репертуаре обработок народных мелодий. В течение года реализовал проект «Родной земли многоголосье» совместно с городской библиотекой № 8 им. Н. А. Островского. Целью данного проекта является знакомство учащихся СОШ города Каменск-Уральского с русской культурой, творчеством русских и зарубежных композиторов, а также приобретение опыта концертных выступлений участниками ансамбля.                                       

Костюм участников коллектива - сценический.

Участие в международных, всероссийских, региональных, областных и районных мероприятиях (за последние 3 года):

Международный уровень:

2017 год - Лауреат III степени Международного конкурса - фестиваля детского творчества «Урал собирает друзей» г. Екатеринбург;

2017 год - Лауреат I степени Международного конкурса- фестиваля детского творчества «Салют талантов» г. Москва;

2018 год - Лауреат I степени Международного конкурса-фестиваля детского творчества «Урал собирает друзей» г. Екатеринбург;

2018 год - Лауреат I степени Международного конкурса-фестиваля детского творчества «На творческом олимпе» г. Сочи;

2019 год – Лауреат I, II степени Международного конкурса-фестиваля детского творчества «Слияние культур», г. Казань.

Всероссийский  уровень:

2018 год - Лауреат II степени IV Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах им. В.В. Знаменского, г. Екатеринбург;

2018 год - Лауреат III степени I Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах «Захаровские ассамблеи», г. Екатеринбург;

2019 год - Лауреат III степени I Всероссийского фестиваля «Добрая волна», г. Екатеринбург.

Региональный  уровень:

2017 год - Дипломант Межрегионального конкурса исполнителей на народных инструментах «Ваталинка», г. Екатеринбург;

2019 год - Лауреат III степени, Дипломант Регионального конкурса «Музыкальные узоры», г. Екатеринбург.

Областной  уровень:

2017 год - Дипломант I Областного конкурса для детей с особыми потребностями в образовании «Когда мы вместе», г. Каменск – Уральский;

2017 год – Диплом «За высокий уровень технического мастерства»  I Областного конкурса для детей с особыми потребностями в образовании «Когда мы вместе», г. Каменск-Уральский;

2018 год – Диплом Лауреата III степени III Областного конкурса исполнителей на народных инструментах «Коробейники», г. Реж;

2018 год – Диплом «За яркое воплощение художественного образа»  II Областного конкурса для детей с особыми потребностями в образовании «Когда мы вместе», г. Каменск-Уральский.

 

Народный коллектив любительского художественного творчества Ансамбль казачьей  песни «Золотые родники» - взрослый казачий коллектив.

Год основания: 1997 год.

Звание, год его присвоения, номер и дата приказа:

Присвоено звание «Народный коллектив любительского художественного творчества», Приказ Министерства культуры Свердловской области № 178-к от 23 апреля 2002 г.      

Подтверждено звание: Приказ Министерства культуры Свердловской области № 106-к  от 11апреля 2007 г.; Приказ Министерства культуры и туризма Свердловской области № 165 от 04 мая 2012 г.;       Приказ Министерства культуры Свердловской области № 239 от 21 июля 2017 г.

Коллектив работает на базе Автономной некоммерческой организации Центр культуры, спорта и развития территории города Каменска-Уральского «Синара».

Руководитель коллектива: Реутова Ольга Михайловна (1960 г.р.).

Образование руководителя: Свердловское музыкально-педагогическое училище №2, педагог пения, дирижер-хоровик, 1981 г.; Челябинский государственный институт культуры, руководитель театрального коллектива, культпросветработник, 1987 г.

Звания, награды: В связи с 25-летием возрождения Оренбургского казачьего войска, за вклад в развитие казачьей культуры, Реутова О.М. была награждена Юбилейной медалью Оренбургского войскового казачьего общества за подписью Войскового атамана, казачьего генерала Романова В.И. (приказ от 31.08.2016 № 41).

Аккомпаниатор  -  Тарасенко Алексей Тарасович.

Звания, награды. Тарасенко А.Т. награждён: Почетным знаком ВЦСПС «За достижения в самодеятельном искусстве», 1986; Юбилейной медалью «100 лет профсоюзам России», 2005 г.; Грамотой администрации Южного управленческого округа Правительства Свердловской области, 2005г.; Почетной грамотой Президиума Свердловского областного комитета горно-металлургического профсоюза России, 2005 г.; Благодарностью Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, 2010 г.

Характеристика коллектива

Направления

Вокалнародно-сценический;                                                        

Музыкальные инструменты: баян, домра, ударные инструменты, контрабас.                     

Репертуар: песни донского и уральского казачества, русские и украинские казачьи песни, современные авторские казачьи песни                                                                                               

Названия произведений: в репертуаре коллектива более 80-ти песен, в их числе:

Казачьи народные песни:«Казачья походная»;«Пошли наши казаченьки»;«Ой, Рассея, ты Рассея», «Трава моя, трава»; «Вишня белоснежная»;  «Я пойду по мостику»;«Засвистали казаченьки»;  «Когда мы были на войне»;  «Не для меня придет весна» и т.д.;

Казачья авторская песня:  «Уходил казак в поход»;  «Баллада об атамане»; «Казачья войсковая»;  «Ехали казаки домой» и т.д.

Вид:обработанный, фольклорный (из методических сборников), авторский;                     

Способы освоения:с подачи руководителя, с фонограммы, по репертуарным сборникам 

Костюм:реконструированный (традиционный) и сценический(стилизованный костюм).

Потомственные казаки коллектива:Ечин Сергей Михайлович, предки из Оренбургского казачества;Нохрин Анатолий Михайлович, предки из Оренбургского казачества;Цой Ольга Альфредовна,  предки из Оренбургского казачества

Преемственность казачьей культуры:Преемственность казачьей культуры осуществляется посредством изучения исторических материалов, связанных с традициями и бытом оренбургского и уральского казачества, особенно на территории г. Каменска-Уральского и Каменского района. Материал, собранный из архивов краеведческого  музея,исторических хроник  в дальнейшем  используется в качестве литературного  материала   в   концертных программах.                                                                                               

Костюмы для коллектива сшиты в период 1997-2001 годов в ателье театральных костюмов г.Екатеринбурга  по эскизам и рекомендациям  руководителя коллектива В.К. Боброва. В конце 2017 года произведена реконструкция используемых костюмов и пошито 12 новыхженских казачьих костюмов в традициях оренбургского казачества и сценической специфики  в  ателье «МаГ» г.Каменска-Уральского.                                                                                                       

В арсенале коллектива имеются 4 шашки, предназначенные для ношения вместе с казачьейуниформой, изготовленные ООО «Златоустовская оружейная фабрика»  .                       Участники коллектива в составе казачьих обществ: Ечин Сергей Михайлович - хорунжий;Тарасенко Алексей Тарасович - младший урядник;Нохрин Анатолий Михайлович - младший урядник; Лаптев Анатолий Иванович - приписной казак;Никитенко Евгений Александрович - приписной казак.

Участие в фестивалях, конкурсах, мероприятиях за последние три года:

- Концерт-защита на подтверждение звания «Народный коллектив любительскогохудожественного творчества»; (апрель, 2017 г.); г. Каменск - Уральский, приказ Министерства         культуры  № 239 от 21.07.2017г.;                                                                                                                    

-   Областной фестиваль-конкурс «Казачья доблесть.  Следуя  традициям», (май 2017);    

- Областной дом народного творчества  (г. Екатеринбург), Диплом 3-й   степени; 

- III   Всероссийский фестиваль  казачьей культуры «Злата  горка», (июнь 2017)  город    Златоуст,  Диплом Лауреата 1-й степени;                                                                   

- Областной форум «Казачья сила Урала»; (июль, 2017); г. Среднеуральск, станица Державная (июль), Благодарственное письмо от атамана НО ХКО «Станица Державная»;       

- Фестиваль «Казачий спас. Дорогой Ермака»,  (август 2017),  п. Махнёво, Алапаевского              района;  Благодарственное письмо Главы Махнёвского МО;                                                             

- Областной фестиваль по линии Министерства культуры Свердловской  области            «Яблочный спас», (август 2017 г.); с. НижняяСинечихаАлапаевского района,                          Благодарственное письмо  Главы Алапаевского района;                                                     

- Народный фестиваль «Уральские самоцветы»  (август 2017), Благодарственное письмо Председателя комитета Народного фестиваля;                                                           

- Областной фестиваль «День народов Среднего Урала, (сентябрь 2017) г. Екатеринбург, Благодарственное письмо от СРОО НКО «Русский мир»;                                    

- Фестиваль «Славься, держава Российская», (ноябрь 2017); г. Среднеуральск,

Благодарственное письмо от Главы ГО Среднеуральск                                                          

- Сольный концерт на 5-й православной выстевке – форуме «От покаяния к воскресениюРоссии» (31 января – 5 февраля 2018), г. Каменск-Уральский, Благодарственное письмо отруководства ВО «Уральские выставки»;                                     

- Почётная грамота Оренбургского войскового казачьего общества ансамблю казачьей    песни «Золотые родники» за большой вклад в сохранение традиционной казачьей культуры        оренбургского казачества в связи с 444-й годовщиной образования ОВКО – приказ по ОВКО от         03 мая № 28 за подписью войскового атамана, казачьего генерала Романова В.И.;    

-  Участие в Гала–концерте областного фестиваля фольклорных казачьих коллективов и исполнителей Свердловской области  «Казачья доблесть. Следуя традициям» (05 мая 2018), г.Екатеринбург, диплом участника;                                                                                           

- Участие в открытом городском фестивале «День славянской письменности и культуры»          (24.05.2018 г), г. Каменск-Уральский, диплом участника;                                     

-  Участие во втором городском фестивале-конкурсе «Родники уральского казачества»                         при поддержке Министерства культуры Свердловской области (09 сентября 2018), г. Каменск-      

Уральский,  диплом Лауреата;                                                                                        

-    Участие в 19-м городском открытом фестивале-конкурсе художественного творчества           ветеранов и пенсионеров «Песня в строю» (27 сентября и 03 октября 2018), г. Каменск-Уральский, диплом 1-е место ансамбль в номинации «Хоровое пение», 2-е место женская     группа в номинации «Вокал», 3-е место в номинации «Вокал» - мужская группа;                     

-    Сольный концерт праздничного Пасхального концерта при храме Покрова Божьей    Матери (28 апреля 2019 г), г.Каменск-Уральский, Благодарственное письмо от настоятеля     храма, митрофорного протоирея Иоанна Агафонова;                                                         

-  Участие в историко-культурном казачьем фестивале «Рубежи веков» (04 мая 2019),г.Екатеринбург,  диплом Лауреата в номинации «Музыка народов Урала»;               

-   Участие в областном фестивале фольклорных казачьих коллективов и исполнителей   Свердловской области  «Казачья доблесть. Следуя традициям» (04 мая 2019), г. Екатеринбург,  диплом участника;                                                                                                          

- Участие в фестивале творческих казачьих коллективов на Всероссийском чемпионате по         рубке шашкой «Казарла» (11 августа 2019), г. Богданович, Благодарственное письмо Главы ГО Богданович;                                                                                                                            

- Участие в городском этапе фестиваля творчества пожилых людей Свердловской области«Осеннее очарование» (05 октября 2019г), г. Каменск-Уральский, диплом за 3-е место вноминации «Вокал».                                                                                                                       

Описание коллектива: Ансамбль казачьей песни «Золотые родники» создан в 1997 году как творческое любительское  объединение  Дворца культуры Синарского трубного завода. В конце 90-х годов в результате реструктуризации ОАО «СинТЗ» Дворец культуры  в числе других учреждений соцкульбытабыл выведен из состава подразделений Синарского трубного завода и стал самостоятельным юридическим лицом – Обществом с ограниченной ответственностью «Центр культуры и народного творчества «Орбита» (ООО ЦКиНТ «Орбита»). В 2012 году создана Автономная некоммерческая организация «Центр культуры, спорта и развития территории города Каменска-Уральского «Синара» (АНО ЦКС «Синара»).

Ансамбль казачьей песни «Золотые родники» в составе других творческих коллективов синарских трубников переходит в АНО ЦКС «Синара».                                                             В репертуаре коллектива  песни донского и уральского казачества, русские и украинские народные песни, современный репертуар казачьего песенного творчества.                                         

Коллектив неоднократно награждался почетными грамотами, дипломами, Званиями Лауреата городских, областных, Российских и Международных конкурсов и фестивалей. За характерные особенности сценического воплощения песен казаков, за многообразие и сложность песенного репертуара, исполнительское мастерство в 2002 году ансамблю казачьей песни «Золотые родники» присвоено звание «Народный коллектив любительского художественного творчества» который после этого трижды это звание коллективом подтверждалось.

В мае 2018 года ансамбль казачьей песни «Золотые родники» был награждён Почетной грамотой  Оренбургского войскового казачьего войска за большой вклад в сохранение казачьей культуры и в связи с 444-й годовщиной образования Оренбургского казачьего войска (Приказ по ОВКО № 28 от 03.05.2018 г);                                  

 

 

Художественные промыслы и ремесла города Каменска-Уральского

Муниципальное образование город Каменск-Уральский постановлением Правительства Свердловской области от  06.03.2013 № 262-ПП «Об утверждении перечня мест традиционного бытования народных художественных промыслов Свердловской области» отнесён к местам традиционного бытования народных художественных промыслов в части колокололитейное производство, производство изделий из бересты, художественное литье и ковка металла.

Официально зарегистрированный народный промысел - предприятие ЗАО «Пятков и К◦» - колокололитейное производство, основанное в 1991 году и являющееся первым в России частным предприятием по колокольному литью; остальные представители художественных направлений – физические лица, индивидуальные предприниматели – отдельные мастера, занимающиеся разными видами декоративно-прикладного творчества. Большинство из «прикладников» производит так называемое «городское искусство» и только некоторые мастера являются носителями народной традиции (ковка металла, береста, народная текстильная кукла, урало-сибирская роспись).

На территории муниципального образования город Каменск-Уральский работают: ЗАО «Пятков и Кº» (колокололитейное производство), ИП Леонтьева В.А., Пушкарёва В.И. (изделия из бересты), ИП Сомов Л.В. и ООО «Золотая аллея» (ювелирные мастерские), Мастерская керамики «Глинка», «Каменская кузница», ООО «Сварог», ИП Оберман Валерий Робертович, «Уральский молот» (художественная ковка металла), а также отдельные мастера, занимающиеся разными видами декоративно-прикладного искусства. Большинство из «прикладников» производят так называемое «городское искусство» и только некоторые мастера являются носителями народной традиции.

По видам занятий декоративно-прикладным искусством в городе представлены следующие направления: пластика, вышивка, резьба по дереву, резьба по камню,  корнепластика, флористика, соломка, художественные ткани (гобелен, батик, роспись по ткани, пэчворк, аппликация), керамика, береста, бисероплетение, кружевоплетение, ювелирное дело, художественная роспись, оригами, художественное конструирование, куклы (авторская и народная).

Колокололитейное производство

Вековые традиции уральских мастеровых, сильнейшая академическая школа уральской металлургии,  практический опыт работы в литейном производстве – всё это позволило в 1991 году появиться на свет небольшому по индустриальным меркам предприятию, а затем стать одной из самых крупных, востребованных и известных колокольных фирм новой России. В 1995 году за исключительный вклад в дело возрождения традиций колокольного литья предприятие было отмечено Благодарностью Президента России.       

Разработка залежей медной руды и наличие талантливых мастеровых, их высокое исполнительское мастерство обработки металла, интенсивное строительство промышленной, гражданской и храмовой архитектуры в XVIII–XIX столетиях на территории тогдашней Пермской губернии, в которую входил Каменский завод, во многом способствовали активному появлению на всей территории Урала церковных и сигнальных колоколов различного назначения. Благодаря этим факторам произошло зарождение в крае самобытного колокололитейного ремесла, что всегда составляло достойную конкуренцию многим частным производствам колоколов в других регионах России.           

Сохранились первые чугунные колокола, отлитые в 1702 году. Первый – колокол Каменского завода с надписью «ЛИТЪ СЕЙ КОЛОКОЛЪ ИЗ ПРОСТОГО ЧУГУНА АПРЕЛЯ 27 1702 Г. НА КАМЕНКЕ». Второй – отлитый по распоряжению заводчика Н.Д. Антуфьева (Демидова). На его «тулове» – четкая вязь текста: «СЕЙ КОЛОКОЛЪ ЛИТЪ СЪ МАГНИТОМЪ ПОПОЛАМЪ СЪ ПРОСТЫМЪ ЧУГУНОМЪ. ВЕСУ КОЛОКО 1 ПУДЪ 25 ФУНТОВЪ. 1702 ОКТЯБРЯ 28 ДНЯ».

Интересно, что запуском и проблемами уральских казенных заводов занимался замечательный мастер московского Пушечного приказа Иван Федорович Маторин (ок.1660 – 1735) получивший до этого известность литьем своих великолепных колоколов, звучащих и сегодня. Уральские умельцы, опираясь на достижения предыдущих поколений, разработали свои технологические приемы, методику построения геометрического профиля и внешний вид колоколов, благодаря которым был усовершенствован своеобразный «русский стиль» в литье, отличающийся высокой степенью сложности отливки и художественностью оформления. Новизна требований, присущая колокольным заказам, заставляла мастеров искать новые изобразительные и декоративные формы. Горизонтальные пояски и бороздки постепенно стали заменять декоративными и смысловыми элементами. Как правило, колокола украшались орнаментальными фризами (растительными или геометрическими), с хитроумным сплетением узоров, символическими изображениями святых и текстами.

Первым колокололитейным центром на Урале считается Невьянск. В документах 1733 года здесь значится небольшая фабрика, где медные колокола отливали и обтачивали. Известно, что местные мастера Яков Гаряев и Василий Москвин отливали первые колокола для Свято-Троицкого собора в Верхотурье и для Невьянского завода. В далеком городе Калязине Тверской губернии описан колокол с надписью: «ВЫЛИТ ПРИ ДЕРЖАВЕ ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА АННЫ ИОАННОВНЫ САМОДЕРЖИЦЫВСЕРОССИЙСКОЙ В СИБИРИ НА НЕВЬЯНСКИХ ЖЕЛЕЗНЫХ ГОСПОДИНА ДВОРЯНИНА АКИНФИЯ ДЕМИДОВА ЗАВОДАХ 1738 ГОДА ВЕСУ 51 ПУД 11 ФУНТОВ. ЛИЛ МАСТЕР ЯКОВ ГАРЯЕВ».         

Отмечается, что отливались именно те колокола, что в народе зовутся «царскими», – со звучанием громким и величественным. Именно таким звуком обладает многопудовый колокол из фондов Свердловского областного краеведческого музея. Красивые орнаментальные пояски в виде древнегреческого аканта окаймляют отлитый текст: «ЗАВОДЪХ ЛИТЪ СЕЙ КОЛОКОЛЪ ВЪ НЕВЬЯНСКИХЪ ГДНА ДВОРЯНИНА ДЕМИДОВА. ВЕСУ 15 ПУ 79 ФУНТОВЪ».                                 

Еще один уникальный колокол звучит до настоящего времени на Невьянской наклонной башне, сопровождая бой курантов. На нем литая вязь текста: «ЛЕТА 1732 ИЮНЯ 1 ДНЯ ЛИТЪ СЕЙ КОЛОКОЛЪ ВЪ НЕВЬЯНСКИХЪ ДВОРЯНИНА АКИНФИЯ ДЕМИДОВА ЗАВОДАХЪ. ВЕСУ 65 ПУДОВ 27 ФУНТОВ».                                                  После основания Екатеринбурга (1723 г.) мастерами именно по изготовлению колоколов здесь упоминаются Иоганн Дейхман и Мирон Афанасьев. Распоряжением Горного правления они отливали заказные колокола.

В Свердловском областном историко-краеведческом музее хранится небольшой колокол, тулово которого украшено памятной надписью: «ЛИТЪ ВЪ ЕКАТЕРИНБУРХЕ КЪ ЦЕРКВИ СВЯТАГО ИОАННА ПРЕДОТЕЧИ. 1752 ГО. 10 ПУ. 33 ФУ». Известен также колокол со следующей надписью: «1866 Г МАСТЕРЪ ЗЫРЯНОВЪ ВЪ ЕКАТЕРИНБУРГЪ». Сохранился бронзовый колокол с надписью: «ОТЛИТЪ СЕЙ КОЛОКОЛЪ ВЪ ГОРОДЪ ЕКАТЕРИНБУРГЪ 1851 ГОДА МАС.ТЕТ. ВЪС 11 ПУ 34 ФУ». Английский инженер Питер Тет известен как основатель Мельковской (от р.Мельковка) механической фабрики в Екатеринбурге, сегодняшнего ФГУП «Уралтрансмаш». Довольно широко известны колокола основанного в 1861 году в с.Бобровском под Екатеринбургом завода купца Михаила Григорьевича Яринского.

В XIX веке колокололитейные производства возникли и в Зауралье. Самой известной династией колокольных дел мастеров в Тюмени были купцы Гилевы.                                                 Основатель династии мещанин Иван Иванович Гилев (1748 г.р.) с 1775 по 1780 г.г. находился в службе в Каменском заводе, где и получил первые уроки литейной науки. Богатый семейный опыт медного ремесла его потомки воплотили в запуск в 1845 г. крупного колокольного завода, постоянно выполнявшего самые ответственные заказы по всей стране. В 1901 году был выигран крупный заказ на литье колоколов общим весом более 9000 пудов для церквей по Сибирской железной дороге. Главная победа Гилевых пришла к ним в 1905 г. на Всемирной выставке в Брюсселе. Колокола, отлитые на тюменском колокольном заводе «Торгового дома П.И. Гилева сыновья», своим качеством, «малиновым звоном», поразили искушенных европейцев. Мнение устроителей выставки было единодушным – высшая награда. Так Большая золотая медаль и Крест бельгийского короля попали в Тюмень.

В Шадринске завод И.Г. Шишкина своими отливаемыми колоколами «в 50, 5, 1 пудов, 20, 10 фунтов весом» на протяжение многих десятилетий обеспечивал Тобольскую, Оренбургскую и Пермскую епархии. Образцы продукции этого производства были представлены на ряде российских выставок, в том числе и на Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке в Екатеринбурге (1887 г.). Как память о шадринском производстве в фондах Свердловского областного историко-краеведческого музея хранится один из колоколов с надписью: «СИМЕОНУ ЧУД. ВЕРХОТУРСКОМУ. ЗАВОДЪ А.И. ШИШКИНА В ШАДРИНСКЕ. 1901 Г.».                                            

   Колокололитейное ремесло было налажено и в Суксуне Красноуфимского уезда, как для своих нужд, так и на продажу. В Пермском областном краеведческом музее хранится бронзовый колокол, отлитый во второй половине ХVIII века весом 5 пудов 5 фунтов. Тулово колокола украшено вязью текста: «ЛИТЪ СЕЙ КОЛОКОЛЪ ПРИ СУКСУНСКО БЛАГОРОДНЫХ ГОСПОДЪ ДЕМИДОВЫХЪ ДВОРЯНЪ АЛЕКСАНДРА, ПАВЛА И ПЕТРА ГРИГОРЬИВЕЧЕЙ ДЕМИДОВЫХ ЗАВОДЕ». В ХIХ веке суксунский мастер Михаил Ерофеев отлил по заказу 48 колоколов для звонницы Большого театра в Москве.

Технология.

   Основным формовочным материалом является молотый кварц карьера "Гора Хрустальная" под         Екатеринбургом, поставляемый в трех фракциях: пыль (менее 0,1 мм), крупа (0,2 мм) и песок (0,3 - 0,6 мм). Связующим для изготовления форм является строительный гипс высоких марок, замешивание производится вручную для рабочих поверхностей и с помощью бетономешалки для       наполнения. Для наполнения крупных форм используется также обогащенный крупный песок местного месторождения. Стержни изготавливаются из холодно-твердеющей смеси на той жекварцевой основе по технологии фирмы "Элитакс" при Московском "НИИ Проблем литья". Модели  (фальшивые колокола) накатываются по шаблонам из того же строительного гипса и периодически обновляются. Для малых (до 40 кг) колоколов изготовлены постоянные модели из чугуна. Модельным выплавляевым материалом является воск от переплавки огарков свечей, приобретаемый в церквях. Главная работа организована так, что звено формовщиков в недельном цикле готовит от 3      до 7 форм примерно на 1,5 - 2 тонны годного по составленному в порядке очередности заказчиков          плану. Следующую неделю формы сушатся и в пятницу заливаются. В понедельник колокола выбиваются и поступают на обрубку и зачистку, откуда к концу недели выходят. Таким образом,    цикл производства колоколов от 90 до 1140 кг составляет 3 недели, причем циклы трех        последовательных партий накладываются, и выход годного осуществляется еженедельно в размере последней плавки. Заливка малых колоколов производится из тиглей 100 или 150 кг ежедневно. Колокола от 2,7 до 9 тн проходят свой цикл параллельно с основными, не нарушая недельного графика, для чего используется отдельное сушило. Шихтовые материалы приобретаются на местных          предприятиях. Во избежание проблем с водородом и в целях экономии для приготовления сплава      взамен катодной меди используется высококачественный медный лом А1-1 в кусках или брикетах из           отожженной проволоки не тоньше 4 мм. Олово используется как Новосибирского комбината, так ипроизводства Китая и Перу. Раскисление сплава осуществляется фосфористой медью, чистовое          рафинирование - аргоном. Зачистка колоколов производится вручную невмоинструментом и песком.      Прослушивание и сдача продукции заказчикам проходит на балках склада готовой продукции.

Художественное литьё и ковка металла

Художественная обработка металла, а точнее ковка металла и художественное литье из бронзы и чугуна – одни их самых распространенных на Урале промыслов, причиной широкого распространения которых стало большое количество местного сырья – железа, меди и других металлов.

Массовое производство изделий из чугуна на уральских заводах, изначально ориентированных на выпуск военной продукции, начинается в XIX веке. Около тридцати уральских заводов, в той или иной мере, производили работы по выпуску художественного литья, наиболее известные из них - Каслинский и Кусинский. А первенство в этом деле принадлежит Каменскому заводу, где уже в самом начале XVIII века первыми на Урале начали выплавлять чугун и изготавливать из него не только орудийные стволы, но и различные изделия домашнего обихода.

По одной из точек зрения традиции художественного литья на Каменском заводе «пошли» от украшения стволов пушек – самых первых и долгое время самых главных его изделий. Это были вензеля, гирлянды и другие простейшие рисунки на туловах орудий.

По другой точке зрения зарождение именно каменского художественного литья, впоследствии всемирно прославившегося, более прозаично и буднично. Оно выросло из насущной необходимости местного населения сначала в простейших, а потом всё более и более сложных бытовых вещах. Которые, по большей своей части, сопутствовали основному производству, и лишь в определенные промежутки времени являлись основной продукцией предприятия. На каменском, как в последствии и на множестве других уральских чугунолитейных заводах, местные мастера-умельцы отливали узорчатые гири, чугунную посуду, мебель, заслонки к печам. Немало отливалось ими и узорчатых решеток и оград.

Наиболее распространенным видом каменского чугунного литья в 18 веке были плиты и доски, богатого оформления. Каменск выпускал также немало изделий обиходного назначения, которые не повторялись в ассортименте других уральских заводов (маскароны, иконки, плакетки библейской тематики). Особенность каменского литья главным образом состоит в том, что в нем в полном смысле запечатлено много выдумки, импровизации, «самодеятельности» мастеров в сравнении с другими заводами, где необходимо было неукоснительно следовать жестким требованиям скульпторов-профессионалов. Все это делалось сначала для внутреннего заводского пользования и лишь впоследствии каменское художественное литьё шагнуло далеко за пределы города и страны, и получило всемирную славу.

Во второй половине 18 в. Россия достигает расцвета как могучая мировая держава. Замечательных успехов достигает русская архитектура. В строительстве все шире начинают применяться железо и чугун, используемые для опор, перекрытий и т.д. Из него выковывают и отливают декоративные решетки то с мягкими, словно бегущими, как круги по воде, узорами, то с застывшими, как гвардейцы, строгими рядами чугунных пик. Эти решетки украшают балконы зданий, многочисленные мостики.

Вершиной каменского художественного литья по праву можно считать выполнение императорского заказа - «Готические чугунные ворота», которая положила начало всемирно известной уникальной коллекции металлических парковых сооружений конца XVIII века, которая находится в Царском Селе под Санкт-Петербургом.

Во второй половине 18 века выпуск художественного чугунного литья и его усложнившиеся формы, однако, оно было лишь частью основной продукции завода и не определяло его промышленно-экономического профиля. Основной продукцией были военные заказы – орудийные стволы, ядра, снаряды.                                                                                     

В конце XIX века на Каменском заводе значительно расширяется ассортимент художественного литья, появляются пепельницы и подсвечники. С началом Первой мировой войны завод перешел исключительно на выпуск военной продукции.

После революции художественное литье на заводе пришло в упадок. В 1922 году предприятие и вовсе было ликвидировано.

Сегодня художественная ковка в Каменске-Уральском возрождается благодаря усилиям энтузиастов кузнечного дела. На территории города существует несколько частных кузниц и индивидуальных мастеров, занимающихся этим промыслом:                      

- Каменская кузница (руководитель -Подлубнов Андрей Владимирович);                          

- ООО «Сварог» (руководитель -Устьянцев Владислав Анатольевич);                     

- ИП Оберман Валерий Робертович;                                                                                          

- «Уральский молот» (руководитель - Фадеев Александр Александрович). 

Ассортимент изделий. Спектр изделий, изготовляемых на заказ очень широк:кованые ворота, решетки, заборы, ограждения, столы, скамейки, различные интерьерные изделия, кованые светильники, люстры и фонари, дымники, различные украшения для камина, мангалы, кованые входные группы и много всевозможных изделий из стали.

Художественное литьё и ковка металла представлено в городе Каменске-Уральский пятью индивидуальными предпринимателями, занимающимися кузнечным делом.

Исторически, ко времени составления Уставной грамоты по Каменской волости (1863 год) в Каменском заводе числилось 55 кузниц, возведённых с дозволения заводского начальства с давних времён.

В 1881 году Каменским волостным правлением была дана краткая характеристика местного промысла по производству металлических изделий. Промысел «возник исстари». «Работами занимаются одни семейные без найма рабочих людей. Производство промысла совершается круглый год. Земледелием кузнецы не занимаются. Металлические изделия приготовляются обыкновенного качества». Продукция такова: «Кузнечные изделия: гвозди, ухваты, кочерги, ковши, ножи, петли, оси и прочее. Земледельческие орудия: сошники, боронные зубья, лопаты, вилы, кирки и серпы. Плотничные, слесарные и столярные инструменты: топоры, долота, клещи, молотки, подпилки, отвёртки и прочее».

В 1890 году кузнечным ремеслом в Каменском заводе постоянно занималось до 49 человек, из числа которых до 37 принадлежат к семействам самих хозяев кузнецов, а 12 человек наёмных рабочих.

На Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке, проходившей в Екатеринбурге в 1887 году, в Кустарном отделе свои изделия представили три кузнеца из Каменского завода, и все они получили награды. Семён Николаевич Анциферов за хорошее приготовление стальных центровок и буравчиков награждён малой серебряной медалью Министерства Финансов. Иван Ксенофонтович Косяков – за удовлетворительное изготовление топоров награждён бронзовой медалью Министерства Финансов. Егор Афиногенович Бутаков – за приготовление серпов и молотков, удостоен Почётного отзыва Уральского Общества Любителей Естествознания.

В конце XIX века получил распространение просечной металл как направление ремесла, связанного с кузнечным делом. Создавались навершия для печных труб, флюгеры, гребни, идущие по коньку и фронтону, воронки водосточных труб, декорированные ажурной просечкой.

На сегодняшний день в городе кузнечные традиции сохраняют индивидуальные предприниматели, занимающиеся художественной ковкой: ООО «Сварог» (Устьянцев В.А.), ИП Фадеев А.А. («Уральский молот»), ИП Светлаков С.А., ИП Подлубнов А.В. («Каменская кузница»), ИП Оберман В. Р.

Художественным литьём на Каменском заводе начали заниматься ещё в первой половине XVIII века. В конце 1770-х годов в Петербург были отправлены четыре чугунные люстры «тонкой работы» и дюжина круглых скульптур для украшения императорского парка.

Наивысшее достижение каменских мастеров в области архитектурного литья стало изготовление в 1778 году чугунной арки для Екатерининского парка в Царском Селе (по проекту Ю.М. Фельтона).

В XIX веке на Каменском заводе под заказ, штучно и малыми партиями отливались различные бюсты, пресс-папье, подсвечники, пепельницы.

Производство художественного литья продолжалось до начала Первой мировой войны.

В 1922 г. в городе начала работу кустарная артель «Серп и молот». Отливались пепельницы по старым моделям. В начале 1950-х годов на литейном заводе «Вагранка» (бывшая артель «Серп и молот») был создан участок художественного литья. Его ассортимент состоял из скульптурных групп и статуэток. Кабинетное литьё на заводе «Вагранка» выпускалось малыми партиями с 1950 по 1964 годы, в основном по заказам предприятий и организаций.

Во второй половине ХХ века художественное литьё в качестве товаров народного потребления выпускал Каменск-Уральский литейный завод (КУЛЗ). В ассортименте: ажурные зеркальные рамы, столики, подсвечники и др.

Производство изделий из бересты  представлено в городе Каменске-Уральском двумя мастерами:

1) Пушкарева Вера Ивановна - мастер-самородок. Обучалась с детства различным ремёслам.Занимается художественной обработкой изделий из дерева и бересты, изготовлением народных кукол из данных материалов. Делает украшения, сувениры, цветы, крестьянскую утварь, картины, музыкальные шумовые инструменты, магниты, ёлочные игрушки, изделия из коры и бересты и мн. др. Сохраняет и пропагандирует традиции «простой технологии» плетения изделий из бересты. Художественной обработкой бересты занимается с 1998 года, ремеслу училась у народного мастера из республики Коми. Работает преподавателем дополнительного образования детей в Центре внешкольной работы Управления образования. В течение всей профессиональной деятельности работала с детьми, в том числе с детьми с ограниченными возможностями, воспитывая и обучая подрастающее поколение, была учителем физкультуры, воспитателем-инструктором, руководителем кружка, педагогом дополнительного образования в детских садах, общеобразовательных школах, школах-интернатах, детских домах России.С 2002 г. связана с Центром промыслов и ремёсел (г.Екатеринбург). С 2013 года является членом Союза мастеров Урала. С 2001 г. – постоянный участник городских, областных и всероссийских выставок, фестивалей, семинаров и других мероприятий.

2) Леонтьева Вера Александровна – по образованию ювелир (окончила училище художественной обработки металлов в селе Красное-на-Волге, которое является одним из известнейших центров ювелирного промысла, получила диплом художника-мастера с квалификацией «ювелир»). Ею разработана авторская техника филигранной обработки бересты, в которой художник использовала навыки ювелира. Эта технология позволяет создать из простой березовой коры художественные произведения, сопоставимые по впечатлению с ювелирными изделиями из драгоценных металлов и камня. Единственный конкурент «леонтьевской» технологии - ажурная или прорезная береста (г.Томск), но эта техника больше подходит для домашней утвари: солонки, хлебницы, посуда для хранения круп и жидкостей, для засолки грибов, овощей и ягод. Делать же такие произведения искусства, как В.А.Леонтьева,  вряд ли кто-то научится в ближайшее время.

Маклашова Елена Николаевна–мастер по декоративной росписи (урало-сибирская роспись по дереву, нижнетагильская роспись по металлу). Образование: Уральское училище прикладного искусства, специальность нижнетагильская художественная роспись (1989 г.),  Нижнетагильская Государственная Социально-педагогическая Академия, художественно-графический факультет (2004 г.), Екатеринбургская Православная Учительская Семинария, специальность педагог церковно-приходской школы, (2009 г.). С 1990 года по настоящее время работает педагогом в ГБУДО «Каменск-Уральская детская художественная школа №1», специализируется на преподавании живописи и прикладной композиции.

Елена Николаевна владеет методами научно-исследовательской, экспериментальной работы. Ею разработаны методические пособия к урокам, которые используются на практике с применением теории формирования действий П.Я.Гальперина. Для улучшения усвоения учащимися учебного материала, развития ими умения самостоятельно творчески работать, Е.Н.Маклашова предусматривает применение на протяжении всего курса живописи цикла домашних заданий, сходных по задачам классным постановкам. Опора на теорию П.Я.Гальперина в ходе уроков способствует тому, что в процессе обучения ребята, опираясь на предложенную им преподавателем схему действия, самостоятельно выстраивают для себя наиболее приемлемый для них ход решения учебной задачи. Дети развивают способность раскрывать собственную творческую направленность, субъективное восприятие действительности, что и проявляется в самостоятельных домашних работах. Текст выступления опубликован в методическом сборнике Каменск-Уральского методического отделения в 2010 году.                                                                                           

Как преподаватель декоративно-прикладного искусства Е.Н. Маклашова составила программу «Преподавание урало-сибирской росписи по дереву и нижнетагильской художественной росписи по металлу в ДХШ и ДШИ». Программа длительное время являлась единственной в области. Она приобрела известность среди преподавателей ДХШ и ДШИ, по программе проводились методические занятия с преподавателями города и области. Программа учитывает связь стилистических приёмов уральскогоиконописания и приёмов в изображении фигур в нижнетагильской традиции, раскрывает региональный компонент при изучении русской народной культуры, ориентирует на постижение нравственных принципов.                  

С 2006 по 2009 годы Елена Николаевна занималась с детьми в свободное от работы время, организуя досуг учащихся ДХШ № 1 и других ребят города и района (п. Мартюш, с. Брод), входящих в состав учеников церковно-приходской школы прихода во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова, где преподавала изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Окончив в 2009 году Екатеринбургскую Православную Учительскую Семинарию, педагог предложила к практическому применению авторскую программу «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство в церковно-приходских школах», рассмотренную священнослужителями, художниками и преподавателями ИЗО и ДПИ художественных школ области, членами Областного Экспертного Совета по аттестации педагогов. Программа защищалась, и была утверждена в 2008 году в Екатеринбурге на IV Епархиальном съезде законоучителей, являющимся подготовкой к XVII Международным Рождественским образовательным чтениям Московского Патриархата. С 2009 года Е.Н. Маклашова ведёт школу для взрослых в приходе во имя апостола Иоанна Богослова и огласительные беседы перед крещением в храме во имя Архистратига Михаила в микрорайоне Южном           .                      

На методическом уровне преподаватель неоднократно проводила мастер-классы и участвовала в конференциях и семинарах по декоративно-прикладному и академическому искусству для преподавателей города, района и области.

Мастерица делает изделия с росписью по дереву, бересте, металлу, ткани.

Е.Н. Маклашова является участницей выставок, фестивалейи конкурсов областного, регионального и всероссийского значения.

 

Ильенко Николай Иванович– мастер камнерезного искусства. Образование высшее, УПИ, радиотехника (1967 г.). 

Камнерезному делу обучался самостоятельно. Может давать мастер-классы, имеет учеников. Работал с 2004 по 2011 гг. педагогом дополнительного образования в Доме туризма и краеведения в кружке «Юные камнерезы».                                                                                                         Многолетний участник «Рождественского поэтического конкурса» в г. Каменске-Уральском                                                                                                                                    

Публикации о мастере:

- С. Андреева. «На бумаге и камне». Каменский рабочий №79;                                            

- Н. Ильенко. «Тропою Шевалева». Н. В. Шевалева. Неугасимый свет его души;              

- Н. Ильенко. «История двух скульптурных миниатюр». ВЕСИ № 8, 2008;                        

- М. Рублева, Н. Ильенко, «Шевалевский сад камней». Уральский следопыт. Май 2008;  

- С. Шварева. «Душа и камень». Каменский рабочий № 83, 27.10 2011;                               

- ТВ-ГОНГ. Телерепортаж «Портреты». Ноябрь 2011;                                                            

- Ю. Кузьмина. «Душа не камень». Уральский рабочий. 05.11.2011;                                     

- С. Шварева. «Красота из-под резца». Уральский рабочий. 18.12.2013;                   

- Ю. Ильина. «Здавствуй, Урал!». Графо-Platinum № 42, 2014;                                               

- Н. И. Ильенко «Моя «золотая лихорадка». Вестник краеведа, № 6-2014;                           

- Графо-Platinum № 43, 2014-2015;                                                                                  

- Н. И. Ильенко. «Маркова ямка». Вестник краеведа, № 7-2015;                                            

- Время по компасу. Репортаж о выставке «Каменная палитра Синары». 22.09.2015;        

- О. Бортник. «Каменная палитра Синары». Новый компас. 17.09.2015;                              

- Т. Ксенофонтова. «Агат – камень радостный, а главное, наш». Новый компас. 01.10.2015;

- «Фантастический мир яшмы». Новый компас. 30.03.2017;                                                  

- Н. Ильенко. «Город для души». Каменский рабочий № 1. 03.01.2019;                               

- «Певец каменных россыпей…». Лучшие из лучших. 2019.              

Н.И. Ильенко делает изделия из камня, сувениры, ювелирные изделия. Реализует их, участвуя в выставках-продажах, ярмарках.

С 2000 года Николай Иванович - постоянный участник городских художественных выставок и выставок-продаж «Арт-Посад». Является организатором, идейным вдохновителем и участником всех выставок камнерезного искусства в выставочном зале краеведческого музея. Николай Иванович – автор почти полусотни экспозиций в Каменске-Уральском, Екатеринбурге, Москве и других городах России.                         

Лауреат премии главы города Каменска-Уральского «За активную жизненную позицию» (2011 г.).                                                                                                                                                

В 2019 году Николаю Ивановичу присуждена городская премия «Браво» в номинации «Мастер» (Постановление Главы Администрации города от 05.07.2019 № 561).       

Также является участником городских, областных, региональных выставок, фестивалей.

 

Функционирование клубных формирований в культурно-досуговой сфере

 

1) На базе МАУК «Социально-культурный центр городаКаменска-Уральского» работает клубное формирование «Мастерица».                                                              

Направление творческой деятельности: обработка коры берёзы и изготовление изделий из бересты.                                                             

Количество участников: 10            человек.                                                                  

Год создания: 2016.                                                                                                                      

Руководитель -  Пушкарёва Вера Ивановна.                  

Клубное формирование принимает участие в различных фестивалях, конкурсах, мастер-классах.                   

                                                                                 

2) На базе МАУК «Социально-культурный центр города Каменска-Уральского» функционирует клубное формирование «Удивительный мир камня».                                                           Направление творческой деятельности:  панно, украшения и сувениры из камня.                    

Количество участников:  10.                                                                                           

Год создания: 2018.             

Руководитель: Басаргина Алевтина Ивановна.                                                                        

Клубное формирование принимает участие в различных фестивалях, конкурсах, мастер-классах.

                                                                      

                                              

 

 

 

 

 

 

 

 


Художественная обработка металла

       Уже с XVIII века на многих заводах Среднего Урала существовало художественное литье из чугуна. Не был исключением и Каменский чугуноплавильный и железоделательный завод, первым на Урале отливший
чугун и начавший выпуск пушек и других видов орудий. В 1682 году Далматовский Успенский монастырь наладил на своем производстве выпуск кричного железа, а в 1699 году этот завод отошел к казне и действовал до 1926 года. С 1701 года опытные мастера чугунолитейного дела оснащали мощной артиллерией армию и русский флот. К концу XVIII века выпуск оружия постепенно прекратился и завод перешел на выпуск бытового и художественного литья; в частности, здесь отливали узорные чугунные
половые доски. Самым известным памятником художественного литья из чугуна Каменского завода является декоративная арка в готическом стиле, заказ на отливку которой поступил из Санкт-Петербурга в 1777 году.
Узорчатая арка из уральского чугуна, украшенная четырьмя женскими фигурами, была перевезена в Петербург и украсила живописный парк Екатерининского дворца в Царском Селе. Высота ажурного сооружения – около двенадцати, ширина – почти семь метров, вес – тридцать тонн! Готическая арка стоит в одном ряду с выдающимися образцами декоративно- прикладного искусства и является шедевром отечественного художественного литья.

      Еще одним направлением художественного литья на уральских заводах было колокололитейное дело. Освоение технологии получения меди способствовало замене распространенных ранее сигнальных чугунных досок, железных и деревянных бил на бронзовые колокола. Один из первых колоколов был отлит в Каменском заводе в 1702 году. На современном этапе возрождение духовной культуры во многом
способствовало восстановлению храмовой архитектуры. По этой причине возникла необходимость в возрождении колокололитейного производства. В Каменске-Уральском в 1991 году благодаря инициативе
инженера Н. Пяткова была освоена отливка колоколов весом от 8 до 1 380 т. В последующие годы фирма прочно заняла лидирующие позиции на российском колокололитейном рынке. Сегодня Каменск-Уральский можно считать полноправной колоколитейной столицей Урала, что подтверждается многочисленными дипломами за безупречное качество выпускаемых ЗАО «Пятков и Кº» колоколов.

       Изготовленные в Каменске-Уральском колокола сегодня звучат не только во многих уголках России, но и на Украине, в Казахстане, Молдове, Прибалтике, США и в других странах ближнего и дальнего зарубежья.
Изделия фирмы «Пятков и Кº» являются украшением храма Василия Блаженного, Донского монастыря, Патриаршего подворья, Валаамского монастыря (Москва), городов Золотого кольца России, Санкт-Петербурга,
Пскова, Новгорода, Иркутска, Омска, Улан-Удэ, Верхотурья, Екатеринбурга и др. Даже для театра оперы и балета Екатеринбурга был отлит полный набор мелодичных колоколов. ЗАО «Пятков и Кº» – победитель многих престижных всероссийских и международных конкурсов. Это единственное российское предприятие, принятое в Европейский клуб производителей колоколов. С 2004 года в городе проводится фестиваль колокольного звона, получивший всероссийское признание как один из лучших проектов в сфере событийного туризма.

       Развивалось в Каменске-Уральском, как и во многих уральских городах, и кузнечное дело. Каменские умельцы изготавливали бытовую и церковную утварь: оконные решетки, железные цепи для подвешивания купелей и паникадил. Возведение в период XVIII–XIX веков крупных архитектурных сооружений в городах и горнозаводских поселках Урала положило начало самобытному направлению – художественной ковке и гнутью металла, в которых использовался богатейший арсенал технологических способов и приемов обработки металла. С расцветом архитектуры возросла потребность в кованых художественных изделиях: замках, ручках, кронштейнах, флюгерах, ажурных интерьерных перегородках, балконных решетках, монументальных оградах. Сегодня в городе работает несколько коллективов, занимающихся художественной ковкой. Мастерская «Каменская кузница» занимается изготовлением кованых изделий любой сложности (ворота, заборы, решетки, ограждения, перила, калитки, кованая мебель и предметы интерьера). Также ковкой занимаются в кузнице «Уральский молот», в ООО «Уральский завод художественной ковки», в студии ковки «Воин».

Художественная обработка дерева и бересты

      Мастер Александр Чемезов (г. Каменск-Уральский) является автором уникальных деревянных распятий Христа. Первое распятие, вырезанное в 2001 г., после международной выставки ритуальных услуг в Москве заняла свое место в Новосибирске. Вторая работа мастера была установлена в родном городе. А в 2015 году А. Чемезов своими руками построил часовню в дачном поселке Ключики в пригороде Каменска-Уральского. Часовняосвящена и уже действует. В 2009 году в г. Каменск-Уральском освоила выпуск художественных изделий из бересты В.А. Леонтьева. Элементы декора на ее сувенирных изделиях в виде различных сказочных персонажей выполнены в уникальной филигранной технике, напоминающей знаменитую в России скань. С берестой много лет работает и мастер В. И. Пушкарева, педагог по образованию и энтузиаст-пропагандист народных ремесел.

Художественная керамика

      В Каменске-Уральском работает частная гончарная мастерская «Глинушка» Юлии и Сергея Мальшаковых. Мастерская производит керамические декорации для мини-садов и аквариумов, сувениры для раскрашивания и декупажа, формы для выпечки хлеба, украшения авторской работы, художественную керамику по авторским разработкам скульптора мелкой пластики. Известный мастер Олег Ирискин, дипломант I симпозиума по фарфору в г. Капчагай Алма-Атинской области, создает свои произведения (бюсты, вазы) из фарфора и яшмовой массы.

Ткачество

      Самый известный мастер по художественному ткачеству в Каменске- Уральском - Ирина Васильева, участница конкурса «Лучший Каменский сувенир-2019», городских и региональных ярмарок, областной выставки "Урал объединяет народы», фестивалей "Перволетье", "Уральский Хоровод", «Гой есИ». Мастерица сама разрабатывает орнаменты на основе народных традиций. Среди ее произведений тканые пояса, очелья, браслеты, амулеты, половики и декоративные скатерти.

Пушкарева Вера Ивановна - мастер-самородок. Обучалась с детства различным ремёслам.Занимается художественной обработкой изделий из дерева и бересты, изготовлением народных кукол из данных материалов. Делает украшения, сувениры, цветы, крестьянскую утварь, картины, музыкальные шумовые инструменты, магниты, ёлочные игрушки, изделия из коры и бересты и мн. др. Сохраняет и пропагандирует традиции «простой технологии» плетения изделий из бересты. Художественной обработкой бересты занимается с 1998 года, ремеслу училась у народного мастера из республики Коми. Работает преподавателем дополнительного образования детей в Центре внешкольной работы Управления образования. В течение всей профессиональной деятельности работала с детьми, в том числе с детьми с ограниченными возможностями, воспитывая и обучая подрастающее поколение, была учителем физкультуры, воспитателем-инструктором, руководителем кружка, педагогом дополнительного образования в детских садах, общеобразовательных школах, школах-интернатах, детских домах России.С 2002 г. связана с Центром промыслов и ремёсел (г.Екатеринбург). С 2013 года является членом Союза мастеров Урала. С 2001 г. – постоянный участник городских, областных и всероссийских выставок, фестивалей, семинаров и других мероприятий.

2) Леонтьева Вера Александровна – по образованию ювелир (окончила училище художественной обработки металлов в селе Красное-на-Волге, которое является одним из известнейших центров ювелирного промысла, получила диплом художника-мастера с квалификацией «ювелир»). Ею разработана авторская техника филигранной обработки бересты, в которой художник использовала навыки ювелира. Эта технология позволяет создать из простой березовой коры художественные произведения, сопоставимые по впечатлению с ювелирными изделиями из драгоценных металлов и камня. Единственный конкурент «леонтьевской» технологии - ажурная или прорезная береста (г.Томск), но эта техника больше подходит для домашней утвари: солонки, хлебницы, посуда для хранения круп и жидкостей, для засолки грибов, овощей и ягод. Делать же такие произведения искусства, как В.А.Леонтьева,  вряд ли кто-то научится в ближайшее время.

Маклашова Елена Николаевна–мастер по декоративной росписи (урало-сибирская роспись по дереву, нижнетагильская роспись по металлу). Образование: Уральское училище прикладного искусства, специальность нижнетагильская художественная роспись (1989 г.),  Нижнетагильская Государственная Социально-педагогическая Академия, художественно-графический факультет (2004 г.), Екатеринбургская Православная Учительская Семинария, специальность педагог церковно-приходской школы, (2009 г.). С 1990 года по настоящее время работает педагогом в ГБУДО «Каменск-Уральская детская художественная школа №1», специализируется на преподавании живописи и прикладной композиции.

Елена Николаевна владеет методами научно-исследовательской, экспериментальной работы. Ею разработаны методические пособия к урокам, которые используются на практике с применением теории формирования действий П.Я.Гальперина. Для улучшения усвоения учащимися учебного материала, развития ими умения самостоятельно творчески работать, Е.Н.Маклашова предусматривает применение на протяжении всего курса живописи цикла домашних заданий, сходных по задачам классным постановкам. Опора на теорию П.Я.Гальперина в ходе уроков способствует тому, что в процессе обучения ребята, опираясь на предложенную им преподавателем схему действия, самостоятельно выстраивают для себя наиболее приемлемый для них ход решения учебной задачи. Дети развивают способность раскрывать собственную творческую направленность, субъективное восприятие действительности, что и проявляется в самостоятельных домашних работах. Текст выступления опубликован в методическом сборнике Каменск-Уральского методического отделения в 2010 году.                                                                                           

Как преподаватель декоративно-прикладного искусства Е.Н. Маклашова составила программу «Преподавание урало-сибирской росписи по дереву и нижнетагильской художественной росписи по металлу в ДХШ и ДШИ». Программа длительное время являлась единственной в области. Она приобрела известность среди преподавателей ДХШ и ДШИ, по программе проводились методические занятия с преподавателями города и области. Программа учитывает связь стилистических приёмов уральскогоиконописания и приёмов в изображении фигур в нижнетагильской традиции, раскрывает региональный компонент при изучении русской народной культуры, ориентирует на постижение нравственных принципов.                  

С 2006 по 2009 годы Елена Николаевна занималась с детьми в свободное от работы время, организуя досуг учащихся ДХШ № 1 и других ребят города и района (п. Мартюш, с. Брод), входящих в состав учеников церковно-приходской школы прихода во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова, где преподавала изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Окончив в 2009 году Екатеринбургскую Православную Учительскую Семинарию, педагог предложила к практическому применению авторскую программу «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство в церковно-приходских школах», рассмотренную священнослужителями, художниками и преподавателями ИЗО и ДПИ художественных школ области, членами Областного Экспертного Совета по аттестации педагогов. Программа защищалась, и была утверждена в 2008 году в Екатеринбурге на IV Епархиальном съезде законоучителей, являющимся подготовкой к XVII Международным Рождественским образовательным чтениям Московского Патриархата. С 2009 года Е.Н. Маклашова ведёт школу для взрослых в приходе во имя апостола Иоанна Богослова и огласительные беседы перед крещением в храме во имя Архистратига Михаила в микрорайоне Южном           .                      

На методическом уровне преподаватель неоднократно проводила мастер-классы и участвовала в конференциях и семинарах по декоративно-прикладному и академическому искусству для преподавателей города, района и области.

Мастерица делает изделия с росписью по дереву, бересте, металлу, ткани.

Е.Н. Маклашова является участницей выставок, фестивалейи конкурсов областного, регионального и всероссийского значения.

 

Ильенко Николай Иванович– мастер камнерезного искусства. Образование высшее, УПИ, радиотехника (1967 г.). 

Камнерезному делу обучался самостоятельно. Может давать мастер-классы, имеет учеников. Работал с 2004 по 2011 гг. педагогом дополнительного образования в Доме туризма и краеведения в кружке «Юные камнерезы».                                                                                                         Многолетний участник «Рождественского поэтического конкурса» в г. Каменске-Уральском                                                                                                                                    

Публикации о мастере:

- С. Андреева. «На бумаге и камне». Каменский рабочий №79;                                            

- Н. Ильенко. «Тропою Шевалева». Н. В. Шевалева. Неугасимый свет его души;              

- Н. Ильенко. «История двух скульптурных миниатюр». ВЕСИ № 8, 2008;                        

- М. Рублева, Н. Ильенко, «Шевалевский сад камней». Уральский следопыт. Май 2008;  

- С. Шварева. «Душа и камень». Каменский рабочий № 83, 27.10 2011;                               

- ТВ-ГОНГ. Телерепортаж «Портреты». Ноябрь 2011;                                                            

- Ю. Кузьмина. «Душа не камень». Уральский рабочий. 05.11.2011;                                     

- С. Шварева. «Красота из-под резца». Уральский рабочий. 18.12.2013;                   

- Ю. Ильина. «Здавствуй, Урал!». Графо-Platinum № 42, 2014;                                               

- Н. И. Ильенко «Моя «золотая лихорадка». Вестник краеведа, № 6-2014;                           

- Графо-Platinum № 43, 2014-2015;                                                                                  

- Н. И. Ильенко. «Маркова ямка». Вестник краеведа, № 7-2015;                                            

- Время по компасу. Репортаж о выставке «Каменная палитра Синары». 22.09.2015;        

- О. Бортник. «Каменная палитра Синары». Новый компас. 17.09.2015;                              

- Т. Ксенофонтова. «Агат – камень радостный, а главное, наш». Новый компас. 01.10.2015;

- «Фантастический мир яшмы». Новый компас. 30.03.2017;                                                  

- Н. Ильенко. «Город для души». Каменский рабочий № 1. 03.01.2019;                               

- «Певец каменных россыпей…». Лучшие из лучших. 2019.              

Н.И. Ильенко делает изделия из камня, сувениры, ювелирные изделия. Реализует их, участвуя в выставках-продажах, ярмарках.

С 2000 года Николай Иванович - постоянный участник городских художественных выставок и выставок-продаж «Арт-Посад». Является организатором, идейным вдохновителем и участником всех выставок камнерезного искусства в выставочном зале краеведческого музея. Николай Иванович – автор почти полусотни экспозиций в Каменске-Уральском, Екатеринбурге, Москве и других городах России.                         

Лауреат премии главы города Каменска-Уральского «За активную жизненную позицию» (2011 г.).                                                                                                                                                

В 2019 году Николаю Ивановичу присуждена городская премия «Браво» в номинации «Мастер» (Постановление Главы Администрации города от 05.07.2019 № 561).       

Также является участником городских, областных, региональных выставок, фестивалей.

 

Анчугов Дмитрий Михайлович – история православия. История Каменского приисетья                                Белоусова Татьяна Александровна – история развития туризма в городе и районе                                  Бунькова Евгения Андреевна – история села Травянского. 

Гаврилова Светлана Игоревна – архитектура г. Каменска-Уральского 

Гусев Валерий Александрович – история народного образования. География Каменского края                    Ермаков Владислав Иванович – история города  XVII-XX век     

Зенкова Любовь Васильевна – история Каменского Завода 17-19 век. 

Ильенко Николай Иванович – геология, камнерезное дело

Липина Татьяна Николаевна – культовые сооружения Свердловской и Курганской областей.                      Лыков Евгений Борисович – Пугачев на Урале, история каменских пушек

Лысков Антон Павлович – история Каменска-Уральского ХХ век.                      

Новиков Анатолий Владимирович – административное и территориальное деление, государственные и правоохранительные органы                                                                               

Рублева Марина Владимировна – геология Каменского района.

Сарабанская Людмила Анатольевна – история своего рода и история поселка Чкаловский                        Сидоров Владимир Александрович – история Каменска-Уральского в фотографиях, город в ХХ веке.          Тимофеев Александр Евгеньевич – история каменских пушек, Каменск в годы Великой Отечественной войны.

Юровский Александр Александрович – История Каменского Завода, Гражданская война на Урале.