Каменский городской округ

пос. Мартюш
с. Рыбниковское
с. Сипавское
с. Колчедан
с. Новоисетское
с. Клевакинское
с. Травянское
д. Брод
Общая информация о районеИсторическая справкаДостопримечательностиСовременное состояние ТНКФольклорные коллективыМузыкальные традицииХудожественные промыслы и ремёсла МастераКраеведение

Территория - 2146,02 кв.км.
Население - 28,921 т.ч.
Относится к Южному управленческому округу.
Административный центр — п.г.т. Мартюш.

В состав Каменского городского округа входят 65 населенных пунктов:  с. Барабановское, д. Бекленищева, д. Беловодье, д. Белоносова, д. Богатенкова, д. Боёвка, с. Большая Грязнуха, д. Брод, д. Бубнова, д. Гашенёва, пос. Горный, д. Давыдова, с. Исетское, с. Кисловское, с. Клевакинское, д. Ключи, д. Ключики, пос. Кодинский, пос. Колчедан, с. Колчедан, д. Комарова, д. Крайчикова, д. Кремлёвка, пос. Лебяжье, пос. Ленинский, д. Мазуля, д. Малая Белоносова, д. Малиновка, с. Маминское, пгт. Мартюш, д. Мосина, д. Мухлынина, с. Новоисетское, пос. Новый Быт, пос. Октябрьский, с. Окулово, пос. Первомайский, д. Перебор, с. Пирогово, с. Позариха, с. Покровское, д. Потаскуева, д. Походилова, с. Рыбниковское, д. Свобода, пос. Синарский, с. Сипавское, с. Смолинское, с. Соколова, с. Сосновское, д. Старикова, пос. Степной, с. Травянское, пос. Травяны, с.Троицкое, д. Чайкина, д. Часовая, д. Черемисская, с. Черемхово, д. Черноскутова, д. Черноусова, д. Чечулина, д. Шилова, с. Щербаково.

Состав населения: (по данным 2010 года) русские — 91,7 %, татары — 1,9 %, удмурты — 1,7 %, башкиры — 1,2 %.

Каменский городской округ – один из юго-восточных районов современной Свердловской области, с административным центром в городе Каменск-Уральский. 

До заселения и освоения этих территорий русскими, они входили в зону расселения зауральских башкирских племен. В ХVII веке происходят важные изменения в историческом развитии этой территории. Вхождение Зауралья в состав Русского государства способствовало началу активного освоения и заселения русскими этих территорий. В ХVII – начале ХVIII веках на Каменской земле возникают старожильческие русские деревни, села, формируются заводские поселения.

Старейшим поселением на территории округа можно считать село Клевакинское, впервые упомянутое в исторических документах в 1624 году. С 1630 года известна д. Щербакова, в это же время возникает село Клевакинское, с 1650 года ведет свою историю село Колчедан, первоначально возникшее как Колчеданский острог опорной Исетской линии, позднее острог становится селом.

Село Темновское (ныне – с. Исетское) отсчитывает свою историю с 1645 года, времени основания села.  В самом конце ХVII века (1694 год) возникает село Черемхово. В начале ХVIII века появляются села Покровское, деревня Потаскуево и другие населенные пункты района.

Переселенцы, осваивавшие каменские земли, были выходцами с разных территорий России и Урала. Среди них бывшие жители Ирбитской и Невьянских слобод, выходцы из Кунгура, с Казанской стороны, из районов Русского Севера.

С конца ХVII века начинается история и города Каменск-Уральского – промышленного и административного центра этой территории. Запасы железной руды, найденные на берегах реки Исети и Каменки, послужили началом становления здесь промышленного производства и основания поселения. Как свидетельствуют исторические источники, первыми здесь обосновались крестьяне Далматовского монастыря, который попросил эти земли в свое владение. В 1701 году было принято решение о строительстве здесь железоделательного завода, и в этом же году был выплавлен первый чугун. Каменский завод был первым чугунолитейным заводом на Урале.

Каменский городской округ – традиционно территория компактного проживания русских. Согласно данным переписи 1926 года, на территории Каменского городского округа русские занимали значительное большинство: в составе населения района – 99,6%. Лишь в советский период в итоге индустриализации и миграции населения внутри страны, этнический состав населения города и округа усложняется, однако, по-прежнему русские составляют основное и доминирующее население территории, вторыми по численности следуют татары, далее – другие этнические группы.

Этнокультурное своеобразие города Каменск-Уральский и его окрестной территории типично для регионов Среднего Урала.

В Каменском заводе мы наблюдаем вариант горнозаводской культурной традиции, связанной с дифференциацией общества на разные категории (рабочих, служащих, мастеровых), с промежуточными вариантами форм традиционной культуры между крестьянской и городской. Для сельской территории района характерно бытование крестьянских вариантов традиционной культуры, близость культурных форм северно-среднерусским традициям в русских говорах, особенностях материальной и духовной культуры.


На территории округа находятся  памятники архитектуры областного значения:

 Церковь Святого Николая Чудотворца — православный храм в селе Исетское, Свердловской области. В центре села, на возвышенности, в нескольких десятках метров от реки Исети, находится не действующая много лет Николаевская церковь 1917 года постройки.

 Церковь Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла — храм Каменской епархии Русской православной церкви, расположенный в селе Кисловское Каменского городского округа Свердловской области. (1832—1846 годы)

 Храм Введе́нияПресвято́йБогоро́дицы во Храм (или кратко Введе́нскаяце́рковь) — православный храм в селе Травянское Каменского городского округа Свердловской области. Первая деревянная церковь на каменном фундаменте иждивением прихожан была заложена в 1751 году на месте разобранной деревянной часовни. Церковь была освящена во имя Введения во храм Богоматери в 1753 году. 

 В западном въезде в село Смолинское находится церковь Ильи Пророка, 1823 года—1857 года Образец культовых зданий позднего классицизма и одновременно пример устойчивости барочных традиций на Урале во второй половине XIX века.  Пророко-Илиинская церковь, каменная, трехпрестольная. Заложена в 1823 году. 

  • Церковь Михаила Архангела (XIX век, село Маминское)
  • Церковь Флора и Лавра (1835 год, село Пирогово)
  • Церковь Тихвинская (1815—1839 годы, село Рыбниковское) 
  • Церковь Ильи Пророка (1823—1857 годы, село Смолинское)
  • Церковь Рождества Христова (начало XX века, село Сосновское)
  • Церковь Троицы Живоначальной (XIX—XX века, село Троицкое)

 

Среди специализированных учреждений, занимающихся сохранением традиционной народной культуры, на территории городского округа Каменск-Уральский, можно выделить два учреждения:

МБУК «Каменск-Уральский краеведческий музей им. И.Я.Стяжкина»

- МБУК «Досуговый комплекс «Современник»

 Специализированные учреждения, занимающиеся сохранением традиционной народной культуры в Каменском городском округе – Музей истории сельской культуры (структурное подразделение МБУК «Центральная библиотека Каменского городского округа»), МБУК «Культурно-досуговый центр Каменского городского округа», а также Краеведческое общество города Каменска-Уральского и Каменского района.

Этнокультурное своеобразие города Каменск-Уральский и его окрестной территории типично для регионов Среднего Урала.  В Каменском заводе мы наблюдаем вариант горнозаводской культурной традиции, связанной с дифференциацией общества на разные категории (рабочих., служащих, мастеровых), с промежуточными вариантами форм традиционно культуры между крестьянскими и городскими.  Для сельской территории района характерно бытование крестьянских вариантов традиционной культуры,  близость культурных форм северно-среднерусским традициям в русских говорах, особенностях материальной и духовной культуре.

Фольклорный коллектив, исполняющий аутентичный местный фольклорный материал – это Фольклорный коллектив села Сипава Каменского района. Село Сипава  расположено в 19 километрах на юг от города Каменск-Уральский, в верхнем течении реки Синарка. Село стало известным ещё в середине ХХ века, когда местный фольклорный ансамбль победил во всех региональных конкурсах традиционного крестьянского фольклора, и получил заслуженное признание. Участниками ансамбля были простые селяне, занимающиеся обычным сельским трудом. Но особенность людей этого коллектива в том, что они от природы наделены уникальным певческим даром. Их  мастерство в традиционной музыке было очень высоко, и оно сразу стало объектом большого интереса профессиональных музыкантов-фольклористов. Это был талант, помноженный на крестьянское трудолюбие. Сама душа народа оживала в их песнях. Создатель и первый руководитель Уральского народного хора, известный российский фольклорист и  музыковед Лев Львович Христиансен высоко ценил талант участников сипавского коллектива во главе с Натальей Фёдоровной Пироговой. Лев Львович ещё в 40-50-е годы сделал в селе Сипава первые записи местного фольклора, которые на этапе создания уральского хора оказали на него большое влияние.С тех пор началось плодотворное творческое общение профессионалов-музыкантов, фольклористов с носителями песенной традиции Урала – участниками ансамбля села Сипавское. Многие сегодняшние фольклорные коллективы Свердловской области начинали свой путь в освоении музыкальных традиций Урала именно с сипавских песен, многие учились этому мастерству непосредственно у сипавцев.

Фольклорный ансамбль села Сипава был создан в довоенное время. Началось всё с посиделок в сельской школе, которые проходили за прядением, вышиванием и другими женскими ремёслами, поэтому и назвали посиделки «Красная пряха».

Первым руководителем ансамбля села Сипава была Федосья Ефимовна Пирогова. С 40-х годов ХХ века руководство ансамблем перешло к её дочери- талантливой песельнице  Наталье Федоровне Пироговой. Семья Пироговых была чрезвычайно одарена музыкальным и певческим талантом. Но главной хранительницей фольклорных певческих традиций села Сипава была всё же именно Наталья Федоровна. Свой талант без задержки передавала людям, любого обратившегося к себе обучала и показывала, как следует петь традиционные песни. Исполнителей Наталья Фёдоровна искала неустанно в родном селе и в близлежащих сёлах. Её труд не пропал даром, и наследие фольклорного ансамбля села Сипава перенимают сегодня и взрослые, и дети.

Наталья Фёдоровна более полувека руководила ансамблем села Сипава. К сожалению, уже нет в живых этой знаменитой и трудолюбивой песельницы, а песни её всё ещё живы в народе, и продолжают жить, уже перешагнув границы села Сипава. Незаурядная личность Натальи Фёдоровны Пироговой, её талант и творческая деятельность оказали сильное влияние на развитие музыкальных традиций Урала.

Название

коллектива

Руководитель

Год

создания

Кол-во

участников

Репертуар

В каких фестивалях, конкурсах участвовали

1.

Ансамбль «Ладушки»

(МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа № 3»)

Терентьева Мария Владимировна

2005

22 чел.

Аутентичный местный фольклорный материал.

Народные песни, обработки народных песен

Участники

международных конкурсов «Северная Венеция» (Санкт-Петербург), «Дыхание весны» (Челябинск), «Земля – наш общий дом» (Каменск-Уральский);

межрегионального конкурса им.Л.Л.Христиансена (Екатеринбург);

областных конкурсов: «Раданье» (Екатеринбург), «Каравай» (Асбест)

2.

Народный коллектив ансамбль русской песни «Горенка» (Муниципального автономного учреждения культуры «Театр драмы г.Каменск-Уральского»)

 

 

 

Фольклорная программа «Кузьминики». Исполняют аутентичные образцы фольклора

 


Фольклорный коллектив, исполняющий казачий фольклор:

- Народный коллектив ансамбль песни и танца Муниципального бюджетного учреждения культуры «Дворец культуры «Юность».

Каменский район хорошо обследован музыковедами. В селе Сипавское с середины XX-го века сложился крепкий  певческий состав, исполняющий традиционные песни. Ансамбль просуществовал вплоть до начала XI-го века. Лидерство в ансамбле от своей матери по наследству приняла Татьяна Фёдоровна Пирогова. Обладая ярким музыкальным исполнительским и человеческим талантом, она укрепила исполнительские навыки многих поколений участников ансамбля. В 1996 году ансамбль села Сипавское был записан Свердловским областным домом фольклора (Екатеринбург) на  студии звукозаписи СГТРК. Издан музыкальный диск с аудио записями. В репертуар ансамбля входят протяжные, плясовые, хороводные и свадебные песни, романсы и частушки «под язык».

Пение этого женского ансамбля традиционно для Урала звучит в низкой тесситуре. В песнях отмечается  простое терцовое двухголосие с элементами варьирования в нижних голосах. Напевы широкие, диапазоном до октавы. В песнях сохранён диалект местной речи: оканье («молоко»), замена «ч» на «щ» («колещко»),   использование «с» вместо «ц» («девиса»).

 

Наличие художественных промыслов и ремёсел:

Согласно Постановлению Правительства Свердловской области от 06 марта 2013 г.   № 262-ПП, в городе Каменск-Уральском распространены следующие народные художественные промыслы: колокололитейное производство, производство изделий из бересты, художественное литье и ковка металла.

На территории Муниципального образования существуют и работают:

- ЗАО «Пятков и Кº» - литейное производство (колокола) (г.Каменск-Уральский)

- ООО «Оника» - художественная ковка (г.Каменск-Уральский)

- ИП Колосов А.В. - камнерезное творчество

- ИП Леонтьева В.А. – изделия из бересты

- ИП Сомов Л.В. – ювелирное производство

- ООО «Золотая аллея» - ювелирные мастерские (г.Каменск-Уральский)

- Мастерская керамики «Глинка»

и отдельные мастера, занимающиеся разными видами декоративно-прикладного искусства. Большинство из «прикладников» производят так называемое «городское искусство» и только некоторые мастера являются носителями народной традиции. По видам занятий декоративно-прикладным искусством в городе представлены направления: пластика, вышивка, резьба по дереву, резьба по камню, корнепластика и флористика, соломка, художественные ткани (гобелен, батик, роспись по ткани, пэчворк, аппликация), керамика, береста, бисероплетение, кружевоплетение, ювелирное дело, художественная роспись, оригами, конструирование куклы (авторская и народная).

 

Пушкарева Вера Ивановна - член Союза Мастеров Урала. Мастер по обработке и изготовлению изделий из берёсты.

Леонтьева Вера Александровна - мастер по обработке и изготовлению изделий из берёсты.По образованию – художник-ювелир. Окончила Красносельское училище художественной обработки металлов в поселке Красное-на-Волге, недалеко от Костромы. Работала по специальности. Переехала в город Каменск-Уральский, где преподавала в школе живопись и скульптуру. Со временем работа ювелира и учителя перестала нравиться. Перебрав несколько материалов и техник, В.А.Леонтьева остановила свой выбор на бересте, освоив это искусство самостоятельно. Мастерица решила уйти из школы и полностью посвятить себя изготовлению изделий из бересты. Сегодня В.А.Леонтьева известна как автор новой технологии – филигранная береста (эту технику называют ещё «ювелирной берестой»). В.А.Леонтьева подняла работу с берестой на уровень высокого искусства. Так, как уральская мастерица, с этим материалом не умеет работать никто в мире.Она создавает из бересты как миниатюры, так и объемные композиции со сложными и тончайшими деталями. Мастерице удалось решить одну из самых крупных  проблем - хрупкость этого природного материала.  Береста – теплый, дышащий материал, поэтому и берестяные звери, выполненные мастерицей, выглядят живыми, трогательными, настоящими. В.А.Леонтьева – участница городских, областных и международных выставок. Награждена дипломом Международного конкурса ювелирного камнерезного искусства.

Тарчинский Анатолий Алексеевич – мастер резьбы по дереву. Изготавливает  рельефные панно, скульптуры из дерева,миниатюры в стеклянных бутылках. Ранее работал плотником алюминиевого завода, ныне является рекордсменом по сдаче крови и почетным донором Российской Федерации.

Художественный промысел

Ф.И.О. мастера

1.

Резьба по камню

1.

Колосов Алексей Васильевич

2.

Ильенко Николай Иванович

 

2.

Резьба по дереву

1.

Тарчинский Анатолий Алексеевич

2.

Лавриненко Виктор Андреевич

 

3.

Обработка бересты

1.

Леонтьева Вера Александровна

2.

Пушкарева Вера Ивановна

 

 

 

Краеведением в округе занимается Шестернина Нина Григорьевна  –  заведующая музеем истории сельской культуры.