Городской округ Верхотурский

Верхотурье
пос. Привокзальный
с. Дерябино
с. Красногорское
пос. Лесозаводской
Общая информация о районеИсторическая справкаДостопримечательности

Территория: 4,926,00 кв.км.

Население: 16,416 т.ч.

Относится к Северному управленческому округу.

Административный центр — город Верхотурье.

В состав городского округа входят 13 территориальных органов администрации, объединяющих 52 населенных пункта:  Верхотурский горсовет (г. Верхотурье, пос. Калачик), Карпунинский поссовет (пос. Карпунинский), Привокзальный поссовет (пос. Привокзальный, пос. Разъезд 99-й), Глазуновский сельсовет (д. Глазуновка, д. Береговая, д. Добрынина, д. Заимка, д. Путимка), Дерябинский сельсовет (с. Дерябино, д. Бурлева, д. Воронская, д. Голубева, д. Запольская, д. Королева, д. Литовская, д. Лобанова, д. Малахова,д. Матюшина, д. Отрадново, д. Рассол), Карелинский сельсовет (пос. Карелино).

Городской округ Верхотурский  – один из северо-западных районов Свердловской области.

Исторически Верхотурье – одна из территорий расселения мансийского населения, которое проживало здесь еще до начала русской колонизации. К сожалению, численность мансийского населения была незначительной, и к настоящему времени оно проживает в более северных территориях. Однако угорский (мансийский) компонент представляется важным при обращении к историческому наследию и ранней истории территории.

Включение Зауралья в состав Русского государства происходит после похода Ермака в конце 1580-х годов. С этого же времени начинается активное заселение и освоение русскими крестьянами территории Зауралья. Уже в середине ХVII века русские становятся основным и преобладающим населением этой территории.

Важным для развития территории становится основание в 1598 году города Верхотурья, ставшего крупнейшим административным, хозяйственным, транспортным, культурным и духовным центром всего Зауралья.

Быстрое развитие города и прилегающей территории обусловлено его нахождением на магистральном пути из европейской части России в Сибирь. Город Верхотурье сыграл значительную роль в развитии региона. Импульс развития города связан с устройством в 1601 году в Верхотурье таможни - через город в этот период шли все сибирские товары.

До середины ХVIII века таможня способствовала процветанию города. Через город в этот период проходила и единственная государственная дорога из европейской части России в Сибирь. С середины ХVIII века Верхотурье – уездный центр Тобольской губернии, затем – Пермского наместничества и губернии, развиваясь как торговый центр и самый значительный паломнический центр Урала.      

На данной территории рано складываются православные центры, в том числе, крупнейшие монастыри Урала. С 1604 года ведет свою историю Николаевский мужской, с 1621 – женский Покровский монастыри.

Монастыри играли важную роль в освоении и заселении территорий России, христианизации местного населения Зауралья и Сибири. В этот период Верхотурье являлось важным религиозным центром в Зауралье. Православное значение Верхотурья связано со становлением почитания в начале ХVIII века Симеона Верхотурского, что привело к формированию Верхотурья и близлежащей округи как мощного паломнического центра, до конца ХIХ века единственного в таком масштабе на всей территории Пермской губернии.

Формирование русского населения на этой территории связано также с развитием земледелия и становления района как земледельческого, становление сельских поселений и формирование крестьянского населения.

Русское население этой территории представляет собой очаг наиболее раннего русского старожильческого населения Зауралья. Основу старожилов составляют выходцы с территорий Европейского Севера и Северного Прикамья, чем определены основные характеристики традиционной культуры этого региона, которая имеет севернорусскую основу.

Севернорусские традиции отражены в особенностях говора, хозяйственных традициях, материальной и духовной культуре. Для территории Верхотурского городского округа характерно сохранение и некоторых архаичных и реликтовых форм традиционной культуры русских, сохраняющиеся не на всей территории проживания северных русских. К таковым можно отнести бытование рождественско-новогодних обходов с исполнением «виноградья» и др.

Усложнение этнического состава района происходит в ХIХ – начале ХХ веках и в дальнейшем. Верхотурский уезд был одной из территорий, входившей в районы, где организовывались переселенческие участки. Однако, приток на эту территорию белорусов, коми-пермяков и других не привел к существенным изменениям этнокультурной карты, переселенческие группы были достаточно быстро ассимилированы.        

Таким образом, Верхотурье – один из русских этнокультурных районов, связанный с севернорусскими традициями, один из значимых исторических регионов, один из наиболее известных православных и паломнических центров Урала.  

Верхотурье – один из самых старых городов Свердловской области. Интересен многочисленными памятниками архитектуры (в том числе самым маленьким кремлем России), церквями (его называют Духовной столицей Урала) 

Верхотурский кремль

Первые постройки, образующие Верхотурский кремль, появились на высоком скалистом берегу реки Тура в 1598 году. Крепость развивалась до 1700 года, когда все избы и защитные сооружения были уничтожены пожаром. После, когда вместо бревенчатых возводили каменные строения, военное значение крепость утратила. В наши дни назвать этот объект кремлем достаточно сложно. Это, скорее, городище, в котором сохранились лишь великолепный Троицкий собор и восточная крепостная стена с бойницами и воротами.

 

Свято-Троицкий собор

Свято-Троицкий собор, возведённый в границах Верхотурского кремля после пожара 1700 года, является памятником архитектуры мирового значения. Над возведением храма трудились лучшие уральские и сибирские мастера. Каменный собор имел деревянные главы и крыши, которые пострадали во время пожара 1738 года (но были восстановлены уже в следующем году). Особую величественность внутреннему убранству придают росписи стен и четырехъярусный иконостас.

Свято-Николаевский мужской монастырь

Монастырь, расположенный на возвышенности между ручьями Свияга и Калачик, был основан в 1604 году. На его территории хранится гроб с мощами святого Симеона Верхотурского. При советской власти монастырь не функционировал, а Николаевская церковь (главная церковь монастыря) была разрушена. В оставшихся трех церквях и прочих постройках была размещена колония для несовершеннолетних преступников. Монастырь был возрождён, как и многие другие храмы по всей России, в 1990 году. 

Свято-Покровский женский монастырь

Основанный в 1621 году женский монастырь на сегодняшний день является действующим. Его достопримечательностью служит икона богоматери Умиление. Храм был бедным, и инокини на его содержание собирали милостыню, ходя по миру. Ситуация изменилась после обращения к царю в 1645 году. По царской грамоте были возведены новые монастырские здания и более просторная, двухпрестольная церковь, главный престол которой освятили в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Основные средства на нужды монастыря поступали из государственной казны, но существенный вклад вносила и помощь местных жителей.

Животворный источник и реке Актай

Животворный источник находится на территории Николаевского монастыря, где в годы советской власти базировался дом отдыха. Он оформлен в виде колодца, расположенного в бревенчатой часовенке. Из-за того, что берега реки сместились, колодец оказался практически затопленным бурой рекой, но при этом источник остаётся кристально чистым. Паломники со всей России приезжают сюда, чтобы, согласно поверью, вылить на себя три ведра животворный воды.