Городской округ Сухой Лог

Сухой Лог
с. Новопышминское
с. Знаменское
с. Маханово
Общая информация о районеМузыкальные традицииНародные промыслы Сухоложского района

Территория - 1684,51 кв.км.
Население - 48,617 т.ч.
Относится к Южному управленческому округу.
Административный центр - г. Сухой Лог.

В состав городского округа входят 26 населенных пунктов:  г. Сухой Лог, пос. Алтынай, пос. Золоторуда, пос. Рефт, пос. Черемшанка, пос. Глядены-Санаторий, пос. Квартал 233, с. Знаменское, с. Курьи, с. Новопышминское, с. Маханово, с. Рудянское, с. Светлое, с. Талица, с. Таушканское, с. Филатовское, д. Брусяна, д. Глядены, д. Шата, д. Боровки, д. Казанка, д. Сергуловка, д. Мокрая, д. Малый Таушкан, д. Заимка, д. Мельничная.

Сухоложский район Свердловской области был обследован фольклорными экспедициями СОДФ в 1994 и 1996 годах, экспедициями УГК им. М.П. Мусоргского в 1969, 1988 и 2015 годах. По результатам экспедиций УГК им. М.П. Мусоргского в 2016 году было издан сборник, включающий нотные расшифровки фонограмм музыкально-поэтических текстов и бесед с информантами, вступительную статью, словарь диалектных и малоупотребительных слов,  а также аудио диск с образцами музыкального фольклора Сухоложья.

Музыкальный фольклор Сухоложского района представлен традиционными жанрами свадебных, хороводных, лирических и плясовых песен, улошными и плясовыми инструментальными наигрышами с частушками, а также колыбельными песнями, свадебными и похоронными причитаниями.

Основная масса свадебных обрядовых песен поется девушками либо женщинами в доме невесты (величальные). При встрече молодых от венца и на пиру (прощальные, корильные и песни-комментарии) свадебный фольклор исполняют женщины со стороны жениха. Для многих свадебных песен характерны напевы, к которым прикрепляется несколько поэтических текстов (политекстовые).

Хороводные песни делятся по типам движения и сезонной приуроченности. Весенне-летние: круговые (луговские песни),  хороводы шествия, игровые хороводы. Они отличаются полифонизированной фактурой и развитой, прихотливой мелодикой, под воздействием которой нередко видоизменяется структура стиха. Это ведет к появлению в поэтических текстах словообрывов, междометий, разнообразных вставных частиц и дополнительных гласных. Каждый напев индивидуален, неповторим, сложен, вероятно, поэтому в данной песенной группе отсутствуют политекстовые мелодии. Более того, один текст может бытовать с разными напевами либо с вариантами одной мелодии, значительно различающимися между собой. Интонируются такие песни довольно громко, напряженным, насыщенным густым тембром.

Осенне-зимние хороводы (поцелуйные, паровые, походячие, ходовые) исполнялись на молодежных игрищах внутри избы, могли включаться в свадебные вечерки. Для них характерен более подвижный, чем у луговских песен темп, менее насыщенный голосовой тембр. Иначе выглядит соотношение текста и напева: эти компоненты равноправны, чем обусловлено достаточно простое и ясное строение мелостроф. Показательно, что в этой песенной         группе встречаются образцы с политекстовыми напевами.

Лирические песни в Сухоложском районе, как и повсюду на Урале, называют «проголосными». Основной массив местных проголосных песен составляют поздние музыкально-поэтические тексты, где признаки крестьянской песенной лирики сочетаются с элементами городского песнетворчества. Преобладают рифмованные стихи,  изредка встречаются словообрывы, вставные слова, междометия и дополнительные гласные. Некоторым образцам свойственна распевная мелодика, включающая развернутые внутрислоговые интонационные обороты. Для организации песенного многоголосия наиболее типично движение параллельными терциями с октавными завершениями мелостроф.

Инструментальные жанры представлены плясовыми наигрышами в быстром темпе с нераспевными частушками и песенками («Уж вы, сени», «Махонька», «Во саду ли» и пр.) и улошными наигрышами с долгими, медленными распевами частушечных текстов.

 

Народные промыслы Сухоложского района

       Первое поселение Сухоложского района возникло около 1662 года на берегу реки Пышма под названием Пышминская заимка, а в 1710 году, согласно результатам тогдашней переписи, поселение уже называлось Сухим Логом. Название пошло от крутых оврагов, которые во все времена года, кроме весны, оставались сухими.

      Сёла в современных границах Сухоложского района возникли на рубеже XVII–XVIII веков с устойчивым составом русского населения: переселенцев из Нижегородской, Вологодской, Пермской и Архангельской областей, которые принесли с собой свой опыт и технологии в области народных ремесел, приспособив их к местным условиям.

      Главным занятием населения было земледелие. Часть земель на территории нынешнего Сухоложского района в XVII веке принадлежало Невьянскому монастырю. Крестьяне монастырской заимки выращивали различные сельскохозяйственные культуры: озимую рожь, овес, ячмень, а также горох и коноплю, из семян которой изготавливали масло. Обитель имела свои мельничные хозяйства, обслуживая и монастырских жителей, и сельскохозяйственную округу, что приносило денежный доход. История края отражена и в названиях существовавших здесь деревень: Мельничная, Заимская; существовали здесь и села Рудянское, Знаменское (Кекур). Филатовское. Основанное в конце XVII века село Рудянское было знаменито кожевенным промыслом, а жители Филатовского славились мастерством изготовления красного кирпича. В селе Знаменском в конце XIX века также существовало кирпичное производство, кроме этого, жители села
занимались изготовлением конных экипажей. В числе подсобных промыслов жителей района были также добыча асбеста, железной руды и белой глины и перевозка их в Ирбитский завод и на ближайшую железнодорожную станцию.


      Хорошо развитым промыслом в Сухоложье было ручное ткачество; на территории района существовало несколько красилен для крашения пряжи и тканей.

       С 1973 по 1990 год в Сухоложском районе существовала Сухоложская фабрика бытового обслуживания, парк ткацких станков которой состоял из ручных, полумеханических и механических станков. На фабрике был налажен выпуск полотенец, паласов, ковров и другой продукции. Работники обучались ремеслу непосредственно на производстве или направлялись на учёбу в учебные заведения.

       Активным возрождением ручного ткачества на территории района на протяжении нескольких лет занимались энтузиасты из Свердловского регионального общественного движения «Центр традиционной народной культуры городского округа Сухой Лог».

       В Центре было проведено несколько экспедиций по сбору ткацких станков, а также образцов тканей местного производства и изделий из них, проводилась исследовательская деятельность в фондах краеведческих музеев Среднего Урала по изучению домотканого полотна и сшитой из неё одежды уральского региона. В центре был создан ткацкий цех из парка пяти горизонтальных станков. Мастерицы по ткачеству Сухого Лога не раз принимали участие в престижном фестивале по ткачеству «Весна-Кросна»
в г. Перми, в 2014 и в 2015 годах их изделия были отмечены дипломами третьей и первой степени соответственно.
      В Доме культуры села Рудянское Сухоложского района существует также студия валяния из войлока (руководитель Светлана Хисамутдинова). Далеко за пределами Сухого Лога известен сегодня мастер-керамист Николай Перфильевич Колодкин, который на протяжении ряда лет занимается разработкой авторской керамической игрушки на основе народных традиций: «сухоложской свистухи». В числе первых пяти мастеров ему в 2016 году было присвоено звание «Мастер народных художественных промыслов Свердловской области».

      В селе Знаменское Сухоложского района живет и работает мастер уральской росписи по дереву Нина Арсентьевна Потанина – потомственный народный художник, которая унаследовала любовь к творчеству от отца – деревенского художника-самоучки. По заказу односельчан он расписывал избы, мебель и кухонную утварь. Нина Арсентьевна закончила Богдановическое училище при фарфоровом заводе по специальности «живописец», разработала и запатентовала множество изделий из дерева с росписью, неоднократно участвовала в выставках на ВДНХ в Москве. В 1985 году изделия Нины Арсентьевны представляли сувениры СССР на всемирной выставке ДПИ в г. Лейпциге (Германия). Более 40 лет Нина Арсентьевна создает свои композиции, чаще цветочные, на кухонной утвари, досках и туесках, мебели и различных деревянных предметах. Резьбой и изготовлением изделий из дерева занимаются в Сухоложском районе также мастера Владимир Быков (резные иконостасы и церковная утварь), Виктор Овчинников (разрабатывает серию авторских деревянных игрушек, возрождает сундучный промысел) и талантливый молодой мастер Елена Мирсанова, создающая оригинальные авторские работы из различных пород дерева (посуду, мебель, сувениры).

      Традиции народной кухни возрождают жители Сухого Лога Павел Решетников – специалист-травник, который изготавливает натуральные травяные чаи и мастер по росписи пряников Марина Ефимовская.