Городской округ Сухой Лог

Сухой Лог
с. Новопышминское
с. Знаменское
с. Маханово
Общая информация о районеМузыкальные традиции

Территория - 1684,51 кв.км.
Население - 48,617 т.ч.
Относится к Южному управленческому округу.
Административный центр - г. Сухой Лог.

В состав городского округа входят 26 населенных пунктов:  г. Сухой Лог, пос. Алтынай, пос. Золоторуда, пос. Рефт, пос. Черемшанка, пос. Глядены-Санаторий, пос. Квартал 233, с. Знаменское, с. Курьи, с. Новопышминское, с. Маханово, с. Рудянское, с. Светлое, с. Талица, с. Таушканское, с. Филатовское, д. Брусяна, д. Глядены, д. Шата, д. Боровки, д. Казанка, д. Сергуловка, д. Мокрая, д. Малый Таушкан, д. Заимка, д. Мельничная.

Сухоложский район Свердловской области был обследован фольклорными экспедициями СОДФ в 1994 и 1996 годах, экспедициями УГК им. М.П. Мусоргского в 1969, 1988 и 2015 годах. По результатам экспедиций УГК им. М.П. Мусоргского в 2016 году было издан сборник, включающий нотные расшифровки фонограмм музыкально-поэтических текстов и бесед с информантами, вступительную статью, словарь диалектных и малоупотребительных слов,  а также аудио диск с образцами музыкального фольклора Сухоложья.

Музыкальный фольклор Сухоложского района представлен традиционными жанрами свадебных, хороводных, лирических и плясовых песен, улошными и плясовыми инструментальными наигрышами с частушками, а также колыбельными песнями, свадебными и похоронными причитаниями.

Основная масса свадебных обрядовых песен поется девушками либо женщинами в доме невесты (величальные). При встрече молодых от венца и на пиру (прощальные, корильные и песни-комментарии) свадебный фольклор исполняют женщины со стороны жениха. Для многих свадебных песен характерны напевы, к которым прикрепляется несколько поэтических текстов (политекстовые).

Хороводные песни делятся по типам движения и сезонной приуроченности. Весенне-летние: круговые (луговские песни),  хороводы шествия, игровые хороводы. Они отличаются полифонизированной фактурой и развитой, прихотливой мелодикой, под воздействием которой нередко видоизменяется структура стиха. Это ведет к появлению в поэтических текстах словообрывов, междометий, разнообразных вставных частиц и дополнительных гласных. Каждый напев индивидуален, неповторим, сложен, вероятно, поэтому в данной песенной группе отсутствуют политекстовые мелодии. Более того, один текст может бытовать с разными напевами либо с вариантами одной мелодии, значительно различающимися между собой. Интонируются такие песни довольно громко, напряженным, насыщенным густым тембром.

Осенне-зимние хороводы (поцелуйные, паровые, походячие, ходовые) исполнялись на молодежных игрищах внутри избы, могли включаться в свадебные вечерки. Для них характерен более подвижный, чем у луговских песен темп, менее насыщенный голосовой тембр. Иначе выглядит соотношение текста и напева: эти компоненты равноправны, чем обусловлено достаточно простое и ясное строение мелостроф. Показательно, что в этой песенной         группе встречаются образцы с политекстовыми напевами.

Лирические песни в Сухоложском районе, как и повсюду на Урале, называют «проголосными». Основной массив местных проголосных песен составляют поздние музыкально-поэтические тексты, где признаки крестьянской песенной лирики сочетаются с элементами городского песнетворчества. Преобладают рифмованные стихи,  изредка встречаются словообрывы, вставные слова, междометия и дополнительные гласные. Некоторым образцам свойственна распевная мелодика, включающая развернутые внутрислоговые интонационные обороты. Для организации песенного многоголосия наиболее типично движение параллельными терциями с октавными завершениями мелостроф.

Инструментальные жанры представлены плясовыми наигрышами в быстром темпе с нераспевными частушками и песенками («Уж вы, сени», «Махонька», «Во саду ли» и пр.) и улошными наигрышами с долгими, медленными распевами частушечных текстов.