Город Нижний Тагил

Нижний Тагил
Общая информация о районеИсторическая справкаКраеведениеСовременное состояние ТНКФольклорные коллективыНародные промыслы и ремёслаМастера

Территория: 297,47 кв.км.

Население356 744 чел.

Центр Горноуральского городского округа и Горнозаводского управленческого округа.
Административный центр – г. Нижний Тагил

В состав Нижнего Тагила входят 23 сельских населенных пункта. Подчиненность населенных пунктов территориальным администрациям:

- Территориальная администрация поселка Уралец (п. Уралец, д. Захаровка)

- Висимо-Уткинская территориальная администрация (п.Висимо-Уткинск, п.Таны)

- Покровская территориальная администрация п.Сокол (Покровское-1)

- Серебрянская территориальная администрация (с.Серебрянка, с.Верхняя Ослянка, д.Заречная, д.Нижняя Ослянка)

- Сулемская территориальная администрация (с. Сулем)

- Усть-Уткинская территориальная администрация (д.Усть-Утка, д.Баронская, п.Еква)

- Чащинская территориальная администрация (п.Чащино, п.Антоновский, п.Студеный, п.Канава, п.Чауж, с.Елизаветинское, п.Волчевка, п.Баклушина)

- Администрация Ленинского района г.Н.Тагила (п.Евстюниха)

- Администрация Тагилстроевского района г.Н.Тагила  (п.Запрудный)

Национальный состав муниципального образования: русские, украинцы, белорусы, татары, башкиры, немцы, евреи, армяне, азербайджанцы и другие

Конфессия: христианство (православие, лютеране, католики, евангелисты), мусульманство, иудаизм

Город Нижний Тагил и Пригородный район – административные единицы в северо-западной части Свердловской области, одна из крупнейших промышленных территорий Урала.

Древнейшим населением этой территории являются предки современных угорских народов, которые до начала формирования русского населения этой территории входили в зону расселения манси. Вместе с вхождением территории Зауралья в состав Русского государства в ХVI веке земли Нижнего Тагила и окрестностей вошли в состав Верхотурского уезда.

В самом конце ХVI века возникают и первые русские поселения на этой территории. Так, например, с 1579 года ведет свою историю д. Усть-Утка. Однако, активное заселение, хозяйственное и промышленное освоение этих земель начинается позднее, в ХVII – первой половине ХVIII века. В ХVII веке продолжается формирование населения на этой территории - возникают новые поселения, например, село Бродово, село Мурзинка, Краснополье, Малая Лая и другие. Этот период освоения края носил сельскохозяйственный характер.

Новый этап развития района связан с промышленным, горнозаводским развитием района. 1722 год считается датой основания Нижнего Тагила, когда возник поселок при строительстве Выйского завода Н. Демидова. Формирование горнозаводской территории в районе Нижнего Тагила связано с именем известной династии горнозаводчиков Демидовых. В 1725 году был построен чугуноплавильный завод. Со временем заводской поселок стал одним из ведущих центров горнозаводского производства на Урале.

В округе Нижнего Тагила возникает еще ряд поселений-заводов. В 1744 году пущен Висимо-Шайтанский железоделательный завод (современный поселок Висим), с 1726 года действовал Черноисточинский железоделательный завод, с 1755 года – Серебрянский железоделательный завод, с 1789 – Петрокаменский чугуноплавильный и железоделательный завод.

Формирование заводского населения, в отличие от большей части крестьянства Урала, особенно на частных заводах, имело некоторые особенности. Здесь наряду с переселенцами из северных районов России, принимали участие выходцы с территории центральной и южной России, украинских губерний. Так, среди жителей данных территорий были выходцы с районов Урала, Черниговской, Нижегородской, Полтавской, Тульской губерний, что не могло не сказаться на этнокультурном своеобразии данных территорий.

Несмотря на промышленный характер территории Нижнего Тагила, до начала ХХ века он оставался достаточно моноэтничным районом. Перепись 1926 года отметила в городе 38,820 человек, среди которых 37,984 человек (97,8%) составляли русские, далее следовали татары – 424 человека. В Тагильском районе русские составляли также подавляющее большинство – 99,9%.

Превращение Нижнего Тагила в крупнейший индустриальный центр Урала способствовало усложнению его этнического состава в советский период. Перепись 1989 года отметила в городе представителей более 100 национальностей, что сохраняется и в настоящее время. Как и прежде, русские составляют значительное большинство в населении территории.Среди наиболее многочисленных сообществ представлены такие народы Урала как татары, башкиры, удмурты, марийцы, украинцы, чуваши, белорусы.

Особенности традиционных комплексов этого уникального для Урала региона были определены как промышленным развитием района, многокомпонентным характером формирования русского населения территории.

Развитие промышленности и рынка способствовали формированию как в заводских поселениях, так и в сельской округе кустарных промыслов и ремесел, ставших известными далеко за пределами Урала. Среди народных промыслов территории, имевших не только прикладную, но и художественную ценность следует назвать роспись по металлу (нижнетагильские подносы), роспись по буракам, также сформировавшей свои художественные традиции. Среди других кустарных промыслов следует назвать бондарный, сундучный, кожевенный и многие другие. На Среднем Урале – Нижний Тагил – один из крупнейших центров промыслов и ремесел.

Особенности традиционной культуры русского населения территории обусловлены как горнозаводским характером региона, так и особенностями формирования населения, выходцев из разных регионов России и сопредельных территорий.

Мозаичностью отличались традиции выходцев из разных регионов России, которые часто селились в заводских поселках отдельными концами. Этнокультурная мозаика характерна и для явлений традиционной культуры, в которых известны элементы разного происхождения: кокошники «нижегородского типа» в традиционном костюме тагильцев, севернорусские и центральнорусские традиции в народном календаре и др.

Таким образом, Нижний Тагил – один из русских этнокультурных районов, связанный с горнозаводскими традициями, мозаичностью элементов традиционной культуры, богатым историческим и этнокультурным наследием.

Среди тагильских краеведов можно выделить три наиболее выдающихся: Н.А. Мезенин, С.В. Ганьжа и И.Т. Коверда.

Николай Александрович Мезенин - кандидат технических наук, член Союза журналистов России, автор книг о металлургии, ученых, родном крае. Книги Н.А. Мезенина знают не только в России, но и за рубежом.

Родился Н.А. Мезенин в 1926 году. В годы войны учился в горно-металлургическом техникуме, работал подручным сталевара на заводе им. Куйбышева. Награжден медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годы». В 1951 году окончил Уральский политехнический институт. В 1951-1968 годах работал в мартеновских цехах Нижнетагильского металлургического комбината, в 1966-1967 годах - на комбинате Кремиковцы в Болгарии.

Николай Александрович много путешествовал, объездил почти всю Россию. Особое внимание уделял родному Уралу: побывал на двух десятках металлургических заводах края. В творчестве основное внимание Н.А. Мезенин уделял истории науки и техники, прежде всего Урала.

Н.А. Мезенин - автор 200 печатных работ, в том числе 16 монографий. Среди них: «Занимательная металлургия» (1967), «Металлург Грум-Гржимайло» (1977), «Занимательно о железе» (1977), «Уральский металл» (1981), «Урал на всемирных выставках» (1981), «Лауреаты Демидовских премий» (1987), «Мастеровые»  (1988 г.; об умельцах старого Урала), «Сталь доброты превосходной…» (2001) и др.

В середине 80-х годов Н.А. Мезенин увлекся темой «Демидовы – родоначальники российской металлургии». Вступив в 1988 году в клуб тагильских краеведов, он начал публиковать в рукописном журнале клуба фрагменты из будущей книги «Династия Демидовых». Вышло три издания исторических очерков, в которых автор показывает Демидовых живыми людьми, с их достоинствами и пороками.

Н.А. Мезенин внес вклад в изучение и пропаганду истории мировой металлургии и металлургии Урала. В своих работах он воссоздал общую картину развития техники металлургии железа от зарождения до наших дней, предложил периодизацию истории черной металлургии, исследовал вопрос о тенденциях развития металлургических процессов. Его статьи опубликованы в Большой Советской энциклопедии, энциклопедии «Отечественная история».

Сергей Викторович Ганьжа. Родился в Верхней Салде. В 1959 году окончил Киевскую школу НКГБ, и был направлен в Нижнетагильский горотдел, где прошел путь от оперуполномоченного до начальника отделения. В 1963 году окончил Нижнетагильский педагогический институт, факультет русского языка и литературы. Краеведением начал заниматься в 70-е годы ХХ века. Круг его интересов был очень широк. Занимался историей заводов Тагильского горного округа, исследовал деятельность писателей, заводских специалистов, имевших отношение к родному краю, изучал историю охоты.

В 70-80-е годы  ХХ века С.В. Ганьжа собрал немало сведений о жизни и деятельности в Нижнем Тагиле в 50-е годы XIX века польского ссыльного Адольфа Михайловича Янушкевича (справки, переписка, документы, воспоминания разных лиц).

Результатом работы стал очерк о польском революционере, причастном к сохранению писем Карамзиных, проливавших много света на последние дни жизни А.С. Пушкина и обстоятельства, вызвавшие смертельный поединок великого поэта.

В 1986 году С.В. Ганьжа стал членом клуба краеведов. Он начал активно публиковаться в рукописном журнале краеведческого клуба «Тагильский краевед». Тогда появились его статьи: «Родом из Несвижа» об Адольфе Янушкевиче. Затем «История одной мистификации или как создавалась легенда об Артамонове» о бездоказательности артамоновской историографии, которой предшествовала многолетняя работа по выявлению материалов об Артамонове и его велосипеде.

Материалы о жизни и деятельности первого в советское время директора Нижнетагильского краеведческого музея Александра Николаевича Словцова нашли отражение в очерке «Был узником спецкорпуса».

В библиографическом словаре-справочнике «Имена в истории Нижнетагильского округа» С.В. Ганьжа собрал более 800 имен выдающихся соотечественников, живших и работавших в Тагильском округе и внесших свой вклад в развитие его экономики, науки и культуры.

За вышедшую на рубеже тысячелетий книгу «Тагильская летопись. XVI-XIX веков» С.В. Ганьже была вручена премия министерства культуры правительства Свердловской области. Так высоко оценило правительство области труд краеведа.

После выпуска «Тагильской летописи XVI-XIX веков», Сергей Викторович кропотливо работал над второй частью «Летописи». Журнал «Демидовский вестник», издание Нижнетагильского государственного профессионального колледжа имени Н. А. Демидова, удостоился чести первым ознакомить тагильчан с отрывками из заключительной части «Летописи». К сожалению, пока не нашелся издатель, способный вложить деньги в этот уникальный труд.

Книга «Тагильские фамилии» представляет собой первое в историографии не только Урала, но и всей России, исследование родовой истории сравнительно небольшого по размерам края, проводимое на материалах отдельных родов. Над исследованием рода Ушковых работал С.В. Ганьжа. Этот научно-популярный сборник выпущен в 2004 году.

Иван Трофимович Коверда - краевед, педагог, фотограф, инженер. Родился в 1939 году в Нижнем Тагиле в семье спецпереселенцев из Украины. Окончил Нижнетагильский педагогический институт по специальности «учитель математики и физики». С 1968 года работал в должности инженера центральной лаборатории НТМК.

Основное увлечение жизни Ивана Трофимовича - изучение истории фотографии и изучение истории нашей страны по фотографиям прошлых и настоящих лет. Это – отражающееся на фото изменение облика городов, особенностей быта, одежды и, главное, люди – их эмоции, чувства, переживания. Про снимки И.Т. Коверды писали, что «…фотограф умеет уловить мгновение, в которое как бы приоткрывается окошечко во внутренний мир человека».

И.Т. Коверда собирал и восстанавливал старые фотографии по истории города, работал в музеях и архивах, встречался с тагильчанами, которые предоставляли ему свои личные фотоальбомы. Итогом кропотливой работы стала прошедшая в 2001 году фотовыставка в Нижнетагильском музее изобразительных искусств «И целый век в одном мгновении – тагильчане ХХ века (первая половина)» - 500 снимков, которые составили впечатляющий рассказ о людях, живших в нашем городе. За нее И.Т. Коверде была присуждена Премия Губернатора Свердловской области за достижения в области литературы и искусства.

Часть восстановленных Иваном Трофимовичем фотографий можно увидеть в выставочно-экспозиционном зале Центральной библиотеки.

Ценивший книги с детства, И.Т. Коверда относился к ним очень бережно: восстанавливал обложку, переплетал заново, перефотографировал страницу за страницей. Многие книги из его личной коллекции получили вторую жизнь именно благодаря его заботе.

В 2008 году Иван Трофимович стал первым Лауреатом премии независимого благотворительного Фонда «Духовное сокровище» за свой бескорыстный вклад в духовную жизнь города и его жителей.

Известный уральский писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк недаром назвал город Нижний Тагил «жемчужиной Урала». Сегодня Нижний Тагил – не только развитый индустриальный город, но и город с богатыми культурными традициями. Во многом это обусловлено глубокими историческими корнями. История города тесно связана с деятельностью династии Демидовых, представители которой заложили хороший культурный фундамент города, активно участвуя в технологическом, культурном и торговом обмене между Россией и Западной Европой.

Сегодня город живет насыщенной культурной жизнью. Современность переплетается здесь с традицией. Народные традиции живы и наблюдается тенденция к их сохранению и передаче новым поколениям.

В Нижнем Тагиле созданы все условия для сохранения, поддержки и развития художественных промыслов, ремесел и народного творчества. Работает уникальный музейный этнографический комплекс - филиал Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал», в состав которого входят музей истории подносного промысла (Дом Худояровых) и музей быта и ремесел Горнозаводского (Господский дом), а также краеведческая библиотека. Создан Координационный совет по поддержке народных художественных промыслов и ремесел при Администрации города и Комитет при Торгово-промышленной палате города Нижний Тагил.

Деятельность Нижнетагильского музея-заповедника в основном направлена на изучение и пропаганду традиций и особенностей развития лаковой росписи по металлу в Нижнем Тагиле и носит системный плановый характер. Работа ведется в трех направлениях – научно-исследовательском, экспозиционно-выставочном и научно-просветительном.

Научно-исследовательская работа сотрудников музея-заповедника направлена на изучение и сохранение традиционных промыслов тагильского края – лаковой росписи по металлу и камнеобрабатывающего.

Одной из форм работы является проведение научно-практических конференций – Худояровских чтений, которые  проходят в Нижнем Тагиле один раз в 2 года (с 2004 года). В 2013 году проведена Международная конференция VI Худояровские чтения совместно с Уральским колледжем прикладного искусства и дизайна.

В процессе обсуждений на конференции были рассмотрены проблемы, связанные с развитием традиционных художественных промыслов не только Урала, но и России: проблемы подготовки кадров для промыслов, эстетического воспитания детей на традиционной народной культуре, вопросы реализации в регионах изделий мастеров, сувенирной продукции, отражающей бренды территории.

Еще одним направлением в научно-исследовательской работе музея-заповедника является составление каталогов лаковой росписи по металлу. В 2013 году совместно с Нижнетагильским музеем изобразительного искусства был издан каталог «Агриппина Афанасьева «В гармонии с душой», посвященный 100-летию со дня рождения А.В. Афанасьевой.

Уже в течение нескольких лет на объектах музея-заповедника реализуются выставки из серии «Мастера лаковой росписи по металлу», которые раскрывают творческий мир тагильских художников старейшего уральского промысла. В основном выставки проходят на базе Музея истории подносного промысла. Всего за два года было проведено 12 выставочных проектов в поддержку традиционного художественного промысла – лаковой росписи по металлу. Одними из крупных выставочных проектов в этой теме в 2013 году стала выставка, посвященная 100-летию со дня рождения Агриппины Васильевны Афанасьевой, выдающейся мастерицы уральской лаковой живописи по металлу. Кроме того, выставочная деятельность музея-заповедника также направлена на пропаганду камнерезного искусства и берестяного промысла (выставка и презентация каталога мастера С.А. Коротчени).

Уже 15 лет в стенах музея-заповедника «Горнозаводской Урал» каждый год проходит демонстрация художественного и творческого мастерства тагильчан на конкурсе-выставке «Мастер года по декоративно-прикладному искусству». На участие в конкурсе свои работы представляют не только профессиональные мастера, но и любители.

Музеем изобразительных искусств подготовлены материалы для двух разделов альбома-каталога, произведена съемка всех произведений, собраны сведения о всех тагильских мастерах-художниках. Все произведения занесены в электронную систему учета и хранения КАМИС. Нижнетагильский музей изобразительных искусств продолжает реализацию выставочного проекта «Тагильский поднос начала XXI века», рассчитанного на пять лет и включающего в себя выставки-конкурсы, проходящие с 2010 года ежегодно.

На сегодняшний день можно констатировать тот факт, что производство изделий народного художественного промысла – лаковая роспись по металлу не только сохранено, но и развивается: на территории города Нижний Тагил работают два предприятия: ООО «Тагильский поднос» и участок по росписи подносов в ООО «Ремонтно-строительный комплекс» (НТМК), а в 2010 году открыто производство подносов индивидуальным предпринимателем Ниной Викторовной Чистяковой.

В июле 2013 года в городе запущен проект «Возрождение тагильского лакового расписного подноса», инициированный Главой города Нижний Тагил С.К. Носовым. Главная его цель - изготовление железных подносов по аналогии XVIII - 1 половиной XIX веков с максимальным сохранением технологий, пропорций демидовских подносов и отражением в росписи подносов особенностей тагильского лакового промысла.

Отдел декоративно-прикладного творчества и художественных ремесел, созданный при досуговом центре «Урал», проводит большую работу по сохранению и развитию традиционных народных промыслов и ремесел, организуя участие мастеров в различных выставках и общественно-значимых мероприятиях города, области и России. Тагильские мастера декоративно-прикладного искусства и ремесел в 2014 году приняли участие в 39 выставках, ярмарках, фестивалях и конкурсах.

Также в Нижнем Тагиле периодически проходит Открытая выставка декоративно-прикладного творчества и художественных ремесел «Тагильская мастерица». Во всех филиалах досугового центра «Урал» организованы постоянно действующие выставки декоративно-прикладного творчества».

В городе создана единая многоступенчатая образовательная программа по изучению традиций тагильского подносного промысла и подготовлено методическое сопровождение данной программы для воспитанников учреждений дополнительного образования от 5 до 17 лет. В Нижнем Тагиле работают Уральский колледж прикладного искусства, филиал Строгановской академии, художественно-графический факультет Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии.

Специализированные учреждения, занимающиеся сохранением традиционной народной культуры в Нижнем Тагиле:

- Этнографический комплекс, отдел Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал», в состав которого входят два музея: Музей истории подносного промысла (Дом Худояровых) и Музей быта и ремесел горнозаводского населения (Господский дом)

- Нижнетагильский музей изобразительных искусств

-Отдел декоративно-прикладного творчества и художественных ремесел при досуговом центре «Урал». Деятельность – развитие декоративно-прикладного творчества, сохранение и развитие традиционных народных ремесел Урала и России, организация выставок работ мастеров декоративно-прикладного искусства.

- Дворец национальных культур

- Общественная организация – Совет национальных культурных объединений города Нижний Тагил.

На территории муниципального образования город Нижний Тагил существует три фольклорных коллектива, исполняющих аутентичный местный фольклорный материал:

1. Фольклорный коллектив «Соловейка». Руководитель – Гагарина Марина Афанасьевна. Год создания – 1998. Численность – 10 человек. Коллектив сохраняет в своем творчестве песенные музыкальные традиции горнозаводского Урала, коми-пермяцкий фольклор Пермского края. Репертуар ансамбля включает народные песни, инструментальные наигрыши, народные танцы, устное прозаичное творчество Урала и Приуралья. Источники репертуара - фольклорные экспедиции. Коллектив принимал участие в следующих мероприятиях: фестиваль Пермского края «День смены травы» (Б.Коча), Дмитриев день (2010-2012), Всероссийский конкурс «Добрая песня – России», где ансамбль стал победителем в 2010 году.

2. Народный фольклорный ансамбль «Ниточка». Руководитель – Орлова Людмила Григорьевна. Год создания – 1998. Состав участников включает детей и взрослых от 3 до 45 лет. Репертуар ансамбля - русские народные песни, уральские народные песни, детские потешки. Ансамбль стал лауреатом международного конкурса «Балтийские созвездия», проходившем в Санкт-Петербурге в 2011 году. Коллектив также принимал участие во II областном детском фестивале традиционных игр народов Среднего Урала, организатором которого выступил Центр традиционной народной культуры Среднего Урала.

3. Народный ансамбль песни «Гуляй-поле».

Детские фольклорные коллективы и студии, занимающиеся традиционной народной культурой (фольклорное пение, ремесла):

1. Детский образцовый фольклорный ансамбль «Хорошки». Руководитель - Яков Александрович Герт. Год основания – 1983. Численность – 39 человек. Репертуар: русские народные песни, уральские народные песни, детские потешки. Участники коллектива стремятся в своем творчестве к аутентичному исполнению.

2. Образцовый коллектив фольклорный ансамбль «Бережок». Руководитель - Людмила Григорьевна Орлова.

3. Образцовая студия «Центр фольклорной куклы «Солнышко». Руководитель - Мария Семеновна Ярославцева.

4. Образцовый коллектив декоративно-прикладного творчества «Снежинка». Руководитель - Елена Дмитриевна Логинова.

5. Фольклорный коллектив «Василинка». Руководители - Валиулина Светлана Сергеевна и Степура Юлия Александровна.

Казачьи фольклорные коллективы

ВИА «Любо братцы». Ансамбль существует с февраля 2013 года. Репертуар коллектива включает в себя современные казачьи и народные песни в эстрадной обработке. Ансамбль принимал участие в фестивалях, проходящих в Свердловской области – в Невьянске, Кушве, Нижнем Тагиле, Качканаре; на городских мероприятиях; а также в Областном Фестивале-конкурсе фольклорных казачьих коллективов и исполнителей Свердловской области «Казачья доблесть. Следуя традициям… 70 лет Великой Победы», проходившем 5 мая 2015 года в городе Екатеринбурге, в Центре традиционной народной культуры Среднего Урала.

Преемственность казачьей культуры осуществляется посредством устного и музыкального фольклора. Руководитель – Широбоков Александр Иванович, войсковой старшина, потомственный казак (бабушка казачья, дед казак был расстрелян белочехами в г. Нижний Тагил). Реконструкцией костюма занимается сам руководитель.

Нижний Тагил – город с богатыми культурными традициями, которые сохраняются отдельными энтузиастами и передаются из поколения в поколение.

Город Нижний Тагил является местом бытования следующих направлений народных художественных промыслов:

-художественная роспись по металлу;

- камнерезное и ювелирное искусство;

- берестяное дело.

Нижний Тагил – родина искусства лаковой росписи по металлу, место традиционного бытования народного художественного промысла, основанного на производстве изделий из металла с декоративной росписью - тагильский поднос.

Более 150 профессиональных тагильских мастеров занимаются росписью подносов. В настоящее время в городе работают три предприятия подносного промысла: ООО «Тагильский поднос» (до апреля 2007 года – ООО «Фирма «Метальная лавка»), предприятие народных промыслов «Смена»; отдел проектных и оформительских работ ООО «Ремонтно-строительный комплекс» (дочернее предприятие ОАО «НТМК»). Передача ремесла происходит в условиях централизованного обучения в колледже и академии.

Художественная роспись по металлу возникла в середине XVIII века на Нижнетагильских заводах, принадлежавших А.Н. Демидову. Первые упоминания о расписных предметах: железных и медных подносах, коробах, столиках относится к 1746 году. В 70-е годы XVIII века искусство росписи достигает большой известности. Качеству тагильских изделий способствовал прозрачный «хрустальный» лак, обладающий завидной прочностью и блеском.

Его изобретение приписывают семье живописцев Худояровых. В 1806-1820 годы на средства владельца заводов Н.Н. Демидова при Нижнетагильском заводе существовала живописная школа, в которой на высоком профессиональном уровне преподаватели-выпускники Императорской Академии художеств обучали крепостных. В 20-30-х годы ХХ века изготовлением подносов занимались металлообрабатывающие артели. В 1958 году артели объединились, и появилось новое предприятие – завод эмалированной посуды, при котором возник цех росписи и лакировки подносов.

Но художественное качество таких изделий было невысоко. Возрождением традиций промысла послужило творчество мастера по росписи подносов Агриппины Васильевны Афанасьевой, в 60-70-е годы ХХ века обучившей основам творчества многих, ставших впоследствии знаменитыми, художников по росписи подносов. В последующие годы тагильские мастера подносного промысла участвовали в престижных выставках как в России, так и за  рубежом; за свои достижения награждались Золотой (Бабин Г.П.), Серебряной (Полева В.П.), Бронзовой (Афанасьева А.В.) медалями ВДНХ; занимали призовые места на всероссийских конкурсах, награждались дипломами Министерства местной промышленности.

Пять мастеров подносного промысла были приняты в Союз художников Российской Федерации (Кизилова, Юдина, Гуляева, Полева, Отмахова). В городе исторически сложились все условия для обучения традициям тагильских мастеров. Начальные знания даются через систему дополнительного образования и сеть клубных формирований при дворцах культуры, клубах, дворцах детского творчества. Профессиональным обучением занимаются Уральский колледж прикладного искусства и дизайна, художественно-графический факультет Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии.

Среди промыслов и ремесел Нижнего Тагила также распространение получили камнерезное и ювелирное производствоберестяное дело, резьба по дереву, лозоплетение, лоскутное шитье, ковроткачество и другие виды ремесел.

В XIX веке в Нижнем Тагиле существовала целая артель по изготовлению туесов (бураков). На рубеже XIX – XX веков в Нижнем Тагиле существовали мастерские Е.Шушпановой, А.Сухих, Ф.Копылова, Е.Морозова, в которых расписывали туеса и другие берестяные вещи. Особенностью тагильских туесов было то, что их не только украшали росписью, но еще и покрывали лаком и украшали переводными картинками.

Начальные знания по технологии изготовления изделий народного промысла даются, прежде всего, через систему дополнительного образования и сеть любительских объединений при дворцах культуры, дворцах детского творчества и клубах.

Нижний Тагил – родина искусства лаковой росписи по металлу, место традиционного бытования народного художественного промысла, основанного на производстве изделий из металла с декоративной росписью - тагильский поднос.

Поэтому в Нижнем Тагиле проживает большое количество мастеров художественной росписи по металлу. Вот лишь некоторые из них: Овчинникова Жанна Рафиковна, Парышева Светлана Борисовна, Юдина Тамара Владимировна, Орлова Светлана Сергеевна (ООО «РСК»), Ромашко Елена, Шевченко Лариса Кимовна, Кондрашова Елена Александровна (ООО «Тагильский поднос»), Кошкина Нэлли Николаевна, Васильева Лидия Киприяновна, Веселков Сергей Васильевич, Крыгина Ольга Автономовна.

Мастера декоративно-прикладного искусства Нижнего Тагила:

Камнерезное искусство – Васильев Виктор Михайлович, Бусыгин Сергей Владимирович, Кислицкий Сергей Антонович, Безбородов Валентин Сергеевич (камнерез и ювелир), Кузнецов Алексей Борисович (камнерез и ювелир), Богомазов Денис Алексеевич, Южаков Леонид Александрович и др.

Ювелирное дело - Брусницин Александр Владимирович, Блинов Петр Петрович, Фомичева Галина Павловна, Красноперов Юрий Николаевич, Лапшина Марина Андреевна, Маточкин Сергей Юрьевич, Маточкин Юрий Павлович, Романов Николай Александрович, Шмаков Юрий Михайлович, Таланцев Илья Валерьевич и др.

Художественная обработка металла (ковка, литье) - Болюх Петр Иванович и др.

Берестяное дело – Коротченя Сергей Арсеньевич, Камнев Павел Васильевич, Камнева Наталья Яковлевна, Сергина Елена Ильинична и др.

Ручное ткачество – Семячкова Людмила Михайловна, Смертина Елена Георгиевна и др.

Лоскутное шитье – Голубецкая Лариса Федоровна, Ерошеня Дина Борисовна и др.

Резьба по дереву – Блинов Петр Петрович, Бригаднов Валерий Владимирович, Резанов Павел Васильевич и др.

Роспись по дереву – Кошкина Нелли Николаевна и др.

Роспись по ткани – Шарипова Татьяна Карловна и др.

Изонить – Буткевич Нина Викторовна и др.