Русские

РУССКИЕ, один из самых многочисленных народов Евразии, крупнейший по численности народ России и Свердловской области. Русский язык относится к восточнославянской группе славянской ветви индоевропейской языковой семьи. Русские – православные христиане, отдельную этноконфессиональную группу составляют старообрядцы.

В мире проживает около 150 млн. русских. По итогам 2010 года в России проживало 111 016 896 русских или 80,9% от населения страны. Русские проживают также на Украине, в Белоруссии, в Казахстане, США, Польше, Великобритании и др. странах.

Русские занимают значительное большинство в составе населения Свердловской области (3 684 843 человек), 85,7% от всего населения, или 90,6% от числа населения, указавших этническую принадлежность по материалам переписи 2010 г. 

Начало этногенеза русских исследователи связывают с периодом IX – X веков, когда происходит консолидация восточнославянских племен и формируется древнерусская народность. Начальный этап формирования современного русского народа связан с распадом древнерусской общности и приходится на XIV век, консолидационные процессы завершаются в XV – начале XVI в. В этнической истории русских большое значение имели миграционные движения на восток и освоение новых территорий Русского Севера, Вятки, Приуралья, Урала, Поволжья и Сибири.

Начало активного формирования русского населения на восточном склоне Урала связано с включения Зауралья в состав Русского государства, которое происходит после похода Ермака в конце 1580-х гг. С этого же времени начинается активное заселение и освоение русскими крестьянами этой территории. Уже в середине ХVII в. русские становятся основным и преобладающим населением региона. Важным для развития Зауралья становится основание в 1598 г. города Верхотурья, ставшего крупнейшим административным, хозяйственным, транспортным, культурным и духовным центром. Особенно активным формирование поселенческой сети и приток русского населения происходит в ХVII в. в округе современного Невьянска, например, в ХVII в. появляются первые русские поселения, в 1669 г. по приказу  верхотурского воеводы, основывается Аятская слобода. В слободе и ее окрестностях начинают селиться русские крестьяне. Одним из старейших поселений в районе современного Алапаевска является село Арамашево, возникшее в первой половине ХVII в. (с 1631 – 32 гг.). Именно к этому веку (1639 г.) относится и первое упоминание деревни Алапаихи на одноименной реке. С 1639 г. ведет свою историю село Деево. В ХVII в. основано большинство русских старожильческих поселений в этом районе, в том числе названные села, а также с. Голубковское, Коптелово, Костино, Нижняя Синячиха.

Формирование русского населения Урала происходило за счет переселенцев из разных территорий – основу русского старожильческого населения заложили выходцы из районов Русского Севера, Вятки, Прикамья. В меньшей степени в освоении Урала принимало участие среднерусское крестьянство из районов Центральной России и Поволжья. Отдельные села и деревни были основаны южнорусским крестьянством. Таким образом, в основе этнокультурных комплексов Среднего Урала – севернорусский с элементами средне- и южнорусских традиций. Формирование русских связано и с несколькими миграционными волнами. В ХVI –ХVII вв. складывается русское крестьянское старожильческое население, с середины ХVII в. начинаются миграции в регион, связанные с расколом Русской церкви, Урал становится одним из значительных старообрядческих центров России. По числу старообрядческого населения Пермская губерния к концу ХIХ века занимала одно из первых мест в России. Очаги старообрядчества в регионе в основном складываются в тех районах, заселение которых происходило в конце ХVII – ХVIII в., значительное число сторонников «старой веры» проживало и на уральских горных заводах. Во второй половине ХVII в. старообрядцы появляются на Урале в основном с Поморья и северных областей России, в начале ХVIII в. отмечается приток старообрядцев с р. Керженец. Старообрядческое население представлено разными согласиями, из которых наиболее многочисленными являются часовенные, поморские  и белокриницкие. По культурно-бытовым особенностям старообрядческое население несколько отличалось, сохраняя архаичные черты традиционной культуры. Приверженность «старой вере», традиционализм старообрядчества сказались на сохранении не только «древнего благочестия», но и комплекса традиционных представлений, консервации многих обычаев, обрядов и поверий, на что неоднократно указывали исследователи – этнографы, лингвисты и фольклористы. Существенной особенностью старообрядческих традиций было значительное влияние на народные формы культуры, в том числе и обрядности, книжной традиции.

В XVIII веке возникновение горной металлургии на Урале происходило при прямом участии местного населения, прежде всего русских крестьян. Из местного крестьянского населения формировались кадры работных людей для заводов. Одновременно появление на Среднем Урале заводов и заводских поселений обусловило приток нового населения из центральных промышленных районов России. Специфической уральской этнографической группой русских является русское горнозаводское население. В ХIХ в. в целом по Пермской губернии доля заводского населения составляла 23,5% от всего населении губернии: «около четверти населения Пермской губернии принадлежит к сословию мастеровых, живущих на заводах, в условиях своеобразных и существенно различных от условий жизни крестьян и горожан». Особенности социального статуса и хозяйственных занятий стали основной причиной появления специфических черт традиционной культуры горнозаводского населения. В отличие от крестьян, рабочие завода имели незначительную часть пахотных и сенокосных угодий и лишь отчасти занимались земледелием. Новые социально-экономические и товарно-денежные отношения отражались на трансформации традиционных общинных институтов. Одной из характерных черт горнозаводской среды явилось и активное проникновение в нее элементов «городской» культуры.

Формирование русского населения в последующие периоды происходило в основном за счёт внутренних миграций, а также притока из западных регионов России. В начале ХХ в. активная реализация в стране переселенческой политики также приводит к образованию на Среднем Урале новых населенных пунктов и притоку русского населения из западных губерний России. Разные миграционные волны и особенности формирования русского населения Среднего Урала обусловили многообразие и особенности этнокультурных комплексов.

Этнокультурные традиции русского населения проявляются в разных сферах: хозяйственных традициях, развитии промыслов и ремесел, одним из наиболее известных среди которых является уральская домовая роспись, особенностях поселенческой сети, типологии усадебного комплекса и жилища. Традиционный женский костюм большинства территорий Урала севернорусского типа, его основу составляли рубаха с сарафаном, постепенно сменившиеся кофтой и юбкой. Среди комплексов духовной культуры – традиции календарной и семейной обрядности, фольклор. Традиционная культура русских Урала развивалась во взаимодействии с культурой соседних народов – татар, башкир, марийцев, удмуртов, манси.

Этнокультурное наследие русского населения Среднего Урала в настоящее время представлено как в сохранившихся формах традиционного жилища, костюма, промыслов и ремесел, ставших визитной карточкой территории, в сохранении праздничной культуры и фольклора. Сохранение и популяризация русской традиционной культуры – задача учреждений культуры области, фольклорных ансамблей, музеев, общественных организаций. Этнокультурное наследие выступает важным ресурсом развития как области в целом, так и отдельных ее территорий.

А.В. Черных,

член-корреспондент РАН,  доктор исторических наук,

заведующий сектором этнологических исследований

Отдела истории, археологии и этнографии

Пермского научного центра      УрО РАН, г. Пермь.