Главная / О Центре / Историческая справка

Историческая справка

Центр традиционной народной культуры Среднего Урала располагается в двух старинных купеческих особняках – памятниках архитектуры второй половины XIX века (ул. Чапаева, 10; ул. Горького, 33).

Каменный особняк М. М. Ошуркова (ул. Чапаева, 10) построен по проекту известного екатеринбургского архитектора Ю.О. Дютеля. Оригинальные высокие «барочные» фронтоны и башенки, обилие лепных украшений, изящные чугунные ограждения и решетки делают это здание одним из красивейших сооружений на улице Чапаева (бывшая Архиерейская). Внутри особняка сегодня почти без изменений сохранился декор вестибюля и парадной лестницы. По особняку и купеческой усадьбе проводятся экскурсии (по предварительным заявкам).

Владелец усадьбы, Михаил Михайлович Ошурков – один из представителей купеческой династии Ошурковых, известных в XIX в. предпринимателей, основателей торгового дома «Братья Ошурковы и Поклевский-Козелл». Ошурковы были владельцами стеариновых, мыловаренных, фосфорных, кожевенных заводов в Екатеринбурге и в его окрестностях, занимались разработкой золотых приисков, торговлей, организацией речных караванов и их проводкой по бурным водам реки Чусовой.

Братья Ошурковы были видными общественными деятелями и меценатами. М.М. Ошурков успешно трудился в Городской Думе, исполнял обязанности почётного смотрителя городского 3–х классного начального училища; был награждён серебряной медалью «За усердие» для ношения на шее на Станиславской ленте. Кроме этого, Михаил Ошурков интересовался историей и культурой Урала, принимал участие в работе Уральского общества любителей естествознания. Сын М.М. Ошуркова, Константин, который унаследовал дом после смерти отца, также активно сотрудничал с УОЛЕ, занимаясь историей фаянсового и фарфорового производства на Урале и изучением коллекции медной чеканной посуды, которую делали на уральских заводах в XVIII в.

 Выставочный зал Центра традиционной народной культуры Среднего Урала «Усадьба М.М. Ошуркова» расположен в старинном купеческом особняке. Улица Чапаева, ранее называвшаяся Архиерейская, на которой были расположены усадьбы всех Ошурковых, в конце XIX в. считалась самой красивой в Екатеринбурге.

Второе здание Центра традиционной народной культуры расположено в доме купца Евдокима Степановича Степанова (ул. Горького, 33) – уникальном памятнике деревянного зодчества, построенном в 1886 г. по проекту архитектора  В.В. Коновалова, работавшего в одно время с Ю.О. Дютелем. Второй этаж здания обильно украшен пропильной деревянной резьбой по мотивам народного творчества, как снаружи  (наличники окон, фронтоны, карнизы), так и внутри (резные потолки в комнатах). В том же стиле «деревянного теремка» построен и дом Степановых в Челябинске. Очевидно, челябинские купцы Степановы, основавшие торговый дом «Братья Степановы» и занимавшиеся мукомопьным производством и мучной торговлей на Урале, имели особое пристрастие к широко распространенному в архитектуре в конца XIX «русскому стилю», от которого остались сегодня лишь единичные памятники.

Торговый дом братья Степановы – создан в 1877 челябинскими купцами Евдокимом, Иваном, Никифором, Павлом Степановичами Степановыми в форме товарищества на вере. Фирма зарегистрирована в Екатеринбурге, где находилась главная контора фирмы. Фирма имела филиалы в Перми, Уфе и Челябинске. Род деятельности: мукомольное производство и мучная торговля. Основной капитал – 70 тысяч рублей. Торговый дом имел 4 мельницы, которые находились в городе Троицке и близ поселка Першино Челябинского уезда Оренбургской губернии, а также в Екатеринбургском уезде  (“Верх-Истокская” и “Нижне-Истокская”).

Мукомольное производство стало исключительно выгодным делом, но всех превзошли по размаху братья Степановы из Екатеринбурга. Выбранное ими место между казачьей станицей Першино и деревней Казанцево оказалось важной точкой пересечения дорог. В 1894 году на берегу реки Миасс заложили фундамент мельницы, а уже в октябре появились корпуса машинного и турбинного отделений, зерновой амбар, гидротехнические сооружения, жилье для специалистов: Мукомольное предприятие купцов Степановых было для тогдашней России высокотехнологичным: оборудование фирмы "Эрленгер" позволяло перерабатывать до 75 тонн зерна в сутки, выпускать муку шести сортов. Но самым гениальным оказался выбор места для завода: перевозка зерна и муки баржами была за пуд на 2 копейки дешевле, чем другими видами транспорта - гужевым и железнодорожным, производство Степановых развивалось вне конкуренции... ("степановская" мельница была остановлена в 1986 году из-за ветхости).

  Улица Максима Горького 33. Фронтон.
     
  Улица Максима Горького 33. Окно второго этажа.
     
  Улица Максима Горького 33. Деревянный потолок в одной из комнат второго этажа.

Деревянное зодчество в архитектуре городов России.

Деревянное зодчество второй половины XIX - нача­ла XX века - одно из самых ярких явлений в русской архитектуре того времени. Этот демократичный вариант «русского» стиля был широко распространен в Екатерин­бурге. Деревянные здания составляли основную массу застройки уральского города, так как дерево - материал в высшей степени гигиеничный и податливый в обработ­ке, а также сравнительно дешевый - было наиболее дос­тупным и давало большие возможности для образования сложных форм, свойственных стилизаторской архитектуре.

Все, что было свойственно русской архитектуре второй половины XIX - нача­ла XX века, нашло отражение в деревянном зодчестве Ека­теринбурга. Архитекторы, работавшие в области дере­вянного строительства, вдохновлялись господствующими в то время эстетическими идеалами «русского» стиля. Во многом шли они от внешней декоративной формы, от отдельных элементов и деталей, однако часто обраща­лись и к традиционной схеме крестьянской избы, претво­ряя ее в городском доме. Деревянные и полукамен­ные постройки конца XIX- начала XX века, отмеченные яркой характерностью и индивидуальностью облика, состав­ляют сегодня неотъемлемую часть архитектурного насле­дия Екатеринбурга.

Большинство деревянных домов возводилось артелями подрядчиков - зачастую по чертежам землемеров или техников (даже учителей рисования). И только в последние десятилетия XIX века деревянные дома попадают в поле зрения архитеторов-профессионалов. Это было время увлечения отечественным народным искусством - национальным фольклором, деревянной резьбой, орнаментами, мотивы которых вобрал в себя "русский" стиль, ставший одним из массовых архитетурных течений Екатеринбурга.

Деревянные дома заметно укрупнялись: подтягивались к размерам каменных, а иногда и превосходили их. Часто в Екатеринбурге воздвигались дома, у которых первый этаж либо цоколь выкладывался из кирпича, а вся верхняя часть была деревянной. Такой прием был весьма практичен - низ дома получался несгорае­мым, а также хорошо предохранял верх от гниения. В го­роде были построены самые разнообразные типы таких полукаменных жилых особняков - едва ли можно найти похожие друг на друга. Таковы, например, дома купеческих усадеб Е.Ф. Степанова и Ф.И. Крутикова на Механической и 2-й Беговой. Дерево давало большие возмож­ности для создания различных вариантов домов, начиная от традиционно симметричных объемов с мезонинами и кончая живописными асимметричными композициями.

     

В том же стиле построен и дом Степановых в Челябинске.

Наиболее яркими представителями русской деревянной архитектуры являются усадьбы на ул. Сакко и Ванцетти, 24, 28 – Агафуровых; 23, 25 – дом К.М.Попова и дом А.С.Лебедева соответственно. Здания обильно декорированы прорезной деревянной резьбой. Дерево хорошо поддавалось отделке и позволяло создавать самые различные декоративные элементы. Вычурные резные окна, двери, карнизы, фронтоны, решетки, балконы, башенки определили композицию, стилистику и особый силуэт домов-теремов. Архитекторами этих наугольных усадеб предположительно являются Дютель Ю.О. и Коновалов В.В.

Следует назвать еще несколько сохранившихся памятников деревянного зодчества конца Х1Х в. – начала ХХ в.: дом Е.О.Селивановой (ул. Толмачева, 24), дом Н.И.Маева и Н.К.Покровского (ул. Тургенева, 20, 24), усадьба А.А.Трусова и Г.И.Елизарьева (ул. Белинского, 20 6),

Усадьба Елизарьева Г.И., 1880-е гг. Архитектор Коновалов ул. Белинского, 6а (6б)